К методу системно-семейных расстановок относятся по-разному, чаще всего либо очень хорошо, либо очень плохо. Понять до конца, что собой представляет этот метод, можно только поучаствовав в расстановках по Б. Хеллингеру.
Человек, бывший участником на системно-семейных расстановках, убеждается в том, что это не просто метод групповой психотерапии. В расстановках много мистики, вещей, которые невозможно объяснить разумно. Они восхищают, удивляют и пугают.
Не все сообщества психологов признают системно-семейные расстановки научным методом психотерапии. Представители православной церкви, а также верующие психологи считают его оккультизмом и мракобесием. Сам автор метода – немецкий психотерапевт Берт Хеллингер (родился 16 декабря 1925 года) относит его к классу духовных практик. Автор разработал не только практический метод, но и целую теорию, поясняющую, почему и как системно-семейные расстановки работают.
Б. Хеллингер интегрировал несколько прогрессивных психологических теорий и вывел на этой основе новые знания. В частности, влияние на формирование теории семейных расстановок оказал транзактный анализ Э.Берна, то есть анализ взаимодействий, состояний, игр, в которые играют люди и их жизненных сценариев. Кроме того, к началу девяностых годов двадцатого века, когда Б.Хеллингер стал применять свой метод, семейная психотерапия уже применялась и была популярна. Психодрама Я.Морено и метод «Семейная структура» В. Сатир также легли в основу учения Б.Хеллингера и во многом схожи с ним.
В 2007 году Б.Хеллингер создал собственную школу, где и сегодня знакомит и обучает желающих с методом семейных расстановок.
Сомнений в том, что семья необычайно важна в жизни человека быть не может . В семье индивид появляется, растет, развивается, воспитывается, обучается, становится личностью. Индивид выживает благодаря семье. Но мало кто смотрит на семью, как на некую систему, хранящую не только знания и отношения настоящего времени, но и родовую память, некое поле рода.
Автор теории и его последователи обнаружили, что проблемы в жизни человека, вне зависимости от того, в какой сфере они возникают, являются последствием семейных травм. Травмы – это беды, случившиеся с семьей человека, причем не только после, но и до его рождения.
Чаще всего негативные события в жизни семьи стараются замолчать или вовсе скрыть . Не хочется вспоминать и рассказывать о тяжелой смерти (убийство, самоубийство, ранняя смерть, аборт), вынужденной иммиграции, разводе, горе-родственнике (алкоголике, отце, бросившем ребенка и тому подобное), периоде, когда семья бедствовала и голодала, о том, что дети не уважают родителей и так далее. Однако все эти события остаются и сохраняются в семейном родовом поле.
По Б.Хеллингеру, источник жизненных неурядиц – сокрытие семейной травмы и/или исключение одного из участников значимого травматического события из системы семьи. Дисбаланс семейной системы приводит к тому, что страдают нынешнее и последующие поколения, не имея возможности осознать причину своих бед.
Работая над личной проблемой в психотерапевтической группе, человек может обнаружить скрытую причину, узнать, что в далеком прошлом стало источником его сегодняшних несчастий и найти выход из сложившихся обстоятельств. После расстановок жизнь изменяется в течение нескольких месяцев кардинально, причем в отличие от других методов психотерапии, посетить группу семейно-семейных расстановок достаточно лишь один раз.
Как осуществляются расстановки по Хеллингеру
Расстановки по Б.Хеллингеру – метод системной семейной терапии, имеющий целью исправление негативных последствий динамических семейных травм.
Проводятся расстановки не только в психотерапевтических группах, но и в форме индивидуальной психотерапии по запросу клиента. Во втором случае участники группы заменяются предметами.
Клиент сообщает свою проблему психотерапевту, находясь в группе, после чего выбираются участники, которые будут «играть роль» членов семьи в расстановках, то есть будут их «заместителями». Далее начинается непосредственно сеанс психотерапии . Психотерапевт регулирует процесс, контролирует действия группы, направляет ход терапии, меняет количество заместителей и так далее.
Участниками семейной системы являются не только кровные родственники, но и люди, связанные с семьей значимыми отношениями. Кроме того, семья – это и ныне живущие, и не рожденные, и умершие люди, вне зависимости от того знает что-либо об их существовании человек или нет.
К семейной системе человека относятся:
- родители,
- дети,
- браться, сестры,
- супруги, возлюбленные, сексуальные партнеры,
- другие кровные родственники,
- люди, оказавшие влияние на семью, состоявшие с одним из ее членов в «отношениях жизни и смерти», это может быть как человек, спасший или существенно улучшивший жизнь кому-либо, так и тот, кто ее сделал невыносимой или отнял.
Получается, что члены психотерапевтической группы принимают на себя роль не только живых, но и мертвых, а также плохих людей (негодяев, насильников, убийц и так далее), участвуя в расстановке. Это во многом объясняет негативное отношение к методу расстановок как к оккультизму и негативному личному опыту, ведь каким-то образом чувства и эмоции чужих людей появляются у заместителя. Например, непросто быть заместителем абортированного ребенка или человека, умершего от голода.
Порядки любви
Проблемы возникают, если один из членов родовой системы нарушает законы семьи, порядок, необходимый для ее нормального функционирования и благополучия каждого ее члена. Законы, регулирующие жизнь рода, Б.Хеллингер назвал «порядками любви».
Три порядка или закона любви, которые нельзя нарушать:
- Принадлежность . Невозможно кого-то «вытеснить» из семьи. Каждый член системы имеет право на принадлежность. Если один член семьи отвергнут ею, другой его «заместит», будет вести себя так же как он или может повторить его судьбу, либо в семье начнутся проблемы, способствующие ее разрушению. Когда кто-то из семьи чувствует себя «как неродной», это может быть сигналом о нарушении закона принадлежности.
- Иерархия . Новая семья важнее старой. Когда у человека появляется своя семья, родители остаются «позади». Это совсем не означает, что ребенок должен забыть о своих родителях, но новая семья должна быть в приоритете.
Также этот закон предупреждает о недопустимости переноса проблем прошлых отношениях на новые. Даже если мужчина и женщина не состояли в браке официально, но любили друг друга, они были семьей, после расставания каждый из них должен оставить проблемы в прошлом, если хочет быть счастливым.
В наше время нередко женщины и мужчины имеют несколько отношений до того, как найдут человека, с которым идут в ЗАГС, люди женятся и выходят замуж повторно, имеют детей от бывших возлюбленных и так далее. Чтобы ни было в прошлом, это нужно принять как часть жизни, не стыдиться и не скрывать.
- Баланс между тем, что берешь и отдаешь . Это закон равновесия и взаимопомощи. Не будет гармонии в семье, где один человек все время отдает свою любовь, силы, старается, идет на уступки, а второй лишь принимает даваемые ему блага, ничего не отдавая взамен. Чтобы отношения развивались, на добро нужно отвечать еще большим добром, взаимное желание членов семьи сделать счастливыми друг друга укрепляет систему.
Системно-семейные расстановки уникальны в своем роде. Несмотря на критику, психотерапевты, работающие по методу Б. Хеллингера, многим людям помогают разобраться в себе и решить проблемы, причем не только чисто психологические, но и связанные со здоровьем, благосостоянием, личной жизнью и работой.
Семейные расстановки Берта Хеллингера: разоблачение лженаучного метода
Поверхностная «психотерапия» для скучающих или заработок для «гуру»? Что вы подумаете о психотерапевте, который скажет вам, что вы не можете найти взаимопонимание со своим ребенком потому, что ваша бабушка делала аборты? А лишний вес у вас потому, что прабабушка умерла в блокаду? А экзамен на право вождения автотранспорта в ГИБДД вы никак не можете сдать по простой причине: ваша троюродная тетя, которую вы знали только по имени и никогда не видели, погибла в автокатастрофе… «Он специалист, он лучше знает»? Добро пожаловать на семейные расстановки по Берту Хеллингеру!
«Я смотрю на тебя как на такого же человека, как я: у которого точно так же есть отец, мать и своя особая судьба.
Делает ли это тебя больше? Или меньше? Лучше или хуже? Если ты больше, то я тоже. Если – меньше, то я тоже. Если ты лучше или хуже, то и я тоже. Потому что я – такой же человек, как ты. Если я уважаю тебя, я уважаю и себя. Если я питаю к тебе отвращение, то себе я тоже отвратителен». Берт Хеллингер. К Гитлеру.
Чем опасен блеф в психологии и психотерапии
Покерный термин «блеф» – хорошая мина при плохой игре – вызывает негативные чувства, когда оказывается применимым к науке. Можно верить или не верить религиозным деятелям, мистикам, эзотерикам – но авторитет науки в глазах людей слишком высок. И когда в Интернете (впрочем, и задолго до эпохи Интернета) появляется очередная «научная сенсация» вроде находки скелетов гигантов в Индии весной 2007 года – люди закономерно ощущают разочарование, узнав, что Национальное географическое общество никаких гигантов знать не знает, а фотошоп может многое… Обидно, конечно, что нет археологического открытия, нет научного чуда. Но ведь авторитет настоящих археологов не пострадал. Да и никто не пострадал – вздохнули, посмеялись…
Но когда речь идет не о мертвых гигантах, а о живых людях – то есть, мыльным пузырем оказывается то, что непосредственно их касается и оказывает на них воздействие… Это уже не шутка (гигантов-то с натяжкой можно было принять за шутку) – это почти преступление.
Психолог и психотерапевт, использующие непроверенные, ненаучные методы работы, просто опасны. Хотя бы потому, что не могут предсказать последствий своей работы для каждой конкретной личности.
Но еще интереснее становится, когда неким методом гордо размахивают люди, имеющие очень косвенное отношение к психологии и ни малейшего – к психотерапии.
Теория
Первая и вполне серьезная статья на русском языке о методе семейных расстановок по Берту Хеллингеру, опубликованная в профессиональном психологическом издании «Психотерапия» – это работа Елены Веселаго, где дается достаточно полный обзор теории метода. Правда, со множеством оговорок – мол, сам Берт Хеллингер не называет себя теоретиком, преподавателем и учителем. Он не писал монографий и статей. Все его сборники – чужие записи с его «выступлений».
«Таким образом, стройной концепции расстановок «от первоисточника» просто нет. Этим «ненаучным» подходом Берт также «заразил» многих из своих первых учеников, ныне ведущих расстановщиков мира. Большинство из них не стремится принадлежать к научному сообществу и выбирает «практиковать, а не описывать», избегая иногда даже обычной разъяснительной работы для своих клиентов» .
Возможно потому, что в научном сообществе этим любителям «творчества, приключения, медитации» делать нечего? И разъяснить клиентам они, действующие «наобум Лазаря», просто ничего и не могут?
Еще чудесный пассаж из той же статьи: «Способность делать хорошие расстановки является «следствием» такого трудноопределимого фактора, как личная зрелость.
При этом, что такое «хорошая расстановка», тоже не определено, однозначные критерии качества не сформулированы. На расстановку часто смотрят как на искусство – хорошая работа красива . И подводить под эту красоту теоретическую базу многим совсем не хочется» .
Но как клиенту-то узнать, «дозрел» ли как личность человек, которому он вверяет свою психику, или еще не очень?! А «личностно незрелый» расстановщик, получается, сделает расстановку плохо? То есть легко может не помочь, а навредить?
И самый главный вопрос: красиво, медитация, приключение… Все это чудесно, но… при чем здесь психотерапия? И не жалко ли клиентам самих себя, когда они доверяют свое самое сокровенное этим творческим медитаторам, которые хотят красиво двигать фигуры и создавать иллюзию «примирения» человека с любыми трудностями и даже мерзостями его существования?
Ведь человек, по Хеллингеру – часть своей семейной системы, «никто не исключен, все принадлежат», если ты отрицаешь и пытаешься выбросить из жизни какую-то часть системы (ну, например, родного дядю со слабыми наклонностями педофила) – опасайся, что кто-то из твоих детей бессознательно будет проживать мотивы его жизни!
Звучит как бред? Вы просто не ощущаете себя частью семейной системы, что уж говорить об общечеловеческой! Вот Хеллингер ощущает (см. эпиграф) – даже Гитлера готов принять, понять и… уподобиться. Разве нет? Процитируем повторно: «Если я уважаю тебя, я уважаю и себя». Это возможно понять иначе?
Упомянув о том, что теоретик из Хеллингера никакой, Веселаго осторожно оговаривается: «Скорее, он духовный учитель…» .
Ну разумеется. Разумно не брезгующий материальным – духовность нынче хорошо оплачивается. Странно, почему прежние духовные учителя были такими простофилями – и Будда не брал с учеников платы за Просветление, и Иисус изгонял из человека бесов почему-то тоже даром…
Под статьей Веселаго, как и положено, приведен список литературы. Раз уж сам гуру не заботится об описании своей методики – почему бы это не сделать ученикам? Иисус тоже, как помнится, не написал ни одного Евангелия…
Итак, Свагито Либермайстер, «Корни любви». Фамилия - «родная», немецкая, имя получено от другого гуру – а именно, Ошо.
Книга повергает в глубокое недоумение с первых страниц. Сразу вспоминаются «лихие 90-е», когда полки книжных магазинов и уличные лотки были буквально завалены разнообразной эзотерической маку… извините, литературой, которую читаешь с невольной улыбкой: интересно, удастся автору обвести читателя вокруг пальца или нет?..
Судите сами, что написано в этой книге и проповедуется как эффективный метод решения личных и семейных проблем с помощью расстановок. В правом столбце – вопросы, которые вызывает это творение.
«Корни любви» |
Комментарии и вопросы автора |
«...клиент приносит с собой некое энергетическое поле своей семьи, и произвольно выбранные люди получают доступ к чувствам и переживаниям тех, кого они замещают.» |
То самое поле, которое адепты Хеллингера называют «знающим», «информационным» и даже «морфогенетическим» (наукообразно, да). Какими приборами зафиксировано это «некое» поле и в каких единицах измеряется? Каким образом посторонние люди получают доступ к чувствам людей из семьи клиента? Ведь если клиент обратился за помощью по поводу проблем в семье – он и сам не имеет доступа к чувствам своих родных! А когда место отсутствующего человека заменяют предметом (на расстановках это практикуется) – стул или подушка тоже получают доступ в поле? |
«Во время сессии заместители могут перемещаться и произносить короткие фразы, которые им предлагает ведущий. Обычно это простые предложения, не больше одной строки, вскрывающие глубокую правду об отношениях между членами исследуемой семьи.» |
Откуда ведущему (расстановщику) известна эта глубокая правда? Не иначе, «знающее поле» подсказало... |
«Любой человек, воспользовавшийся возможностью собрать членов своей семьи в расстановке по Хеллингеру, обнаружит, что полученная картина в точности представляет отношения между членами его семьи, а также увидит в ней некий скрытый смысл.» |
Отношения между членами его семьи по мнению расстановщика? Ну разумеется, человека, который сам не может разобраться, что за отношения у него в семье, довольно легко убедить, что они именно таковы. Интересно мнение других членов семьи, но кто их спрашивает? Смысл, скрытый от кого? |
«Во время расстановки вы можете работать со всем, что вызывает у вас эмоциональный дискомфорт или затруднения в практическом плане, поскольку корни почти всех психологических проблем кроются в неразрешенных семейных конфликтах.» |
Почти всех? Неужели? Человек с конфликтом в профессиональной сфере, возникшим из-за его некомпетентности и небрежного отношения к работе, должен искать корни этого конфликта в своей семье? Да можно, конечно, найти, если сильно захотеть. Может, жена мешала профессионально совершенствоваться, требовала помочь с детьми и мыть посуду. Или покойный дедушка из-за запоев не выходил на посевную в колхозе… |
«Простого понимания того, что мои личные трудности являются отражением некой большей дисгармонии, которую испытывают все, с кем я рос и кто жил до меня, оказывается достаточно для того, чтобы расслабиться.» |
А вот и он, с приветом с того света! Те, кто жил до клиента, до сих пор испытывают дисгармонию! Глагол «испытывают» употреблен в настоящем времени, иначе это понять невозможно. Любопытно, что испытывают родственники людей, не верящих в загробное существование? |
«Клиенту не следует обсуждать полученный опыт или что-то с ним делать - в нужное время изменения начнут происходить как бы сами собой. Возможно, вскоре после того, как в сознании клиента произойдут некие подвижки, он вновь захочет сделать расстановку. И новая сессия будет проводиться совершенно независимо от предыдущей.» |
А если не начнут? А если они будут негативными? Но следующая фраза объясняет все: конечно, понадобится новая расстановка! А потом еще одна… и еще… Всем хорошо: клиент убежден, что вовсю решает свои проблемы – непонятно только, почему требуется обращаться за расстановками снова и снова – проблемы не решаются, а усугубляются? Или их число растет? И ведущему хорошо: каждая расстановка – это немалые деньги... |
Очень интересно про эти новые расстановки пишет Елена Веселаго: «Например, ко мне обращался за советом мужчина, жена которого «подсела» на расстановочную работу и почти еженедельно запрашивала расстановки про свои отношения с ним, несмотря на то, что муж категорически был против таких работ» . Эта цитата из той части ее статьи, которая называется «Вопросы корректности доступа и вмешательства в систему» – то есть внимание расстановщика сосредоточено на муже клиентки, которому не нравится происходящее.
На «подсевшую» – ноль внимания. То есть это, по всей видимости, воспринимается как абсолютно нормальное явление. Ну увлеклась, ну является каждую неделю – и платит, конечно же. Зачем разбираться, почему она это делает – расстановщику просто-напросто невыгодно отпугивать такую перспективную клиентку! Наверное, не стоит и говорить о профессиональной этике настоящих психотерапевтов, которые, видя, что не могут решить проблему клиента и ходят по кругу, «передают» его коллегам – с согласия клиента, конечно же…
Интересно другое: почему клиенты (точнее, по большей части клиентки) «подсаживаются» на расстановки? Потому ли, что действительно хотят решить свои проблемы? И те ли проблемы они решают, если расстановкам конца нет?
Может быть, «проблемы с мужем» тут ни при чем, а все намного проще? Расстановки – интересный, эмоционально насыщенный способ проведения досуга, к тому же, на них женщина ощущает себя в центре внимания… Может быть, ее настоящая проблема – это скучные будни, нереализованность и отсутствие живого общения? Человеку, действительно ярко живущему, и некогда, и неинтересно водить туда-сюда по комнате посторонних людей, воображая, что они замещают его близких...
Практика: театр одного режиссера
Желающие могут увидеть расстановщиков в действии.
Очень любительский фильм «Расстановки Елены Брежневой». Запрос молодой девушки: хочет встретить «своего» мужчину, но, видимо, пока не получается. Расстановщик предлагает выбрать заместителей – для клиентки и желаемого мужчины. Просит клиентку поставить их, как хочется. Девушка недолго думая соединяет их в объятии…
В расстановку вводится заместитель ребенка этой пары. Надо же, ему только и остается стоять в сторонке, поскольку в такой позе его «мать» и «отец» могут быть заняты только друг другом! Из всего этого расстановщиком делается вывод, что у клиентки слишком романтические представления о жизни с будущим партнером, и ребенку тут места нет… Клиентку от души жаль: она только кивает, соглашаясь с «гуру» и совершенно не вдумываясь в услышанную «кухонную психологию».
Решительно непонятно, почему у молодой девушки не должно быть романтических чувств к мужчине своей мечты. Для влюбленности, начального периода отношений романтика более чем естественна – даже и не у столь молодых людей. Клиентка должна была усадить заместителей друг напротив друга и вообразить, что они по пунктам обговаривают брачный контракт, что ли? А там и «ребенок» рядышком подсел бы… Что странного и неправильного в том, что, соединив пару в объятиях, девушка передала свой образ нежности и близости?
Зачем были вопросы, сколько времени заместительница может простоять, обнимая мужчину? Расстановщик действительно полагает, что люди способны заниматься сексом круглосуточно, не делая ничего иного? И клиентка мечтает именно об этом? Откуда такое мнение?
Далее в расстановку вводятся заместители родителей клиентки. И это еще более странно – с точки зрения не-адепта Хеллингера. Девушка явно совершеннолетняя, партнера тоже вряд ли выберет школьного возраста… При чем здесь родители? Расстановщик, как и заповедано Хеллингером, решил пройтись по «семейной системе» – а ну как отношения с родителями мешают девушке построить свое счастье…
Насколько все это дилетантски-поверхностно выглядит, и говорить нечего. Но расстановщик, как рыба в воде – расставляет «фигуры» так и этак, ставит девушку (клиентка уже в расстановке) напротив «отца» и страстно подсказывает, что она должна сказать ему: «Со мной все хорошо, папа!». Начинает попахивать мылом. Бразильским. Телевизионным. «Мама» признается, что у нее мурашки побежали… Еще бы: режиссер помогает марионеткам играть то, что ему надо, чтобы они сыграли. Выкладывается на полную!
А титры-то в фильме интересные. Один из них – о том, что расстановки помогают решать любую проблему… частично.
И какие претензии могут быть потом? Человек сам себя убедит, что частично ему стало лучше. Что-то понял про себя. Но не очень понял, что именно. Опять же, мурашки побегали. Проблема как была, так и останется нерешенной, но частично что-то произошло!
В завершение – кое-что о расстановщике. После окончания дефектологического факультета МГПИ работала дефектологом и логопедом (зачем уточнение? МГПИ выпускает и психологов, но здесь не тот случай). Но еще на 3 курсе увлеклась практической психологией. Побывала и у Егидеса, и в Синтоне, и у Фиолетовых (из краткой автобиографии: «В 1998 году попала в Центр Всемирных взаимоотношений. Это было как взрыв: пошло осознание себя, своего пути. Через год начала работать инструктором в Социуме, потом - в Гармонии. Впитывала поток информации, почти полностью сменился круг друзей, пришли новые книги, идеи… Соприкоснулась с духовностью. Вторая ступень рейки») . Как же «практическому психологу» без рейки – совершенно никуда, особенно после соприкосновения с духовностью. Интегративная семейная терапия, танатотерапия… Ну и Хеллингер как-то органично вписался в этот набор. Такое чувство, что и сама госпожа Брежнева когда-то хорошо «подсела» на «тренинги и самосовершенствование» – это что-то вроде любимого хобби, без которого жизни нет. Удивительно ли, что «подсаживаются» другие? Это же вечная тусовка, где тебе всегда уделят внимание!
Создала вместе с мужем (встреченным в Синтоне) тренинговый центр «Солнечный круг». Приглашает на тренинги. Расстановки по Хеллингеру – 5000 рублей с человека. И за тусовку цена великовата – а уж за работу с человеком, который не является ни психологом, ни уж тем более психотерапевтом… Не денег жалко – людей. С другой стороны, может, они, не желающие даже вникнуть в то, чем занимаются, и заслуживают именно такого специалиста – коррекционного педагога?
Литература:
- 1. Елена Веселаго. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. Журнал «Психотерапия» № 7, 2010, № 1, 2011. [Электронный источник] // https://constellations.ru/paper.html
- 2. Свагито Р. Либермайстер. Корни любви. Пер. с англ. Санкт-Петербург: ВЕСЬ, 2008. [Электронный источник] // https://www.litmir.me/bd/?b=161155
- 3. Портал Самопознание.ру, страница Тренинги и специалисты, Елена Брежнева. [Электронный источник] // https://samopoznanie.ru/trainers/elena_brezhneva
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Прочитано 4512 раз
Берт Хеллингер и его метод
Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер родился в католической семье 16 декабря 1925 года в Лаймен (Баден, Германия). Он стал широко известен благодаря терапевтическому методу, называемому системно-семейные расстановки. Множество практикующих профессионалов во всем мире продолжают успешно применять и адаптировать метод расстановок к ряду личных, организационных и политических ситуаций.
В возрасте десяти лет Берт Хеллингер покинул родной дом, чтобы учиться в школе при католическом монастыре. Позже Берт был посвящен в духовный сан и послан в Южную Африку в качестве миссионера, где прожил 16 лет. Он был приходским священником, учителем, и, наконец, директором большой школы для африканских учеников, нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Хеллингер стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.
В начале 1960-х годов Берт Хеллингер принимал участие в сериях межрасового экуменического обучения в групповой динамике, проводимых англиканским духовенством. Инструкторы работали с направлением феноменологии - занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, страха и предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Их методы показывали, что есть возможность для примирения противоположностей через взаимное уважение. Однажды, один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, ваши идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для Хеллингера это была не просто философская загадка - остро чувствовал, как нацистский режим жертвовал человеческими существами ради идеалов. «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей”, говорил Берт Хеллингер.
После того, как он оставил свою работу священником, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. Берт Хеллингер изучал философию, богословие и педагогику.
В начале 1970-х годов Хеллингер прошел классический курс обучения психоанализу в Венской Ассоциации психоанализа (Wiener Arbeitskreis für Tiefenpsychologie). Он завершил свое обучение в Мюнхенском Институте по подготовке психоаналитиков (Münchner Arbeitsgemeinschaft für Psychoanalyse) и был принят в качестве практикующего члена в их профессиональную ассоциацию.
В 1973 Берт поехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Он интенсивно занимался изучением групповой динамики, стал психоаналитиком и ввел в свою работу элементы первичной терапии, трансактного анализа, эриксоновского гипноза и НЛП.
К 1980-м годам Берт выявил закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На основе сделанных открытий он разработал эффективные методы преодоления семейных конфликтов, которые приобретают все большую популярность, выходя за рамки семейного консультирования.
Проницательный взгляд и действия Берта Хеллингера обращены напрямую к душе, благодаря чему высвобождаются силы такой интенсивности, какие редко увидишь на психотерапии. Его идеи и открытия в области переплетений, охватывающих несколько поколений, открывают новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями, а его решения, найденные благодаря методу «семейной расстановки», трогательны, поразительно просты и очень эффективны.
Берт согласился записать и отредактировать серию записанного материала с семинаров для немецкого психиатра Гюнтхарда Вебера. Вебер опубликовал книгу сам в 1993 году под названием Zweierlei Gluck ["Два рода счастья"]. Книгу приняли с энтузиазмом, и она быстро стала национальным бестселлером.
Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера. Он много путешествует, читает лекции, проводит обучающие курсы и семинары в Европе, США, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.
Берт Хеллингер - особая, знаковая фигура современной психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (детской, личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями (порядков любви), ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.
Системная терапия Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Многие закономерности человеческих отношений, сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обобщены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня, с помощью системной работы по Б.Хеллингеру, можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад ставили в тупик даже самых опытных специалистов.
Метод системной расстановки по Хелингеру.
Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:
1) Феноменологический подход
- следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций
2) Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).
Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы.
Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует.
Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.
В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви .
Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия - такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Все чаще метод семейной расстановки применяется для принятия решений в бизнесе и организационных решений ("организационные расстановки" или "бизнес-расстановки").
С какими проблемами работает метод расстановок Хеллингера?
В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом чувствами, которые испытывали наши предки.
Перенятые чувства хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери. И только став взрослыми, мы начинаем подозревать, что здесь что-то не так. Многим подобные чувства знакомы, они посещают нас как бы спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент вокруг нас происходят. Иногда интенсивность переживаемых нами чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем «с собой» поделать. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит ослабить контроль и все повторяется опять.
Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, но оно вновь появится уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства.
Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж, и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков. И внучка этой женщины, время от времени испытывающая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться о ее истинной причине.
Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Берт Хеллингер называет это работой с границами совести. Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так. На самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, только ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколениях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни быстро меняются, и современная действительность требует пересмотра старых правил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.
Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личностей. В те тяжелые годы, для того чтобы выжить, человек должен был не выделяться, быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве правила. И за его выполнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что человек не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи вступают в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно понять, почему так происходит.
Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе человека, и он начинает жить своей собственной жизнью, реализовывать свои собственные цели. А принятие чувства смирения и благодарности родителям, своей семье и роду обеспечивает надежный тыл и позволяет использовать накопленные родовые ресурсы и энергию для реализации этих целей, что многократно увеличивает наши шансы на успех. Это дает нам возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неудачи любящая нас семья обеспечивает нам «тихую гавань», где мы можем залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.
Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас. Расстановки помогут Вам разобраться в отношениях с близкими людьми, улучшить их, избежать ошибок и, может быть, сделает вашу жизнь немного счастливее.
Михаил Бурняшев, к.п.н., семейный терапевт
Практикуя феноменологический подход, Хеллингер указывает на различные аспекты совести, которая выступает как "орган равновесия", с помощью которого мы способны почувствовать живем ли мы в согласии с нашей системой или нет.
Ключевые слова в семейной терапии Хеллингера - совесть и порядки. Совесть охраняет порядки совместной жизни в рамках личных отношений. Иметь спокойную совесть означает только одно: я уверен, что я еще принадлежу к моей системе. А "неспокойная совесть" означает риск, что мне больше не может быть позволено принадлежать к этой системе. Совесть реагирует не только на право принадлежности к системе, но и на равновесие между количеством того, что индивидуум отдал другим членам в своей системе, и тем, что он получил от них.
Каждая из этих функций совести руководствуется и осуществляется разными чувствами невиновности и вины. Хеллингер выделяет важный аспект совести - осознаваемую и неосознаваемую, бессознательную совесть. Когда мы следуем осознаваемой совести, то нарушаем правила скрытой совести и, несмотря на то, что согласно осознаваемой совести мы ощущаем себя невиновными, скрытая совесть наказывает подобное поведение, как будто мы все же виноваты.
Конфликт между этими двумя типами совести - основа всех семейных трагедий. Такой конфликт ведет к трагическим переплетениям, которые являются причиной серьезных болезней, несчастных случаев и самоубийств в семьях. Этот же конфликт приводит к целому ряду трагедий в отношениях между мужчиной и женщиной - например, когда отношения между партнерами разрушаются, несмотря на существующую между ними сильную взаимную любовь.
К этим выводам Хеллингер пришел не только благодаря использованию феноменологического метода, но и благодаря большому практическому опыту, полученному во время расстановок семей.
Удивительным фактом, полученным путем участия в расстановке, является тот факт, что создающееся силовое поле или "управляющая знающая Душа" находит такие решения, которые значительно превышают те, что мы могли бы выдумать сами. Их воздействие гораздо сильнее того, что мы могли бы достичь путем спланированных действий.
С точки зрения системной семейной терапии чувства, мысли, поступки человека определяются системой. Индивидуальные события определяются системой. Наши связи расширяются по нарастающим окружностям. На свет мы появляемся в небольшой группе - нашей родной семье - и это определяет наши отношения. Затем приходят другие системы и, в конце концов, наступает черед системы универсальной. В каждой из этих систем порядки действуют по-своему. К числу заданных нам условий, необходимых для хороших отношений между родителями и детьми, относятся следующие: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.
Привязанность - это первое базовое условие, чтобы отношения сложились. Первичная любовь, привязанность ребенка к родителям.
Сбалансированность "давать" и "брать".
Отношения между партнерами могут нормально развиваться, если я даю что-то тебе, ты в знак благодарности возвращаешь чуть больше, в свою очередь я тоже отдаю тебе немного больше, и так отношения развиваются циклически. Если я даю слишком много, а ты не можешь мне столько отдать, то отношения распадаются. Если я ничего не даю, то они тоже распадаются. Либо наоборот, ты слишком много даешь мне, а я не могу тебе столько вернуть, то отношения также распадаются.
Когда равновесие невозможно.
Это уравновешивание "давать" и "брать" возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между "брать" и "давать", ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям. Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению. При этом ребенок заботится о своих родителях столько, сколько он считает нужным.
В качестве примера можно привести грузинскую притчу:
Мать - орлица вырастила трех птенцов и теперь готовит их к полету. Она спрашивает первого птенца: "Ты будешь обо мне заботиться?". "Да, мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я буду о тебе заботиться", - отвечает первый птенец. Та отпускает его, и он летит в пропасть. Такая же история и со вторым птенцом. Третий же отвечает: "Мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я позабочусь о своих детях".
Компенсация в негативном.
Если кто-то причиняет мне зло, и я причиняю ему ровно столько же, то отношения заканчиваются. Библейское "око за око". Если же я причиню ему немного меньше, то этим воздается должное не только справедливости, но и любви. Евангелие: Если тебя ударили по щеке, подставь другую. Иногда, чтобы спасти отношения, сердиться бывает необходимо. Но здесь это значит - злиться с любовью, потому что человеку важны эти отношения.
Для того, чтобы отношения могли продолжаться, существует правило: в позитивном отношении из предосторожности возвращают чуть больше, в негативном из предосторожности - чуть меньше. Если родители делают детям что-то плохое, то дети не могут в качестве компенсации вернуть, сделать им зло. У ребенка нет на это права, что бы ни сделали родители. Для этого слишком велик разрыв.
Однако можно решить проблему на более высоком уровне. Мы можем преодолеть это слепое принуждение к уравновешиванию через плохое при помощи более высокого порядка, а именно - одним из порядков любви. Не просто любви, а более высокого порядка любви, в рамках которого мы признаем и собственную судьбу и судьбу другого, любимого человека, двумя разными независимыми друг от друга судьбами и покоряемся им обеим со смирением.
В процессе расстановки семьи Хеллингер восстанавливает равновесие, тот порядок, который был нарушен в системе. При этом он описывает существующие порядки:
1. Принадлежности . К членам одного рода, независимо от того, живы они или уже умерли, как правило, относятся:
Ребенок и его братья и сестры;
Родители и их братья и сестры;
Бабушки и дедушки;
Иногда еще кто-то из прабабушек и прадедушек.
Кроме того, родительской системе могут принадлежать мертворожденные дети, не рожденные дети из-за выкидыша или аборта.
Обычно жертвы принадлежат системе насильника и наоборот.
Для того, чтобы удачно сложились личные отношения, должны быть выполнены три условия: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.
Все, принадлежащие одному роду, обладают равным правом на принадлежность, и никто не может и не имеет права отказать им в этом. Как только в системе появляется кто-то, кто говорит: "У меня больше прав принадлежать к этой системе, чем у тебя", он нарушает порядок и вносит в систему разлад. Если, к примеру, кто-то забывает рано умершую сестру или мертворожденного ребенка, а кто-то, как бы само собой, занимает место прежнего супруга и наивно исходит из того, что теперь у него больше прав на принадлежность, чем у того, кто освободил место, то он грешит против порядка. Потом это часто сказывается таким образом, что в одном или следующих поколений кто-то, сам того не замечая, повторяет судьбу того человека, которого лишили права на принадлежность.
Таким образом, принадлежность нарушается, если человека исключают из системы. Как это можно сделать? Можно сдать в психушку, написать отказ от родительских прав, развод, аборт, эмиграция, пропал без вести, потерян, умер и забыт.
Основная вина любой системы заключается в том, что она кого-то из системы исключает, хотя он имеет право к системе принадлежать, а правом на принадлежность обладают все указанные выше члены рода.
2. Закон целого числа . Любой отдельно взятый член системы чувствует себя целым и полным, если у всех тех, кто относится к его системе, к его роду, есть хорошее и почетное место в его душе и сердце, если там они сохраняют все свое достоинство. Здесь должны быть все. Тот, кто заботится лишь о своем "я" и своем узком индивидуальном счастье, чувствует себя неполным.
Классический пример, связан с моими пациентами из неполных семей. В Российской культуре принято, что после развода дети чаще всего остаются c матерью. При этом отец как бы исключается из системы, и часто мать пытается вычеркнуть его из сознания ребенка. В результате, когда ребенок вырастает, он мало что знает о родном отце, потерявшем право принадлежать его системе. Ситуация может еще и усугубляться тем, что отчим будет пытаться претендовать на место родного отца в душе ребенка. Обычно, такие дети скованы и не уверены в себе, слабовольны, пассивны, имеют трудности в общении с людьми. Ощущение от такого пациента, что у него мало энергии, чтобы чего-то добиваться в жизни, эта энергия должна была бы идти от родного отца и его рода, но она блокирована.
Отсюда задача психотерапии: найти человека, в отношении которого была совершена несправедливость, и восстановить ее, вернуть его в систему.
3. Закон приоритета более раннего . Бытие определяется временем. С помощью времени оно получает ранг и структуру. Кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Поэтому родители идут перед детьми, а рожденный первым - перед рожденным вторым. Первый партнер имеет преимущество перед вторым.
Если нижестоящий вмешивается в область стоящего выше, к примеру, сын пытается искупить вину отца или быть лучшим мужем для мамы, то он считает себя вправе делать то, на что права не имеет, и на подобную самонадеянность этот человек часто неосознанно реагирует потребностью в крушении или гибели. Поскольку это происходит в основном из любви, это не осознается нами как вина. Подобные взаимосвязи всегда играют некую роль там, где есть плохой конец, когда кто-то, например, сходит с ума, совершает самоубийство или становится преступником.
Предположим, что мужчина и женщина потеряли своих первых партнеров и у обоих есть дети, а теперь они женятся, и дети остаются с ними в новом браке. Тогда любовь мужа к его детям не может идти через новую жену, а любовь жены к ее детям не может идти через этого мужа. В этом случае любовь к собственному ребенку от предыдущих отношений обладает приоритетом перед любовью к партнеру. Это очень важный принцип. Нельзя привязываться к этому как к догме, но многие нарушения в отношениях, когда родители живут с детьми от предыдущих браков, происходят оттого, что партнер начинает к детям ревновать, а это неоправданно. Приоритет у детей. Если этот порядок признается, то все в большинстве случаев складывается удачно.
Правильный порядок почти неосязаем, и его нельзя провозгласить. Это нечто иное, чем правило игры, которое можно изменить. Порядки неизменны. Для порядка не имеет никакого значения, как я себя веду. Он всегда остается на месте. Я не могу его сломать, сломать я могу только себя. Он устанавливается на долгий или недолгий срок, и подчиняться порядку - это очень смиренное исполнение. Это не ограничение. Это похоже на то, как будто вы входите в реку, и она несет вас. В этом случае есть еще определенная свобода действий. Это нечто другое, чем когда порядок провозглашается.
4. Иерархия семейных систем . Для систем субординация противоположна иерархическому порядку в развитых отношениях. Новая система обладает приоритетом перед старой. Когда человек создает семью, то его новая семья имеет приоритет перед родными семьями супругов. Так показывает опыт.
Если у мужа или жены в то время, как они состоят в браке, рождается ребенок от другого партнера, то он или она должны покинуть этот брак и съехаться с новым партнером, как бы тяжело для всех это ни было. Но это же событие можно рассматривать и как расширение существующей системы. Тогда хотя новая система и появляется последней и партнеры должны оставаться в ней, по рангу эта система стоит ниже, чем прежняя. Тогда, например, у прежней жены приоритет перед новой. Тем не менее, новая - сменяет прежнюю.
5. Родовая совесть . Как личная совесть следит за соблюдением условий привязанности, сбалансированности и порядка, так существует и родовая или групповая совесть, та инстанция, которая охраняет систему, стоит на службе у рода в целом, следит за тем, чтобы система оставалась в порядке или приходила в порядок, и мстит за нарушения порядка в системе. Действует она совершенно по-иному. В то время как индивидуальная совесть проявляется через чувства комфорта и дискомфорта, удовольствия и неудовольствия, родовая совесть не чувствуется. Поэтому и найти решение здесь помогают не чувства, а только узнавание через постижение.
Эта родовая совесть заботится о тех людях, которых мы исключили из своей души и своего сознания, либо потому, что хотим воспротивиться их судьбе, либо потому, что другие члены семьи или рода провинились перед ними, а вина не была названа и уж подавно не принята и не искуплена. А может быть потому, что им пришлось платить за то, что мы взяли и получили, не поблагодарив их за это или не отдав им за это должное.
6. Любовь и порядок . Много проблем возникает, потому что мы считаем, что можно взять верх над царящими в семействах порядками путем внутренних размышлений, усилий или любовью - например, так, как наставляет Нагорная проповедь. В самом деле, порядок является тем принципом, на котором все построено, и не позволяет заместить себя любовью.
Любовь - часть порядка. Порядок был установлен прежде любви, и любовь может развиваться только в рамках порядка. Порядок является первоначальным принципом. Каждый раз, когда человек пытается перевернуть эту очередность и изменить порядок с помощью любви, он терпит неудачу. Это неизбежно. Любовь вписывается в определенный порядок - туда, где она может развиваться, подобно тому, как семя попадает в почву - место, где оно может прорасти и развиться.
7. Интимная сфера . Ребенок не должен знать никаких интимных подробностей любовной связи родителей. Это не его дело, не касается оно и третьих лиц. Если один из партнеров рассказывает кому-либо о подробностях своей интимной жизни, то это нарушение доверия, ведущее к дурным последствиям. Прежде всего, к разрушению связи. Интимные подробности принадлежат только тем, кто входит в эту связь. Например, недопустимо, чтобы мужчина рассказывал своей второй жене интимные подробности связи с первой женой. Все, что принадлежит интимной связи между мужчиной и женщиной, должно оставаться тайной. Если родители рассказывают обо все своим детям, это оборачивается дурными последствиями для детей. Так, в случае развода ребенка ставят перед фактом, и причины его не касаются. Нельзя и заставлять ребенка выбирать, с кем из родителей ему жить. Это слишком тяжелый для него груз. Лучше, когда ребенок остается с тем из родителей, кто больше уважает партнера, так как эту любовь он сможет передать ребенку.
Если у матери был аборт, то дети ничего не должны об этом знать. Это часть интимной связи родителей. Что касается терапевта, то ему тоже нужно рассказывать только то, что не роняло бы достоинство партнера. Иначе связь разрушится.
8. Баланс . Система стремится выровнять баланс: первыми стремятся выровнять его дети. Они стремятся защитить или начинают болеть. Болезнь часто представляет исключенного члена семьи.
Когда плохо выравнивается баланс, мы понимаем, куда девается любовь: любовь уходит, и она направлена на другой объект.
9. Инцест . Например, жена не простилась с первым партнером в душе, поэтому муж одинок. Тогда дочь говорит: я так люблю тебя, что заменю тебе маму. Происходит инцест. Если пациент жалуется на отца или мать, то сначала нужно восстановить в его глазах фигуру родителя.
У члена семьи есть три возможности любовью выровнять баланс:
1. Я тебя так люблю, что ухожу за тобой.
Так, клиентка с бронхиальной астмой рассказывала, что ей было три года, когда ее отец заболел сначала гриппом, потом пневмонией и, в конце концов, умер от пневмонии. После чего она также заболела гриппом и пневмонией и попала в реанимацию с приступом бронхиальной астмы.
2. Я тебя так люблю, что ухожу вместо тебя. Лучше я чем, ты.
Например, дочь не может принять мысль о том, что ее мама скоро умрет и умирает сама раньше матери.
3. Я тебя так люблю, что искуплю твою вину.
Родовая совесть стремится восстановить баланс, заботясь о тех, кто был исключен из системы, о непонятых и забытых, о тех, кому не отдали должное, и о тех, кто мертв.
Если кто-то, кто принадлежит системе, или кто-то, кто должен ей принадлежать, по каким-то причинная исключен из нее, если ему отказано в праве на принадлежность, так как другие его презирают или не хотят признавать, что он дал место появившимся позже или что они ему еще чем-то обязаны, то родовая совесть выбирает себе кого-то невиновного из рожденных позже, который под ее нажимом путем идентификации этому человеку подражает, причем подражает добросовестно. Он не выбирал себе это, он не замечает этого, и он не может сопротивляться. Он реанимирует, таким образом, чужую судьбу, судьбу того, кто был исключен, и еще раз проигрывает эту судьбу со всей ее виной, невиновностью и несчастьем, со всеми чувствами и всем, что сюда относится.
Другая ситуация, которая становится основной причиной нарушений на индивидуальном уровне, это "прерванное движение к…". Это ситуация, в которой человек в детском возрасте был остановлен в своем движении к какому-то лицу (чаще всего это мать). Это может быть связано с пребыванием в больнице или с разлукой, обусловленной другими причинами, либо с событиями, которые были связаны с сильным чувством отверженности.
И когда, будучи уже взрослым, этот человек идет к кому-то, то есть находится в "движении к…", в нем в какой-то момент поднимаются воспоминания о той ситуации, пусть просто как телесное воспоминание, но реагирует он теми чувствами и симптомами, как в детстве. Например, бронхиальная астма часто является проявлением прерванного движения к матери, и когда у астматика появляется угроза потери близкого человека, часто это возлюбленный (возлюбленная), то он реагирует сильным приступом бронхиальной астмы и попадает в реанимацию.
Это может быть также головная боль, судороги или принятие себе во вред важных решений (например: "Я никогда больше не проявлю слабость", или "Это все равно не поможет"). Вместо того чтобы продолжить "движение к…", пока оно не приведет к цели, человек отходит назад и начинает движение по кругу, пока не возвратится к тому же самому месту. В этом и есть тайна невроза. Когда такой человек уходит в чувства, у него появляется голос ребенка, и тогда можно спросить, сколько лет этому голосу. Обычно это ранняя неосознаваемая травма.
Решение здесь в том, чтобы этот человек снова стал тем ребенком, и уже, будучи тем ребенком, завершил прерванное тогда "движение к…". В этот момент клиент приобретает решающе новый опыт, и ему намного легче удаются последующие "движения к…".
Наилучшим образом эти, и многие другие темы, рассматриваются и разрешаются при практическом участии в системно-семейных расстановках по Хелингеру.
Литература:
Б. Хеллингер. Порядки Любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. М., Издательство Института Психотерапии, 2001г.
Б.Хеллингер. Порядки Любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. Институт Консультирования и системных решений, 2007г.
Статья подготовлена по материалам, найденным в свободном доступе в сети Интернет.
За всеми нами одинаковое число поколений, происхожденье всякого лежит за пределами памяти Сенека
Каждый человек – личность, а его судьба уникальна и неповторима. В то же время индивидуум является частью , одним из звеньев цепочки, соединяющей предков и потомков. Он, как губка, впитывает бессознательные реакции и сигналы людей, которые его растят и воспитывают. Это влияет на поведение человека, и он может повторять судьбу предков, их ошибки. Системные расстановки по Хеллингеру помогают развязать эти узлы семейных переплетений.
Уникальность метода семейных расстановок по Хеллингеру
Взаимосвязи между членами семьи проще всего понять на примере. Если мать плохо относится к собственной матери, ее дочь бессознательно переймет эту модель поведения. Даже при полном отсутствии объективных причин для неприязни, дочь будет испытывать подсознательную антипатию к матери.
Стыд и вина в этом случае могут только усугубить ситуацию, а разрешить ее можно с помощью семейных расстановок по Хеллингеру.
Приведенный пример самый простой. Бывают гораздо более сложные взаимодействия, ведь каждый человек живет в родовом поле, которые влияет на него точно так же, как гравитационное или электромагнитное.
Это поле подчиняется своим законам:
1 Закон принадлежности. Все люди являются частями каких-то систем (семей, коллективов и т.д.). Чем важнее для индивидуума система, к которой он принадлежит, тем сильнее он подвергается ее влиянию. помогают разобраться в мотивах поведения, обусловленных родом. 2 Закон иерархии. Уважение к старшим – самое яркое проявление закона иерархии. Все, кто раньше попал в систему, имеют больший вес, чем те, кто позже. Это влияние может вынудить человека повторять ошибки предков, и такую проблему можно разрешить только на 3 Закон получения-отдачи. Принимая какие-либо блага, люди легче отдают их. Благодаря этому жизнь становится ярче, насыщеннее событиями. Но иногда в систему вкрадывается ошибка, и человек отдает долги предков. Он не понимает причину появления проблем и нуждается в квалифицированной психологической помощи.Психотерапевт и теолог Берт Хеллингер был уверен, что нарушение этих законов кем-то из предков может сказаться на судьбе потомков, которые бессознательно пытаются компенсировать нанесенный ущерб. Это может приводить к повторению одного и того же трагического события, одинаковым проблемам в личностном росте или к «родовым» болезням, которые обусловлены не генетически, а психологически.
Кому помогает метод Хеллингера?
На расстановки в Москве под руководством опытного психолога приходят люди, которым нужен качественный личностный тренинг. Благодаря групповым занятиям они решают самые разные проблемы:
- Конфликты между поколениями, отношения с родителями и детьми. Системные расстановки Хеллингера идеально подходят для разрешения подобных проблем. Нередко тяжелые детские болезни, депрессии и страхи напрямую связаны с родовым полем.
- Поиск партнера, . Бывает, что для трудностей в личной жизни нет никаких объективных причин. Они являются отголосками нерешенных проблем предков. В этом случае расстановки по Берту Хеллингеру оказываются чрезвычайно действенным методом.
- Целеполагание. Люди часто не различают свои истинные и навязанные цели. Многие клиенты говорят, что после расстановки испытали инсайт – озарение, которое разом разрешило трудности.
- Неурядицы на работе. Даже у высокопрофессиональных работников могут быть серьезные трудности. Они возникают не из-за низкой квалификации, а из-за особенностей отношений между членами коллектива. Групповой психологический тренинг помогает снять напряжение и изменить ситуацию к лучшему.
- Проблемы со здоровьем. Доказано, что 80% заболеваний в той или иной мере связаны с психологическими проблемами, особенно это касается сахарного диабета, аллергий, бесплодия и т.д. Семейные расстановки помогают облегчить состояние, если болезнь имеет в основе психосоматику.
Онлайн-запись на системные расстановки по Хеллингеру в Москве открыта постоянно. Воспользуйтесь возможностями, которые открывает уникальный метод, и ваши проблемы разрешатся наилучшим образом.
Уже давно известен то факт, что мотивами и поступками человека управляет не только его собственный разум и воля. На поведение личности влияют также неосознанные родовые сценарии. Благодаря методу системных расстановок, человек может осознать эти сценарии, поработать с ними и выйти из ловушек, которые не давали достигнуть поставленных целей.
Понятие расстановка
Расстановка – это метод терапии, цель которого – помочь клиенту осознать глубинные подсознательные процессы, являющиеся причиной проблемы. Метод расстановки можно назвать системным (работает с родовыми, семейными, организационными проблемами) и краткосрочным (малое количество встреч с терапевтом, которые происходят с большими интервалами).
Основоположником метода расстановок стал Берт Хеллингер. Обобщив свои знания и опыт в философии, психологии, педагогике и богословии, он выявил закономерности, которые приводят к различным семейным трагедиям. На основе этого он разработал метод семейных расстановок, который стал довольно популярным в современной психотерапии.
Термин расстановка является авторским и наиболее точно отражает суть происходящего. Во время работы людей расставляют в рабочем пространстве. Место каждого определяется интуитивно. Имеющий проблему человек расставляет других участников группы (заместителей), сделанная им расстановка отражает его подсознательное восприятие проблемы.
С какими проблемами работают системные расстановки?
Расстановки работают с «семейными переплетениями», это понятие ввел сам Хеллингер. Семейные переплетения – это незавершенные процессы прошлого в роду, которые на подсознательном уровне вовлекают живущих ныне членов рода в то, что произошло давно. В теории системных расстановок все это объясняется уравновешиванием системы, когда потомки оказываются вынужденными завершать то, что начали еще их предки: пережить горе, прожить за кого-то определённые события, восстановить справедливость и т.п.
Таким образом, человек попадает в ловушку своего подсознания, и его судьба начинает переплетаться с судьбой кого-то из предков. Задача системных расстановок – распутать подобные переплетения и освободить жизненные ресурсы, которыми нельзя было пользоваться из-за вовлеченности в события прошлого.
Семейные переплетения легко определяются: если переживаемая проблемная ситуация не имеет реального объяснения, она может быть вызвана переплетением. Например, умная и красивая женщина долгое время не может найти себе спутника жизни. Человек много и тяжело работает, но при этом остается бедным. Человек всячески бережет себя от болезней, активно следит за здоровьем, но все равно часто болеет. Такие ситуации могут показаться случайностью, но в большинстве случаев за ними стоит семейное переплетение.
Если испытываемые человеком чувства слишком интенсивны для той или иной ситуации (иррациональные страхи, беспричинная ревность, грусть и уныние без видимых причин), вероятнее всего этот человек переплетен с кем-то из рода, и эти чувства принадлежат не ему.
Причины возникновения семейных переплетений разные. Они определяются во время расстановки. Каждая расстановка, как и клиент, для которого она выполняется, уникальна в своем роде. Но есть системные законы, восстановление которых позволяет человеку выйти из переплетения.
Баланс между «брать» и «давать»
В каждых отношениях мы что-то берем, и что-то отдаем. Только так отношения могут существовать дальше. Когда этот баланс нарушается, есть вероятность возникновения семейного переплетения. Например, в следствие нарушения баланса между мужем и женой, может возникнуть инцест. Если супруг вносит в отношения порядком больше чем супруга (давать и брать в отношениях можно что-угодно: чувства, деньги, детей, подарки, заботу и т.д.), ребенок может попытаться уравновесить эти отношения за счет себя. В этом случае отношения дочери и отца – будут возвратом долга супруги. На подсознательном уровне дочь делает это на благо своей матери.
Если равновесие не восстанавливается сразу там, где оно было нарушено, необходимость вернуть «долг» переходит в следующие поколения. При этом уже становится неясно, кто, для кого и по какой причине должен пострадать, но потребность системы в равновесии будет сохранена. Потомок, на которого будет возложена задача восстановить баланс, вероятнее всего либо будет болеть (при этом проблемы со здоровьем будут серьезными), либо нести какие-то другие потери.
В ситуациях, когда потомок становится своего рода спасателем для более старшего члена рода, происходит еще и нарушение семейной иерархии: младший защищает старшего. Происходит смена ролей и нарушение хронологии событий. Живущий в нынешнее время человек, проживает что-то за своего предка. Его собственная судьба отходит на второй план, в связи с чем, он не может быть счастливым в своей семье и быть успешным на работе и в обществе.
Иерархия в системе
Иерархия – это хронологический порядок вхождения членов семьи в систему: старший, младший. Нарушение иерархии также провоцирует семейные переплетения. Пример нарушения иерархии – когда ребенок становится родителем для собственных родителей. Если у инфантильных и психологически незрелых супругов рождается ребенок, ему приходится занимать позицию взрослого по отношению к собственным родителям. Такие дети растут ответственными и хорошо развиваются, но при этом они нередко имеют серьезные проблемы со здоровьем, у них могут не ладиться отношения со сверстниками. Во взрослой жизни такие люди создают свою семью, но чувствуют себя в ней несчастными.
Если в семье были рано умершие дети, абортированные дети или выкидыши, в нашей культуре о них обычно помалкивают. Живущие после них дети могут подсознательно проживать жизнь еще и за них. В такой ситуации бывает достаточно просто проговорить ребенку, что до него в семье уже были дети (или могли бы быть). Восстановление памяти о нерождённых или умерших может освободить от семейного переплетения.
Принадлежность системе
Каждый человек имеет право быть частью своего рода. Для семейной системы не важно, был ли он праведником или преступником. Главное – что он был. Он был сыном, отцом, дедом, прадедом. У него есть четкое место в системе. Его дети не были бы рождены без него, род мог бы поменяться. Если о ком-то из семейной системы намеренно забывают, его лишают права принадлежности к системе. Например, пропавший на войне дед или прадед, репрессированный член семьи, заключенный, абортированный ребенок. Для восстановления справедливости кто-то ругой из рода должен занять место этого человека и жить так, как он. Таким образом он неосознанно будет напоминать остальным членам рода о забытом человеке.
Получается, что кто-то из живущих в настоящее время будет переплетен с погибшим членом рода. Он может сам иметь тяжелую судьбу (если ее имел замещенный член семейной системы) или будет жить за двоих (рано умершие дети, выкидыши или абортированные дети), то есть питаться за двоих (лишний вес), работать за двоих (трудоголизм), плохо осознавать свое Я, свои потребности и желания. Решается проблема восстановлением права на принадлежность к своему роду.
Принцип работы системных расстановок
Расстановка основывается на феномене, что люди входят в роль другого человека, о котором они ничего не знают. Но в этой роли они воспринимают происходящее и чувствуют так же, как это делал бы тот, кого они замещают. Этот феномен обозначается термином «замещающее восприятие», а люди, играющие определённые роли – «заместителями». Заместители озвучивают свои чувства и переживания, чем помогают психологу постепенно восстанавливать ход событий в семейной системе, исследовать проблему, выстроить правильную иерархию и навести порядок в балансе.
В процессе работы психолог может добавлять или перемещать заместителей в поле расстановки. Применяются разные техники и ритуалы. О правильности принятых решений говорит психологический комфорт всех участников расстановки, а также чувство облегчения у клиента.
Вообще довольно сложно описать принцип работы семейных расстановок. Работа проводится на нескольких уровнях восприятия: зрительном, аудиальном, эмоциональном, тактильном. С помощью расстановки клиент может пережить новый опыт в безопасных условиях. Перед клиентом открывается новая информация с точки зрения системы, он проживает свою ситуацию по-новому.
Чтобы понять, как работает системная расстановка, достаточно в ней поучаствовать в роли заместителя. Собственные ощущения покажут намного больше, чем любая теоретическая информация.
Возрастные ограничения
Возраст участников системных расстановок может быть разным, от 14 до 65 лет. Важно, чтобы человек осознанно принял решение участвовать в расстановке и четко понимал, для чего ему это нужно. Недопустимо приходить на расстановку ради интереса, относиться к ней, как к гаданию, предъявлять не актуальные запросы.
Если проблема касается маленького ребенка или пожилого человека, который сам не может присутствовать на расстановке, можно проработать его проблему в расстановке с членами его семьи. Такие расстановки часто проводятся родителями для своих детей. Возраст заместителя позволяет почти всем желающим участвовать в расстановке.
Довольно редко можно встретить человека, который не подходит на роль заместителя. Причины: мешающее чувствовать напряжение в теле, чрезмерная зажатость, закрытость. Также от участия в расстановке лучше отказаться, если проблема клиента вызывает сильную эмоциональную вовлеченность заместителя (например, в его жизни происходило нечто подобное).
Какой эффект производит расстановка на участников?
Как показывает практика, во время расстановки все ее участники ощущают на себе терапевтический эффект. Через изменения проходит сам клиент, который целенаправленно обратился за помощью, заместители и даже психолог.
Клиент
Здесь все логично: человек обратился с запросом и получил решение своей проблемы. Целый час (а иногда два, три или четыре) человек получает помощь и энергию от других участников. Важно, чтобы клиенту было понятно, что ему тоже необходимо выкладываться. Никто не сможет сделать его счастливым, кроме него самого. Терапевт и заместители становятся всего лишь проводниками к его собственному инсайту. Никто не сможет пройти этот путь за него. И если клиент сам не готов принять за себя ответственность и начать меняться, расстановки ему ничем не помогут.
Поэтому в некоторых случаях терапевты отказывают клиенту в расстановке без объяснения причин. Когда человек приходит без конкретного запроса, просто из интереса или с насмешкой во взгляде: «Ну как удивите меня» — на него не стоит тратить силы и энергию всей группы.
Заместитель
Обычно люди, которые дают согласие побыть заместителями, думают, что бескорыстно помогают другому избавиться от его проблемы и четче увидеть ситуацию со стороны. В действительности их вклад не такой уж и бескорыстный. Они тоже многое получают от своей работы. Считается, что заместители получают легкий терапевтический эффект от расстановки. Но в некоторых случаях, участвуя в чужой расстановке, человек получает больше, чем тот, для кого эта расстановка выполняется.
В практике был случай, когда в системной расстановке одного клиента, была открыта история, в которой одна из его предков прокляла Бога за то, что ее ребенок умер. В этот момент одна из заместительниц начала плакать, а потом громко рыдать, говоря о том, что испытывает чувства не из роли, а свои собственные. Потом она сообщила, что сама пережила такую ситуацию, но так и не смогла полностью пережить свое горе. На расстановке женщина выпустила наколенные эмоции, после чего ей полегчало.
Расстановщики считают, что заместители не случайно попадают на свои роли. Например, если понаблюдать за постоянной группой, можно заметить, что на роли обиженных детей, чаще всего попадают те, кто сами имеют нерешенные проблемы с родителями, на роли любовниц и соблазнительниц – девушки, которые бывают в этой роли в реальной жизни.
Наблюдатель
В расстановке участвуют все присутствующие, просто посмотреть на происходящее со стороны не выйдет. Иногда у наблюдателей (зрителей) появляются необычные чувства и эмоции, а также ощущения в теле. Это отклик на события расстановки. Терапевтическое воздействие на наблюдателя проявляется в следующем: человек наблюдает за процессами, связями и переплетениями в чужой семейной системе. Это позволяет ему по-другому взглянуть на собственную семейную систему.
Терапевт
На первый взгляд может показаться, что расстановщик получает от своей работы только профессиональный опыт и материальную выгоду. Отчасти так и есть. Но терапевтический процесс – это нечто большее, чем товар, продаваемый за деньги. Расстановщики редко об этот говорят, но они не только помогают людям решать свои проблемы. Незаметно для себя и других они прорабатываются сами. Бывает, что истории клиентов, которые никак не переплетаются с жизненной ситуацией терапевта, через время становятся для психолога кладезем знаний и помогают ему решить собственные проблемы.
Сейчас читают
В мире существует очень много сфер трудовой деятельности, где необходимо круглосуточное...
Отношения зашли в тупик. Бороться или расстаться?«Наши отношения зашли в тупик» - эту фразу можно назвать классикой. Каждый из нас не раз...
Внутреннее состояние мужчины для соблазнения женщиныДля того, чтобы соблазнить женщину, мужчине нужно быть в правильном внутреннем...
Взросление сына. Советы для матерейВ большинстве современных семей воспитанием ребенка занимается мать. И часто именно мать не дает ребенку...
Действительно ли дети – должники своих родителей?Почему большинство родителей считают, что ребенок перед ними в неоплатном долгу? Почему и...
Какую роль в жизни человека играет самореализация?Выбор специальности, уровень профессионализма, который приобретается в процессе развития...
Как связан успех в карьере и успеваемость в школе?Недавно на одном из сайтов был проведен опрос, с помощью которого хотели выяснить, есть...
Что важнее: ЧТО человек говорит или КАК он это говорит?Когда человек о чем-то пишет или рассказывает, то он говорит о самом себе. В своем...
Синдром незаконченного развода или что мешает построить новые отношения после расторжения бракаКак поставить жирную точку в отношениях с...
Нежные слова любят не только женщиныКаждому известно выражение «Женщина любит ушами». И это правда. Нет такой девушки, которой бы не...
Как не прогадать с выбором профессии?Согласно статистике, 2/3 людей выбирают профессию, ориентируясь на заработную плату. При этом половина...
Воспитание ребенка без «не»Одна мама сказала своей дочери: «Если хочешь, кури. Только твоя кожа начнет быстро стареть, зубы станут желтыми,...