Стандартная конструкция гаража предусматривает, как минимум, одну вентиляционную систему, в которой воздухообмен в помещении осуществляется за счет естественной вентиляции. Понятно, что производительность и напор в этом случае значительно уступают схемам принудительного вентилирования с использованием вентиляторов и воздуходувок, но естественная вентиляция в гараже обладает неоценимым качеством - практически стопроцентной надежностью и устойчивостью работы при ее правильном проектировании.
Принцип работы и схема естественной вентиляции
В основе системы воздухообмена без использования всевозможных нагнетающих вентиляторных устройств заложен принцип воздушного шара - теплый воздух вытесняется из помещения гаража или подвала за счет гидростатического давления более холодного и тяжелого наружного воздушного столба. Разница в плотности и удельном весе холодного и теплого воздуха очень небольшая, но все же ее хватает, чтобы обеспечивать естественный воздухообмен с кратностью в 3- 4 меры в час.
Естественной системе вентиляции присущи некоторые «врожденные» недостатки:
- Невысокая производительность в условиях стандартного гаража, несколько возрастающая в холодное время года и уменьшающаяся практически до минимума в летний зной;
- Высокая чувствительность к всевозможным поворотам при неграмотной балансировке потоков воздуха внутри помещения гаража;
- Необходимость тщательного подбора параметров воздуховодов и точек расположения приточных окон и вытяжной трубы.
Важно! Тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, естественная вентиляция очень широко используется для обустройства всевозможных помещений и построек, в том числе подвалов и гаражей, вследствие своей необычайной простоты и надежности.
На самом деле даже в испепеляющую жару естественное движение воздуха по трубам воздуховодов не прекращается до нуля. При любой температуре всегда существует горизонтальное движение воздуха, в жару или сильный мороз еле уловимое, но оно есть, поэтому естественная вентиляция, отличие от принудительных систем вентилирования, никогда не умирает до конца.
Такой производительности явно недостаточно для полноценной вентиляции гаража, но это все же лучше, чем полная остановка движения воздуха в вентиляционных системах, например, при отключении электроэнергии или перегорании мотора.
Как сделать эффективной естественную вентиляцию
Чтобы система естественного воздухообмена удовлетворяла минимальным санитарным требованиям к помещению гаража, при ее планировании и обустройстве необходимо учитывать следующие моменты:
- Приточные отверстия должны располагаться на максимально низком расстоянии от поверхности земли, срез вытяжной трубы стараются расположить на максимальной высоте. При этом подводов может быть несколько, а труба вытяжки для помещения гаража только одна, для подвала необходимо устанавливать свою отдельную вытяжную трубу;
- Чтобы уменьшить количество застойных зон и обеспечить максимальное обтекание транспорта, хранящегося в гараже, приточные окна вентиляции должны делаться на максимальном горизонтальном удалении от вытяжной трубы.
- Для обеспечения вентилирования помещения площадью в 15 м 2 с нормальной кратностью воздухообмена 4- 5 раз в течение часа, потребуется вытяжная труба 100 мм. При увеличении площади гаража с каждым дополнительным квадратным метром диаметр трубы увеличивается на 10 мм.
Совет! Таким образом, для естественной вентиляции стандартного гаража в 24 м2 теоретически необходима труба почти в 200 мм. На практике такие вытяжные каналы не используют, вместо одной толстенной трубы устанавливают две «сотки».
Кроме того, приведенный расчет выполнялся для стандартной высоты среза трубы вентиляции в 3000 мм над грунтом. Одна труба для вентиляции гаража, поднятая на высоту в 5 м, покажет производительность на 40% больше суммарной пропускной способности двух труб с высотой установки в 3 м.
Увеличение диаметра вытяжного канала от расчетного значения не всегда приводит к увеличению тяги. Уменьшение диаметра делает работу естественной вентиляции более стабильной, но снижает производительность. Оптимальную величину производительности естественной вентиляции можно получить, исходя из приведенных расчетов. При этом размеры приточных окошек должны соответствовать диаметру вытяжки.
Особенности компоновки и устройства естественной вентиляции гаража
Самый простой вариант построения системы естественной вентиляции изображен на схеме.
Для забора естественной вентиляцией внешнего воздуха, холодного и тяжелого, используются два приточных окна диаметром, равным диаметру вытяжной трубы. Из-за того, что вход в вентиляцию располагается на максимально низкой высоте, всего 10- 15 см над грунтом, срез окна чаще всего закрывается перфорированной стальной пластиной, чтобы предупредить возможное проникновение в помещение гаража насекомых и грызунов. Из-за решетки полезная площадь заборных окон уменьшается вдвое, поэтому приходится устанавливать два окна.
Если в гараже хранится автомобиль или другое транспортное средство, зачастую приточные окна естественной вентиляции выполняют в виде вентиляционных решеток на нижней части гаражных ворот. Вытяжную вентиляцию располагают на задней стене в виде двух приемных труб малого диаметра, примерно 50- 70 мм. Приемное окно одной из труб устанавливают в районе потолка, вторую на высоте 60- 70 см над полом. В результате большая часть воздуха, засасываемого естественной вентиляцией гаража, будет разделена на два потока. Третья часть воздушной массы будет протекать под автомобилем, нагреваться и засасываться нижним срезом вытяжной системы. Две трети потока будут обтекать автомобиль по наружной поверхности, и засасываться припотолочным вытяжным каналом.
Таким образом, у хозяина гаража есть возможность сохранить свой автомобиль в идеальном состоянии без использования дорогостоящей приточно- вытяжной вентиляции. При желании достаточно просто собрать естественную вентиляцию гаража своими руками.
Постройка естественной вентиляции для помещения гаража
Чтобы изготовить своими руками систему естественного воздухообмена помещения гаража, необходимо сделать две простые вещи. Первое - с помощью цилиндрического сверла вырезать в стене отверстие, диаметром 120 мм. Если стены усилены арматурой, то проще сделать заборное окно в виде щели или нескольких отверстий меньшего диаметра. Срез располагается на высоте 20 см над отмосткой фундамента гаража. Срез приемного окна затягиваем тонкой стальной сеткой или решеткой, чтобы мышам и крысам было неповадно искать убежище в гараже.
Более сложным является установка вытяжной трубы. Прежде всего, потребуется асбестовая или пластиковая труба, диаметром в 100 мм. Не используйте стальные, чугунные или жестяные, алюминиевые трубы под вытяжку. Лучше всего подойдет асбестоцемент или стеклопластик, на худой конец обычную канализационную пластиковую трубу, усиленную обмоткой на пенополиуретановой пене. Про металл забудьте и выкиньте из головы. В стальной трубе воздух очень быстро остывает, и тяга падает почти в два раза. В зимнее время можно легко получить обратную тягу или удар, когда холодный воздух пойдет внутрь помещения через вытяжной канал.
Для установки вытяжки выбираем место в верхней точке гаража, пересекая помещение по диагонали. Отверстие под вытяжку режем аккуратно несколькими цилиндрическими сверлами по бетону. Чем выше труба, тем лучше тяга, но больше опасность опрокидывания под порывами ветра или из-за птиц, способных часами сидеть на теплом защитном козырьке вентиляционной системы. В некоторых случаях крышку набивают острыми гвоздями или шурупами. Основание трубы усиливают насадкой из пены и рубероида.
В завершении тягу в вытяжном канале проверяют с помощью небольшого импровизированного факела или сигаретного дыма.
Для нормальной работы естественной вентиляции гаража пространство между приточным окном и вытяжной трубой не должно загромождаться шкафами, стеллажами, любыми предметами, препятствующими движению потоков воздуха. Если вам необходимо обеспечить в гараже локальный отвод воздуха, например, от рабочего стола или верстака, где выполняются сварочные работы, в этом случае необходимо проложить дополнительный воздуховод от вытяжной трубы к месту работы.
Для подвального помещения обычно устанавливают приточную систему, при этом заборные окна располагают на высоте от 40 до 80 см, а наружный воздух направляют внутрь подвала по дополнительному каналу, изготовленному из той же канализационной, стальной или асбестоцементной трубы. Для вывода воздуха изготавливается и устанавливается свой вытяжной канал, диаметром в 60- 70мм.
Заключение
Наличие подвального помещения с хранилищем овощей сказывается на состоянии автомобильной техники, хранимой в гараже, самым негативным образом. Поэтому специалисты рекомендуют либо выполнять отдельный вход в подвальное помещение, либо оснащать гараж принудительной приточно- вытяжной вентиляцией. Из-за слабой тяги естественная вентиляция требует регулярной чистки каналов и воздуховодов. Как минимум, раз в году каналы вытяжки естественной вентиляции прожигают факелом из свернутой газеты, чтобы удалить огромное количество паутины и мусора, скопившегося за лето.
Большинство автовладельцев стараются держать свои транспортные средства в специально оборудованном помещении – гараже. Создание оптимальных условий для сохранности автотранспорта, запасных частей, необходимых инструментов напрямую зависит от хорошего воздухообмена между гаражом и внешней средой. Только наличие эффективно функционирующей вентиляции позволяет избежать коррозии металла от скопившейся влаги, обеспечивает выветривание выхлопных газов, запаха смазки и бензина. Грамотно установленная вентиляция гаража, совмещённого с погребом, делает возможным сохранение урожая овощей и зимних заготовок. Изучив виды вентиляционных систем, а также способы их монтажа и условий применения можно решить, как правильно сделать вентиляцию в гараже своими руками или усовершенствовать уже имеющуюся.
Нужна ли вентиляция в гараже?
В соответствии с нормативными документами РФ, свежий воздух должен поступать в помещение, где хранится автомобиль, в объёме, по меньшей мере, 180 литров ежечасно. В Европе данный норматив равен 360 литрам в час. Считается, что обновление воздуха в соответствии с данной нормой делает пребывание автовладельцев в закрытом гараже безопасным на предмет отравления выхлопным газом. СО 2 может уже при уровне 0,2 % привести к потере сознания или даже гибели человека. Опираясь лишь на эту информацию понятно, что вентиляция гаража — это залог сохранения здоровья всех, кто в нем может находиться даже непродолжительное время.
Вентиляционная система в гаражном помещении, несмотря на его:
- размеры (для одной или нескольких машин),
- наличие надстроенных комнат (мастерских),
- помещений нижнего уровня (смотровых ям, погреба, подвала),
выполняет не только функцию выведения вредных газов. Она устраняет излишнюю влагу, скапливающуюся в гараже, а также предотвращает образование агрессивного конденсата, как в самом помещении, так и внутри автомобиля. Повышенная влажность — это вероятность образования грибка и плесени на всех поверхностях, а их споры приводят к аллергии и заболеваниям дыхательных путей человека. Хорошая вытяжка поможет предотвратить подобные проблемы.
Виды вентиляции гаража
Вид будущей вентиляции зависит от следующих характеристик гаражного помещения:
- площади;
- количества этажей;
- материала постройки.
Различают 3 типа систем воздухообмена для гаража:
- естественная
- принудительная (механическая)
- комбинированная
Естественная
Имеет в наличии 2 канала, обеспечивающих естественную воздушную циркуляцию в гараже. Первый канал предназначен для притока уличного воздуха внутрь, по второму идет вытяжка воздушных масс наружу. Смена воздуха происходит посредством разницы температур внешней среды и внутри гаража. В проект чаще всего закладывается именно этот вид вентиляционной системы как малозатратный, легко монтируемый (даже самостоятельно) и энергонезависимый.
Принудительная
Основана на использовании механического способа притока и вывода воздуха, реализуемого с помощью специальных вентиляторов, встроенных в вентканалы. Принудительная вентиляция проводит полную смену воздушных масс в помещении гаража. Однако, данный вид вентиляции полностью обусловливается наличием электроэнергии, отсутствие которой делает такую систему недейственной и бесполезной.
Комбинированная
Совмещает описанные ранее вентиляционные системы. Вентилятор устанавливается на один из вентканалов (на вытяжку из гаража или на приток воздуха с улицы), второй при этом остается с естественной вентиляцией. Производительность комбинированной системы может изменяться за счет увеличения мощности встроенного вентилятора. При отсутствии подачи электричества из комбинированной она превращается в естественную вентиляцию, правда сила тяги будет достаточно слабой из-за лопастей вентилятора.
Чтобы определиться в выборе системы вентиляции для гаража, необходимо знать технологию организации и удостовериться в возможности монтажа выбранной системы.
Технология организации естественной вентиляции
Рассмотрим основную схему естественной вентиляции с двумя независимыми вентканалами.
При организации полноценной циркуляции воздуха в гараже следует учесть следующие моменты:
- Входной люк для поступления воздуха располагается внутри гаража выше пола на 10 см, а сам вентканал изгибается под 90° и поднимается на 30 см от земли. От осадков и грызунов желательно защитить вентиляционный вход козырьком и решеткой. Если использовать для поступления воздуха специально прорезанные отверстия в воротах гаража или его передней стене, то они делаются по площади в два раза больше, чем сечение трубы для входной вентиляции и их так же необходимо защищать решетками.
- Вытяжка должна быть расположена у задней стенки гаража в верхнем противоположном углу по отношению к входному вентканалу. Начинается вытяжная труба на 10 см ниже потолка, а заканчивается не менее полуметра над крышей. Защищается от осадков козырьком и, желательно, дефлектором для стимуляции тяги.
Естественная вентиляция базируется только на действии физических законов и погодных изменениях:
- движение воздуха в гараже происходит благодаря разнице температур и плотности воздушных масс внутри и снаружи постройки, смене выходящего теплого входящим охлаждённым воздухом
- скорость обмена потоками зависит от силы ветра, стремящегося на замену теплого воздуха (с низкой плотностью), сохраняющего температуру при хорошей изоляции гаража
- движение при воздухообмене задано стремлением теплого воздуха вверх туда, где давление понижено.
При простоте конструкции и экономии средств при создании естественной вентиляции стоит не забывать о существующих минусах:
- летом на улице теплее, чем в гараже, и процесс смены воздуха будет идти очень слабо
- перепад давления приведет к сквознякам, а они очень вредны для здоровья
- если гараж маленький, то разница в давлении и температуре тоже будет небольшая, а это ухудшит циркуляцию воздуха
- не всегда ветер дует во входное отверстие
- необходимо регулярно чистить каналы зимой от замёрзшего конденсата
Монтаж естественной вентиляции
Как правильно сделать естественную вентиляцию в гараже своими руками? Необходимо строго придерживаться расчетов и соблюдать всю последовательность монтажа вентканалов.
- Для расчета вентиляции необходимо знать площадь гаража. На 10 квадратных метра площади будет требоваться 150 мм диаметра вентканала. К примеру, при площади гаража 20 м 2 понадобится, соответственно, труба с сечением 30 см (2,0 х 15=30). Выходит, если трубы только две, то они обе должны быть с таким сечением, если же используется несколько вытяжек или приточных входов, то можно разделить диаметр на количество входов. Получается, приточный канал — один диаметр трубы 30 см, а вытяжка, оборудованная в двух местах — две трубы, каждая не менее 15 см (30:2=15).
- Для установки труб или коробов согласно расчету и схеме, описанной в технологии организации естественной вентиляции, понадобятся:
- трубы необходимой длины,
- уголок для приточной трубы,
- инструмент для изготовления отверстий в стене и крыше,
- герметик для заделывания щелей,
- дефлектор на вытяжку,
- защитные решетки и козырек.
Система принудительной циркуляции воздуха
Погодные условия не влияют на механическую систему вентиляции в помещении гаража, но она полностью зависима от подачи электроэнергии. При этом принудительная вентиляция может иметь выходы венткаалов в любой части гаража и поддерживать норму воздухообмена на все сто процентов.
Составляющие системы принудительной циркуляции воздуха в гараже:
- конструкция приточной установки состоит из фильтра, электрического обогревателя и вентилятора
- модуль вытяжной установки имеет в своей конструкции два вентилятора или специальный канальный агрегат.
Воздух в принудительной вентиляции до поступления в гараж очищается и нагревается (если это необходимо), а грязный выводится через несколько независимых воздуховодов или одним, объединённым на выходе.
Монтаж принудительной вентиляции
Принудительная вентиляция в гараже своими руками успешно монтируется на основе предварительного расчета всего оборудования.
Размер вентиляционных отверстий можно рассчитать как по основной формуле, описанной выше (в расчете естественной вентиляции), так и по другой, подходящей для монтажа одноканального воздухообмена. При расчете отверстий необходимо знать третью часть площади гаража, так как она должна быть равна сумме величин всех предполагаемых отверстий.
Можно упростить монтаж принудительной вентиляционной системы, используя моноблок, который объединяет вытяжку загрязненного и подачу свежего воздуха с улицы. Есть возможность сэкономить, приобретая моноблок с пластинчатым рекуператором тепла воздуха. Данный аппарат потребляет наименьшее количество энергии (по сравнению с другими приборами для создания принудительной вентиляции).
Необходимо учесть, что только принудительная вентиляция способна делать нормативную смену воздуха в подземных гаражах и только она зимой отлично справится с поступающим низкотемпературным воздухом, не создавая перепадов температур и крайне вредных сквозняков.
Технология монтажа комбинированной вентиляции
У механической вентиляции существует хорошая альтернатива — это комбинированная система вентиляции гаража. Совмещая в себе (достаточно удачно) естественную систему воздухообмена и механическую (принудительную) вентиляцию, комбинированная система циркуляции воздуха отличается по определенным моментам.
Естественная вентиляция | Принудительная вентиляция | Комбинированная вентиляция |
Приток и вытяжка воздушных масс в гараже находится в зависимости от погоды | Стабилизирует приток и вытяжку воздуха вне зависимости от погоды | |
Строгое соблюдение схемы расположения вентканалов | Каналы размещают как удобно, а не по одной определенной схеме (исключение: каналы нельзя располагать напротив друг друга) | |
Энергонезависимая | Полностью зависит от подачи электричества | На половину зависит от подачи электричества |
В комбинированной вентиляционной системе при расчете диаметра вентканалов действует тот же принцип, что и при естественной вентиляции гаража, то есть, сколько воздуха входит, столько должно выйти. Если монтаж комбинированной вентиляции проводится самостоятельно, то, выбирая встраиваемый вентилятор на вытяжку в гараж, необходимо рассчитать его производительность, и при покупке посмотреть в прилагаемых документах соответствие показателей, не забывая, что приток свежего воздуха должен соответствовать или быть выше нормы (180 л/ч).
Вариант самостоятельного расчета мощности в зависимости от объема вентилируемого помещения: воздух желательно сменять от пяти до семи раз в час. Значит, умножим объем гаража на кратность смены воздуха. Пример: объем гаража равен 54 м 3 . Умножаем на 5, получается 270 м 2 . Эта цифра и есть рекомендованная производительность вытяжного вентилятора.
Устанавливая комбинированную вентиляцию в гараже можно быть уверенным в ее эффективной работе в любое время года. При этом один вентилятор потребляет меньше энергии, чем несколько.
Выбор, какая система вентиляции гаража подойдет в каждом конкретном случае, решают сами автовладельцы. Они должны знать, что если существуют нижние уровни в гараже (смотровая яма, технический подвал, погреб), то необходимо разобраться в особенностях проектирования и монтажа вентиляции и этих построек.
Вентиляция гаража со смотровой ямой
В смотровой яме без вентиляции воздух не циркулирует и застаивается, накапливая сырость и затхлость, что пагубно влияет на днище автомобиля, запчасти и инструменты. Организации естественной вентиляции будет достаточно для решения данной проблемы — приточная труба просто опускается непосредственно в яму. Можно сделать автономную вентиляционную систему смотровой ямы, расположив вентканалы (d = 10 см) по стандартной схеме:
- в противоположных углах ямы;
- один — на расстоянии 0,1 м от пола ямы;
- второй — на 0,1 м ниже пола гаража;
- выходы каналов на улице необходимо защитить от осадков, мусора, грызунов.
Зимой яму лучше всего закрывать, чтобы не скапливать мусор и сырость от въезжающего автомобиля.
Вентиляция гаража с подвалом
В случае совмещения погреба с помещением гаража можно использовать описанные выше виды вентиляции гаража. Организация единой системы воздухообмена между улицей, помещением гаража и подвалом производится по общей схеме с некоторыми особенностями:
- необходимо максимально исключить наличие изломов и поворотных узлов вентиляционных каналов (особенно для естественной вентиляции);
- трубу вытяжки утеплить для предотвращения образования конденсата;
- использовать трубы одного диаметра по всей системе вентиляции.
Примеры схем различных видов вентиляции гаража с подвалом:
Схема принудительной вентиляции усложняется только выводом воздуховодов в погреб, если мощность рассчитана правильно на весь объем помещения гаража и подвала.
Как вывод, соблюдая все нормы и правила при создании вентиляции в гараже своими руками, можно добиться следующего:
- выведения всех вредных веществ, скапливающихся в помещении (что важно для безопасности людей и построек)
- предупреждение развития коррозии на металле автомобиля и инструментах
- оптимального уровня влажности и температуры
- сохранности продуктов в подвальном помещении гаража.
Владельцы личных транспортных средств и построенных для них гаражей порой с излишней беспечностью относятся к важной коммуникационной системе – к вентиляции. Однако формирование условий для хранения машины, запчастей, инструментов, запасной авторезины, продуктов и заготовок в подвале в немалой степени зависит от правильной циркуляции воздуха. Грамотно выполненная вентиляция в гараже необходима для поставки свежего воздуха, требующегося, как хозяину, так и его движимой собственности. Данный тип коммуникаций отвечает также за устранение летучих токсичных компонентов и излишка влаги.
Уверенность многих владельцев гаражей в том, что нежилое помещение не нуждается в вентиляции, помогут опровергнуть характерные последствия отсутствия данной системы.
- Сырость, оказывающая разрушающее действие на металлические составляющие кузова, на электронные устройства и электрику авто. Кроме вреда, причиняемого машине, избыток влаги ускорит процессы порчи и гниения запасов, станет причиной появления грибка на стенах, деревянных опорах и других конструктивных элементах гаража, выполненных из древесины и из металла.
- Токсичная среда, негативно действующая на здоровье хозяина. Без вентиляции в гараже будет формироваться атмосфера, вызывающая головные боли, тяжелое болезненное состояние, отравление. Даже если концентрация испарений от неполного сгорания газа, бензина, дизеля не ощущается по началу владельцем гаража, в последствии накопившиеся токсины обязательно дадут о себе знать.
Элементы кузова, больше всего страдающие от отсутствия вентиляции в гараже
Устройство простейшей или сложной системы вентиляции избавит от негативных последствий. Тем более что согласно декларированным в СНиПе 21-02-99 требованиям данной коммуникационной системой хозяйственные постройки должны быть оборудованы наравне с жильем.
Независимо от типа технической и конструктивной сложности система вентиляции должна оснащать гараж с отоплением и без него. Согласно нормативному регламенту объем притока свежего воздуха должен составлять 180 кубометров в один час (м³/ч), расположенный внутри постройки термометр должен показывать 5° С.
По европейским стандартам полный воздухообмен должен совершаться с периодичностью 6-10 раз в сутки.
Оборудовать системой, обеспечивающей воздухообмен и обдув машины, нужно двухэтажные гаражи и стандартные одноэтажные постройки. В двухэтажном строении с мастерской наверху, в постройках со смотровой ямой все помещения должны вентилироваться равнозначно. Обязательно должна быть устроена самостоятельная вентиляция погреба в гараже, так как в изолированном подвальном помещении не будет достаточно активной циркуляции воздуха для устранения сырости и запаха.
Вентиляцией нужно обеспечить любой гараж, независимо от его площади, численности хранящихся авто и количества этажных уровней
Выбор рациональной схемы устройства
Конструкция вентиляционной системы должна разрабатываться в период проектирования, так как функциональные отверстия нужно сделать в стенах и цоколе гаража во время возведения несущих элементов. Необходимо учесть количество этажных уровней, предполагаемую численность авто, высоту и площадь одного или нескольких помещений. На этом этапе владелец выбирает наиболее рациональный и выгодный способ обустройства, определяется с типом системы, способным справиться с возложенной на него функцией.
Обустроить гараж можно следующими видами вентиляции:
- Система естественной вентиляции, основанная на правилах аэродинамики и движении воздушной массы без принуждения.
- Комбинированная вентиляция в гараже, использующая правила естественного воздухообмена в сочетании с применением механических приспособлений для стимуляции движения воздушной массы.
- Механическая система вентиляции в гараже, осуществляемая посредством специальных установок, побуждающих отток и приток воздушной массы.
В схеме естественной, механической и комбинированной вентиляции могут использоваться один или два канала. Для стимулированной искусственным способом циркуляции воздушного потока чаще всего достаточно всего лишь одного отверстия.
Диаметр асбестовых или металлических труб, применяемых для формирования вентиляционных отверстий, рассчитывается исходя из объема воздушного потока, требующего замены. По нормативам на один квадратный метр должно приходиться 15 мм диаметра. То есть, для обустройства 10метрового гаража понадобится два отрезка трубного проката с размерами поперечного сечения 150 мм. Можно рассчитать размер вентиляционных отверстий по другой формуле, согласно которой треть площади гаража будет равна суммарной величине всех вентиляционных отверстий. Данной формулой пользуются в основном для расчета параметров вентиляционных отверстий, требующихся для установки системы механического одноканального воздухообмена.
Специфика естественного воздухообмена
Совершающаяся естественным образом циркуляция воздуха происходит за счет разницы температуры внутреннего пространства гаража и внешней среды. Для того чтобы воздух самопроизвольно циркулировал, необходима установка двух вентиляционных отверстий: вытяжного для отвода загрязненной воздушной массы и приточного для поступления свежего воздуха на замену. Данная вентиляция гаража своими руками, заключающаяся в монтаже труб с рассчитанным заранее диаметром, выполняется при сооружении несущих конструкций.
Схема, демонстрирующая принципы действия простейшей естественной вентиляции
Для обеспечения правильного воздухообмена необходимо соблюдать следующие правила:
- Отверстие, обеспечивающее приток свежего воздуха, располагают на уровне 10 см от нижней отметки пола, а воздуховод поднимают на расстояние в 30 см от грунтовой поверхности. Для защиты от насекомых, грязи и вандалов воздуховод оснащают сеткой и своеобразной крышей.
- Вытяжное отверстие устанавливают в диагонально-противоположном верхнем углу, на расстоянии 10 см от линии сопряжения стены с кровлей или от верхнего перекрытия. Труба, предназначенная для отвода загрязненного воздуха, выводится над кровлей. Высота расположенного над крышей гаража воздуховода должна составлять 50 см.
Вместо вентиляционного отверстия в стене могут быть установлены специальные приточные решетки в двери гаража
Функцию приточного отверстия могут выполнять специальные решетки, вмонтированные в ворота. Для того чтобы вентиляция работала эффективно, сечение данного приспособления, конструктивно напоминающего жалюзи, должно превышать диаметр вытяжной трубы в два-три раза.
Эскиз стандартного расположения приточных и вытяжных отверстий естественной системы вентиляции
Ускорить процесс удаления отработанного воздуха поможет установка дефлектора. Данное устройство, вмонтированное в вытяжной воздуховод, формирует зону пониженного давления, благодаря чему загрязненный воздушный поток вытягивается в отводящее его отверстие. Стимуляция обмена воздушной массы происходит без вентиляционного оборудования. Во избежание появления конденсата дефлектор оснащают теплоизоляцией.
Формирование движения воздуха при устройстве естественной вентиляционной схемы базируется лишь на грамотном использовании законов физики и атмосферных явлений:
- поступление воздуха обеспечено разницей плотности отводящегося теплого воздуха и поступающего холодного потока;
- интенсивность обмена обеспечена силой ветра, устремленного на замену теплой воздушной массы, отличающейся низкой плотностью и сохраняющей полученную температуру из-за изоляции гаража;
- направление задано естественным стремлением нагретого воздушного потока вверх и в область пониженного давления.
Тем, кто хотел бы знать, как правильно сделать вентиляцию в гараже, следует помнить, что исключить «опрокидывание» тяги в сезон низких температур сможет только равенство площади приточного устройства и тех же параметров вытяжной системы. В зависимости от погодного сезона собственнику гаража необходимо будет самостоятельно регулировать воздухообмен с помощью утепленных шиберов. В морозы нужно будет прикрыть сначала приточное устройство, затем вытяжное отверстие.
Приточное вентиляционное отверстие в гараже из бруса
Обоснованным преимуществом естественного обдува машины и замены загрязненного воздуха свежим потоком признана дешевизна. Однако у данной схемы есть ряд существенных минусов:
- действие вентиляционной системы естественного типа в летнюю жару будет сведено к нулю, так как за пределами гаража температура воздуха выше;
- перепады давления будут создавать внутри постройки сквозняк, нежелательный для автомобилистов, уделяющих много времени уходу за автомобилем;
- из-за небольших размеров гаража разницы в параметрах температуры и давления не всегда бывает достаточно для интенсивной циркуляции;
- сложно предугадать направление ветра, на входное отверстие не всегда будет поставляться воздушный поток;
- за состоянием приточных и выводящих приспособлений необходимо будет постоянно следить, очищать летом от грязи, гари и скопившейся пыли, зимой от наледи, возникшей из-за перепада температур.
Если в основе строительства гаража хозяином были заложены принципы сбережения, естественный тип вентиляции вполне приемлем. Но желающим не зависеть от подарков природы придется вложить больше средств и сделать несколько более дорогое, но регулярно функционирующее устройство вентиляции в гараже.
Комбинированный способ вентиляции
Дооснащение вентиляционной системы естественного типа механическими устройствами обеспечит независимость от атмосферных явлений и нерегулярно работающих на поставку свежего воздуха правил аэродинамики. Принципиально схема обустройства не отличается от стандартов вентиляции естественного типа.
Разница лишь в установке электрического вентилятора в области утепленного участка вытяжной шахты (отверстия воздуховода). Оборудование также может быть вмонтировано в стену, в случае такого расположения оно называется осевым. Установленный в месте пересечения кровли воздуховодом вентилятор называется крышным.
Принудительные механические устройства для дооснащения вентиляционной системы
Хозяину гаража, решившему сделать комбинированную систему, не грозят «неподъемные» расходы. Сам вентилятор не дорог, энергии потребляет не много. Не особенно эффективно, но все же результативно для того, чтобы слегка активизировать процесс обмена воздуха, функционировать вентилятор будет даже в выключенном состоянии. Умельцы, знающие, как сделать вентиляцию в гараже более экономичной, оборудуют конструкцию небольшим ветряком. За счет его установки лопасти вентилятора в ветряную погоду будут двигаться без электропитания, однако без действия порывов ветра от этого механического приспособления мало толку.
Недостатки комбинированной системы заключаются в необходимости включать и выключать вентилятор, с чем поможет справиться оснащение вентиляционной системы небольшим недорогим таймером или часовым реле. Еще один минус: поступающий в гараж воздух не очищается фильтром от пыли, не подогревается в зимнюю стужу, что может вызвать засорение каналов и существенное охлаждение внутреннего пространства гаража при понижении атмосферной температуры.
Система принудительной циркуляции воздуха
У механической вентиляционной системы нет недостатков, присущих вышеописанным типам. Независимо от любых погодных условий внутри постройки всегда будут требующиеся по нормативам хранения автомобилей температурные показатели. Только механическим способом может быть создана эффективная вентиляция подвала в гараже и хорошая циркуляция воздуха в смотровой яме. К тому же это единственный выход для подземных сооружений, предназначенных для хранения авто.
В работе механической системы участвуют два модуля:
- приточная установка, в конструкции которой есть фильтр, электрический калорифер и вентилятор;
- вытяжное оборудование, представленное системой из двух вентиляторов или одним канальным вентиляционным устройством.
Воздушный поток, поступающий в приточное устройство, подогревается и очищается, затем движется по каналу к приборам, выполняющим распределение обработанного воздуха. Загрязненная отработанная воздушная масса выводится за счет работы осевого вентилятора или канального оборудования с воздуховодом. Установка последнего варианта займет больше места под потолком и потребует больше усилий, зато равномерность распределения обработанной воздушной массы по гаражу гарантирована.
Для обустройства подземного гаража подходит механическая вентиляция
Превосходно действующая принудительная вентиляция в гараже может быть сделана с помощью установки моноблочной системы. Два блока ее объединенные в одной конструкции выполняют вытяжку, обработку и поставку воздуха. Наиболее экономичными считаются моноблоки, оснащенные пластинчатым рекуператором тепла. Этот вид оборудования расходует минимум энергии, потому что образованное при работе тепло направляется на обогрев вновь поступившего воздуха.
Заключение, делаем выводы
Устройство вентиляционной системы в гараже – обязательное требование, пренебрегать которым не следует владельцам, стремящимся сохранить и поддерживать высокие технические характеристики движимой собственности. Есть реальная возможность сделать бюджетную естественную вентиляцию самостоятельно, существует возможность установить дорогую, но эффективную механическую систему. Хозяева гаражей могут предпочесть комбинированный вариант, по сути представляющий собой нечто среднее между механической установкой и приспособлениями естественного типа. На чем остановится обладатель гаража и авто, зависит от финансовых возможностей и списка личных требований хозяина.
Владельцы автомобилей понимают, насколько важна правильная организация гаража. Гараж - это жилище для автомобиля. Поэтому от его обустройства будет зависеть качество автомобиля. Особое внимание уделяется вентиляции в гараже. Ни одно помещение не может обойтись без подобных мероприятий. Свежий воздух - это не единственный положительный момент от вентиляции. Но понятно одно - без нее в гараже не обойтись.
Почему же так важна вентиляция в гараже? Какие виды вентиляций существуют? Как сделать качественную вентиляцию в гараже? Ответы на эти вопросы просты. Давайте рассмотрим их, чтобы сделать гараж безопасным и комфортным как для человека, который проводит внутри немало времени, так и для автомобиля.
Для чего делается вентиляция в гараже
Многие считают, что если помещение нежилое, то в нем вентиляция вовсе не нужна. Ведь человек там находится довольно редко, поэтому достаточно по прибытии открыть дверь и запустить свежий воздух. Однако, это не так. Каждое помещение нуждается в вентиляции. И вот несколько причин:
- Первая причина - приток свежего воздуха. На самом деле в гараже человек бывает довольно часто. К тому же некоторые практически живут в них, делая мастерские в гараже. Поэтом куда приятней дышать свежим и чистым воздухом, а не задыхаться от вони и сирости. А в гараже есть масса деталей и материалов, что издают токсичные вещества. Поэтому это даже опасно для здоровья.
- Наличие сырости плохо сказывается на самом автомобиле. А именно она может медленно разрушать металлические детали кузова, электронные устройства и электрику машины. Второй момент - сырость причиняет вред запасам и деталям, что хранятся внутри. Более того, стены покрываются грибком, образуется плесень. Конструкции из древесины могут начинать гнить, а металл покрываться ржавчиной. Понятно, что на эксплуатационный срок это влияет прямым образом.
- Если в гараже отсутствует вентиляция, это негативно скажется на хозяине. Среда внутри токсичная, поэтому пребывание в ней приведет к головным болям и отравлению.
Только этого уже достаточно, чтобы немедленно заняться созданием вентиляции внутри гаража. Даже самая простая вентиляция позволит избавиться от всех негативных последствий. Основным аргументом является то, что СНИП 21.02.99 гласит о наличии вентиляции, точно также, как и в жилом доме.
Важно знать! В независимости от того, какой это гараж, отапливается он или же нет, он должен иметь систему вентиляции. Нормативный регламент сообщает, что за 1 час приток свежего воздуха должен быть равен 180 м3.
Существуют и европейские стандартны, согласно которым полный обмен воздуха должен происходить от 6 до 10 раз за 24 часа. Ниже приводятся функции, которые выполняет вентиляция в гараже:
- происходит удаление влажности. Она появляется при попадании внутрь дождя, снега и грязи с автомобилем;
- выводятся все вредные токсичные и газовые скопления, воздух будет чистым, свежим и приятным;
- на поверхностях не будет образовываться конденсат (стены, потолок, смотровая яма, автомобиль, детали);
- все металлические поверхности будут защищены от коррозии, автомобиль быстрее высохнет;
- внутри гаража создается прекрасный микроклимат. Он благотворно сказывается на автомобиле, на человека и на овощах, которые могут храниться внутри.
Все эти факторы указывают на то, что вентиляция в гараже - необходимость. Но, важно знать, какие виды вентиляции существуют.
Выбираем тип вентиляции
Есть несколько разновидностей вентиляций, которые можно воплотить в жизнь. Они имеют свои положительные и отрицательные стороны. Создание как одного, так и другого вида требует усилий и тщательного планирования. Давайте же рассмотрим эти виды:
Как видно, система основывается на использовании двух труб или каналов, которые служат для вентилирования воздуха. Одна из труб - приточная, а вторая - вытяжная. При этом вытяжная труба находится у потолка погреба, а приточная на небольшом расстоянии от пола (не меньше 10 см). Итак, основываясь на законах физики делаем вывод: теплый воздух поднимается вверх и попадает в вытяжную трубу. В то же время свежий воздух подается через приточную трубу, замещая собой количество вышедшего воздуха. Таким образом и происходит вентилирование. Это напоминает процесс, при котором открывается одно окно на кухне и дверь на коридоре. Получается, что для гаража не потребуется установка дорогостоящего оборудования. Работы по созданию просты, воздухообмен происходит естественным образом.
Обратите внимание! Иногда на вытяжную трубу устанавливают дефлектор, который способствует лучшей циркуляции и усиливает эффект. Если такового нет, то в любом случае труба закрывается козырьком, чтобы внутрь не попадала влага. А вытяжная труба поднимается на 50 см над уровнем крыши.
Есть еще один важный момент, который способствует правильному функционированию системы. Речь идет о размещении труб внутри гаража. Очень важно, чтобы они располагались по диагонали в противоположенных местах. А еще важно рассчитать оптимальный диаметр отверстий. Ведь можно сделать сквозняк внутри, а не качественный воздухообмен. Есть некоторые стандарты, которые говорят о том, что на 1 м 2 площади помещения нужно отверстие, диаметром 1,5 см. Например, если размер помещения 4х6 м, то его площадь будет равняться 24 м 2 . Путем несложных математических решений, получаем оптимальный диаметр вентиляционной трубы - 36 см (24х1,5=36). А если их будет две, что вполне логично, то рекомендуемый диаметр каждой трубы 18 см, так как сумма делится на два.
Многие считают этот вид вентилирования лучшим, так как для его воплощения не нужно много средств, а все работы можно сделать своими руками. Нужно только закупить трубы, сделать отверстия в стене и перекрытии, если таких нет, и выполнить установку системы вентиляции в гараже.
Обратите внимание! Вытяжное отверстие можно оборудовать заслонкой, чтобы выполнять контроль подачи холодного воздуха. Это особенно важно зимой.
Делаем естественную вентиляцию в гараже
Если вам понравился именно этот тип вентиляции, то нужно узнать, как именно она будет делаться. Некоторые особенности системы мы рассмотрели. Теперь же рассмотрим инструкцию по ее созданию. Чтобы реализовать все в жизнь, потребуется следующие инструменты:
- при отсутствии отверстий нужен перфоратор;
- болгарка, которой и будут нарезаться трубы;
- канализационные трубы соответствующего диаметра или другие трубы из пластика;
- защитная решетка, зонт и затворка;
- силиконовый герметик;
- рулетка, маркер и уровень.
С этим набором естественная вентиляция гаража своими руками будет выполнена в кратчайшие сроки. Итак, давайте рассмотрим инструкцию по созданию, чтобы сделать свой гараж безопасным и комфортным.
Обратите внимание! Благодаря наличию заглушки, владелец может регулировать количество приточного воздуха по мере необходимости. Особенно это касается неблагоприятной погоды.
Остается только проверить функционирования системы вентиляции в гараже естественного типа. Вы убедились, что на ее создание не нужно много времени, денег и усилий. Гараж будет свежим и безопасным.
Заключение
Наличие вентиляции в гараже - это не пожелание, а требование. И дело не только в заботе о своем автомобиле, но и о собственной безопасности. Мы рассмотрели, почему именно нужна вентиляция в гараже. Все доводы логичны и понятны. Самый простой тип вентилирования - это естественная вентиляция. Это самый простой способ проветривать гараж, обеспечивая комфортные условия внутри. Работать при наличии свежего воздуха куда приятней. Поэтому не стоит затягивать с этой работой, собрать все силы, закупить материалы и выполнить работу своими руками. Тем более что есть инструкция, как это сделать.
Ошибочное мнение многих автомобилистов о том, что нежилой постройке под названием «гараж» не нужна вентиляция, приводит к неприятным последствиям. Самые ощутимые – это физический износ автомобиля, незапланированные траты на ремонты, проблемы со здоровьем водителя.
Рациональная вентиляция: делаем выбор
Современное оформление гаража — вентканал с вентилятором защищен решеткой
Еще на этапе составления проекта будущего дома для колесного транспорта нужно выбрать тип воздухообмена: естественный, механический или смешанный (комбинированный). Учитывается:
- число этажей (уровней) в гаражном помещении;
- количество авто;
- наличие смотровой ямы;
- геометрические размеры помещения;
- длина воздуховода;
- площадь гаража;
- вид строительного материала;
- количество подсобных помещений, пр.
В зависимости от выбора составляется схема с нанесением размеров, всех функциональных элементов системы вентиляции. Если в качестве эконом-варианта используется натуральный обмен воздухом (аэрация), то для организации параметров микроклимата в теплых гаражах оптимальной считается механическая вентиляция. Она относится к капитальным системам. Требует значительных материальных и физических затрат. Работы с выделением вредных веществ в воздух рабочей зоны (покраска, шлифовка, пр.) нужно проводить только с принудительным обменом воздуха, движущегося со скоростью не менее 2,5 м/с. Такая интенсивность движения не позволят накапливаться вредностям внутри гаража.
Внимание! Игнорирование проблемы вентилирования в металлическом, кирпичном, бетонном гараже или сооружении из пеноблоков может оказаться опасным для работающего ремонтного персонала.
Механический воздухообмен
Принудительная вентиляция в гараже позволяет частично или полностью заменить отопление, подогревая воздух до + 5°С. Может быть одно- или двухканальной. Работает на два режима: по притоку и отводу воздуха. Приточная часть состоит из электрокалорифера, вентилятора, фильтра. На отток воздуха работает канальный или осевой вентилятор, соединенный с воздуховодом. Он может монтироваться в одном канале или сразу в двух, если в гараже есть подвал. Прежде чем попасть в помещение, воздух очищается от загрязнений и подогревается. Проходя по специальному каналу, он равномерно распределяется. Удаление происходит при помощи канальных вентиляторных приборов осевого типа.
Эффективный обмен обеспечивает компоновка в канал вентилятора во влаго- и термозащите. Он выдувает отработанный воздух, на смену которого подается свежий. Принудительный воздухообмен требует точных расчетов по определению мощности электрического вентилятора, рабочих параметров по установке системы, в частности, сечения воздуховода. Обычно, диаметр трубы выбирается в пределах 160-180 мм. Немаловажно правильно расположить отверстия, по диагонали, на противоположных поверхностях:
- по притоку – не выше 0,1 м от пола;
- по вытяжке – на расстоянии 0,1 м от потолочины.
Внимание! Механический обмен воздуха в автоматическом режиме обеспечивает требуемые нормы микроклимата в рабочей зоне независимо от времени года и погоды.
Функции принудительной системы обмена воздуха
При любом выборе вентиляция должна решать основные вопросы:
- отвод из помещения выхлопных газов, запахов, вредных летучих примесей;
- обеспечение сухих поверхностей в автомобиле и наружи;
- предотвращение образования и развития плесени, грибка;
- вывод лишней влаги, занесенной в гараж на транспорте;
- содержать смотровую яму, погреб в гараже в сухом виде.
Внимание! Вентиляция в гараже с подвалом должна выполняться отдельно для равномерного вентилирования всех зон одновременно. Закрытый подвальный отсек не обеспечивает достаточную смену воздуха с нужной производительностью без механического воздействия.
Чем регламентируется вентиляция в гараже
Предъявляемые к вентиляционной системе требования изложены в СНиП 21-02-99. Нормы предусматривают ежечасный объем нагнетаемого воздушного потока – 180 м.куб. При этом температура в помещении гаража не должна опускаться ниже 5° С.
Сечения вентиляционных отверстий рассчитываются разными способами. К примеру, довольно точная методика, по которой ⅓ площади гаражного помещения составляет сумму сечений всех устанавливаемых вентиляционных отверстий. Или же принять такое соотношение: сечение вытяжного отверстия 15 мм обслуживает квадратный метр площади гаража. Тогда в помещении размером 5м х 5м суммарная площадь приточных просветов не должна быть меньше 375 мм.кв. По расчету определяется диаметр асбестовых, металлических труб, их способность пропустить объем воздушных масс.
Особенности механической организации воздухообмена в гараже
- Принудительный воздухообмен в гаражном подземном помещении в холодный период считается самым правильным и оптимальным вариантом вентилирования.
- Выполняя вентиляцию своими руками, на конце вытяжного канала лучше зафиксировать дефлектор. Это позволит активизировать воздушный поток изнутри путем образования зоны разреженного воздуха.
- На вытяжную трубу наносится теплоизоляционный слой, предотвращающий оседание конденсата. Верхний край трубы должен возвышаться над кровлей на высоту 1,5 м не менее.
- Установка вентилятора в канале учитывает направление воздушного потока. Воздуховод формируется при помощи соединителей каналов.
- Необходимо предусмотреть регулирование приточных и вытяжных отверстий с помощью задвижек, жалюзи, шиберов.
- Монтаж и подключение калорифера, вентилятора осуществляется согласно ПУЭ.
- Работает механическая вентиляция только при наличии источника электроэнергии.
Модели вентиляторов
При механической вентиляции обычно используется схема подачи воздуха снизу. Принудительное удаление отработанных газов происходит во время максимальной загазованности воздуха. Подбирают вентилятор по специальным таблицам. «Ходовыми» считаются посадочные диаметры оборудования (мм): 100; 125;150. Для рационального использования оборудования и экономного расходования энергоресурсов, можно установить модель вентилятора, работающего по таймеру.
Принудительный обмен воздуха в гараже: варианты комплектности
При самостоятельном выполнении вентилирования гаража практикуется монтаж вентиляции модульного или одноблочного типа. В первом случае система охватывает автономные блоки по притоку и вытяжке. Несмотря на независимость в работе, все устройства управляются централизованно. Воздух подается на высоте 2-3 м от пола по трубам, уложенным продольно или вертикально. В приточном канале располагается вентилятор, фильтр и нагреватель воздуха. На вытяжке предусмотрен датчик, вентилятор с регулятором скоростей. Датчик сигнализирует при превышении загазованности в помещении. Скорость работы вентилятора переключается, он начинает работать эффективнее.
Важно! Использование моноблока требует значительных финансовых затрат. Он компактный, т.к. в одном устройстве сосредоточены функции нагнетания и удаления воздушного потока.
Система механического воздухообмена, в отличие от естественной вентиляции, более сложная, требующая навыков в работе и подключения электрооборудования. Если смонтировать ее самостоятельно проблематично, консультации и помощь профессионалов обязательны. Это позволит избежать ошибок при монтаже и дальнейшей эксплуатации.