Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Уверен, что большинство из вас слышали о такой неоднозначной, а местами даже пугающей психологической технике, как нейролингвистическое программирование. Действительно, первое, что приходит на ум, когда знакомишься с НЛП –бубны цыган с медведями, обирающих своих жертв с помощью гипноза, или силуэты секретных агентов спецслужб. А на самом деле, техника НЛП что это? И почему разговор о ней мы ведем на страницах блога о саморазвитии?
Что такое НЛП, кто и зачем его создал
НЛП – это направление в психологии и психотерапии, основанное в шестидесятых годах ХХ века группой ученых из Калифорнийского университета: Р.Бендлером, Дж.Гриндлером, Ф.Пьюселиком и Гр. Бейтсоном. Это своеобразный симбиоз наиболее эффективных приемов семейной терапии, эриксоновского разговорного гипноза, транзактного анализа и гештальттерапии.
В основе НЛП лежит технология моделирования вербального и невербального поведения успешных людей, их взаимодействия с социумом.
Более простым языком – это технология, которая помогает научиться тому, что уже кто-то умеет. Это может быть что угодно: вышивание крестиком, китайский язык, управление корпорациями, умение очаровывать противоположный пол, налаживать общение с людьми и даже управлять своим эмоциональным состоянием.
С точки зрения Ф.Пьюселика, НЛП - это набор навыков, которые позволяют вам делать все, чем бы вы ни занимались, еще лучше.
То есть методики НЛП могут быть полезны всем, кто пытается чего-то достичь, стать ярче, сильнее, результативнее. Задача мастера состоит в том, чтобы отследить особенности модели поведения человека, достигшего чего-нибудь, преодолевшего что-то.
Так, Ричард Бендлер для работы с пациентами, которые страдали от фобий, разыскал несколько человек, самостоятельно победивших недуг, обобщил их опыт и создал технику «Быстрое лечение фобий».
А один из успешных студентов Джона Гриндера в качестве зачетного проекта смоделировал освоение навыка хождения по горячим углям. Идея обрела популярность, а предприимчивый студент гастролировал с семинарами по всему побережью.
У многих сложилось ошибочное мнение, что НЛП — это техника манипулирования людьми, позволяющая «поиметь мир». Действительно, любые достоверные знания о функционировании человеческого мозга, позволяют влиять на поведенческие реакции.
Где можно применять эти техники
Методы и приемы этой удивительной системы работают поражающе эффективно. В этом подчас заключается опасность. Знание само по себе нейтрально, а вот сфера его использования может быть как в плюсе, так и в минусе. Поэтому как и многие другие открытия, техники НЛП могут, к сожалению использоваться «специалистами» с нечистой совестью для создания различных тоталитарных структур, сект управляемых людей.
Однако, реальность такова, что мы живем в социуме не изолированно, а обмениваясь импульсами, влияя друг на друга, иногда достаточно жестко.
Разве может учитель провести урок, не осуществив в той или иной мере манипуляцию своими учениками? А руководителю предприятия можно управлять коллективом, не воздействуя на него?
А может вам удавалось уложить расшалившегося сынишку спать, не проведя сложные маневры и торги?
Сомневаюсь в этом. Лично я к манипуляциям отношусь достаточно спокойно. Изучая НЛП, я научился отслеживать подобные попытки. Если манипулятор пытается действовать мне во вред, я не раздражаюсь, а игнорирую или просто играю с ним.
Скажем, когда ваша дочурка в супермаркете, проходя мимо стеллажей с яркими игрушками, внезапно пытается рассказать, как ей повезло с родителями. Это ведь тоже манипуляция и гораздо более тонкая, чем банальное закатывание истерики. Так что и манипуляция манипуляции рознь, и польза от них бывает (дочь таки получит новую куклу – устоять я думаю мало кто сможет).
Простое использование техник нейролингвистического программирования, помогает разрешать конфликты или не допускать их возникновения, то есть производить качественную коммуникацию.
Кроме того, НЛП – это не , не собрание доступных избранным знаний, не шаманство, а старательно собранные в систему психологические техники, реально помогающие современному человеку в обучении, в любви и деловой сфере.
В конце концов, НЛП – это средство как, молоток, нож или дрель. Вы можете с их помощью построить дом, а можете нанести человеку увечья. Все зависит от того, как их применить.
Чем НЛП может помочь именно вам стать более эффективными
Как уже было сказано выше, НЛП акцентирует внимание, прежде всего, на практическом аспекте и дает ответы на множество неудобных вопросов.
- Как правильно простроить стратегию переговоров?
- Убедительно и аргументированно сформулировать свою мысль?
У человека, практикующего эти техники, меняется и внутренний мир и система внешних взаимодействий. Отношения с другими людьми становятся более прозрачными и гармоничными, благодаря чему удается решить большое количество проблем, мешающих жить.
Итак НЛП помогает:
- научиться «считывать» собеседника, используя невербальные источники информации;
- избавляться от чужого влияния, пресекать или трансформировать его направленность;
- сформировать и развить дар убеждения;
- достигать взаимопонимания с другими людьми;
- наладить отношения с близкими, с подчиненными, со случайной аудиторией;
- освоить новые навыки и усовершенствовать имеющиеся;
- увеличить КПД своих действий;
- избавиться от вредных и приобрести полезные привычки;
- трансформировать мировосприятие и повысить самооценку;
- эффективно распределять время;
- сформировать или укрепить ощущение внутренней радости удовольствия.
А знаете ли вы, что использование практик нейролингвистического программирования позволяет самостоятельно прокачать харизму? О том, мы уже говорили.
Заключение
НЛП дает много инструментов для саморазвития. С его помощью можно сформировать нужные установки и достигнуть успеха в тех областях, где вы считаете, что недостаточно сильны.
Самое замечательное, что осваивать НЛП интересно и весело, так как результаты видны практически сразу.
Также существует множество техник использования данного метода, от сложных околонаучных до простых, доступных простому обывателю. Если Вам интересна данная модель саморазвития, то напишите в комментариях. И я раскрою этот вопрос более подробно в следующих статьях.
Не забывайте подписываться на обновления, что бы не пропустить важных новостей. Также можете вступить в группы, там я выкладываю лучшие выдержки из всех выпущенных статей.
P.S. Кнопки соц. сетей находятся справа и внизу
Познавайте новое, друзья. Пока, пока
"… Когда мы придумали название «нейролингвистическое программирование» (НЛП), многие говорили «Это звучит как контроль над разумом» – как будто в этом есть что-то плохое. Я сказал: «Да, конечно, если вы не начинаете контролировать и использовать свой собственный мозг, то тогда вы должны просто оставить его на произвол судьбы".
Ричард Бендлер.
В этих словах одного из основателей Нейролингвистического программирования (см Психологический словарь - " "), отражается истинная суть модного сегодня психологического направления. Что это и чем же отличается это психологическое направление от существовавших ранее? Попробуем сделать абрис Нейролингвистического программирования как одного из профессиональных методов влияния на психику человека. Здесь важно оставаться понятным как профессионалам, так и обывателям.
Работая практическим психологом, приходится использовать методы разных школ, в том числе и НЛП, поэтому я предлагаю в сравнительном виде посмотреть на это новшество и дать ему примерную оценку. Начнем с наиболее впечатляющих характеристик метода нейролингвистического программирования.
Первое, что бросается в глаза при использовании психотехник НЛП, так это оперирование столь глубокими структурами психики человека, на которых практически исключен сознательный контроль и сопротивление создаваемым изменениям. Необходимая коррекция происходит непосредственно в подсознании и подлежит к естественному исполнению. Отсюда очень высокая эффективность и скорость оказываемой помощи. К примеру, в традиционных школах считается, что осознание клиентом свой проблемы как и путь к ее разрешению должен проходить сознательно несмотря на временные затраты и желание клиента.
Второе – это отсутствие достаточного содержания в используемых методах. Клиент НЛП-специалиста может в принципе не рассказывать о деталях своей проблемы и все равно он получит то, что хотел. Звучит несколько загадочно, но это действительно так.
В-третьих, сама парадигма нейролингвистического программирования достаточна оригинальна. Она предполагает, что человек должен постоянно учиться новым способам поведения, а проблемы у него возникают только тогда, когда у него нет соответствующей модели поведения для преодоления какой либо ситуации.
Все, что должен делать психолог, проповедующий эту школу, так это учить соответствующим моделям поведения нуждающихся. Чтобы лучше это понять приведу пример подхода к одной и той же проблеме психологов от психоанализа и нейролингвистического программирования (НЛП).
Девочка 12 лет, чересчур стеснительная.
Психоаналитик – будет искать причины такого поведения в детстве девочки. Найдя причины такого поведения (стеснительности) он совместно с ней даст оценку этим причинам и возможные выводы, которые по идеи должны помочь ей вести себя по-другому, то есть меньше стесняться.
Специалист НЛП – расценит жалобу девочки на чрезмерную стеснительность непосредственно. Девочка ведь просит о способах поведения, которые не будут ее стеснять. Тогда специалист начнет процесс обучения новым способам внутреннего и внешнего поведения удовлетворяющим данную личность.
В-четвертых, психотехники нейролингвистического программирования превосходно работают для коррекции школьной неуспеваемости и возрастных проблем характера. Некоторая модернизация этих психотехник позволяет применять их непосредственно в процессе образования, а так же для тренировки любых навыков. Вот как об этом говорит Бендлер:
«…Одна из вещей, которую НЛП репрезентирует, является способом взгляда на человеческое обучение. Хотя многие психологи и люди, работающие в социальной сфере, используют нейролингвистическое программирование для того, чтобы делать то, что они называют терапией, я думаю, наиболее подходяще описывать НЛП как образовательный процесс».
Итак, нейролингвистическое программирование (НЛП) - это не только психология и медицина, но и образование, управление, а также метод исследования и копирования любого поведения.
Предлагаемый набор возможностей просто фантастичен. Изучив и попрактиковавшись в использовании предлагаемых методов НЛП, вы становитесь обладателем инструмента, который изменяет судьбу. К примеру, некоторые люди годами не могут преодолеть различные страхи, неуверенность. Специалист НЛП исправит эти недостатки за 15-20 минут. За такой же короткий срок можно справиться с неуверенностью или с проблемами выбора в какой либо жизненной ситуации и т.д.
Вместе с тем хочется несколько «разбавить» эйфорическое описание НЛП и ответить тем людям, которые боятся этой психологической школы.
Имеет место феномен, который возникает при использовании метода нейролингвистического программирования. Профессиональные психологи, знают о его существовании.
При грамотном использовании нейролингвистическое программирование - это отличный помощник, но при неряшливом или корыстном использовании он превращается в ящик Пандоры со всеми вытекающими отсюда последствиями. Постараюсь разъяснить вышесказанное.
Использование приемов нейролингвистического программирования для манипуляции человеческим сознанием в корыстных целях приводит к постепенному внутреннему опустошению манипулятора и разрушению его психики. Все дело в том, что НЛП оперирует самыми глубокими, не поддающимися сознательному контролю, процессами психики. А для того, чтобы привить какую-то модель мысли собеседнику, т.е. привить свою волю, вы сначала строите эту модель в своей голове и невольно прививаете ее сначала себе и лишь потом отправляете по адресу. Накопление и со временем проявление таких деструктивных «команд» создает перекос в психике и манипулятор заболевает. Поэтому в этом направлении психологии как нигде важен девиз: желай другому только то, что хочешь самому себе. Чем глубже воздействие, тем аккуратней и гармоничней оно должно быть. И это в первую очередь важно для здоровья психолога, чем для клиента, как ни странно это звучит. Этот феномен – пожалуй, единственное, чего стоит опасаться в НЛП.
Тем не менее, я считаю, что методы нейролингвистического программирования могут использоваться для формирования Человека будущего. Человека, который будет способен сам формировать свою психику, наклонности и черты характера по подобию того, как опытный стилист подбирает одежду, макияж и т.д. Человека, который получит власть над собой, над временем собственной смерти. Ведь методы НЛП позволяют найти ключи сознательной регулировки и остановки сердечной деятельности, обменных процессов и т.д. Естественно, что человек имеющий власть над своей смертью не боится ее, а это уже по настоящему Свободный человек.
В человеческой практике есть этому аналог, это те навыки, которыми владеют опытные йоги.
Чтобы закончить философское отступление оговорюсь, что такое развитие возможно только при параллельном росте знаний о законах мироздания, личностном развитии, которые будут уравновешивать открывающиеся способности. Ведь человек с такими возможностями, не совсем человек в нашем понимании, а нечто большее и совершенное.
Можно описывать и другие возможности нейролингвистического программирования, но они будут выглядеть слишком фантастическими для неподготовленного читателя. От себя хочется высказаться на тему разрастающейся в последнее время шумихи против НЛП. Анализ подобных статей показывает, что шумят громче всех те, кто поверхностно знаком с НЛП и имеет смутное представление о какой бы то ни было психокоррекции вообще. Как ни странно таких людей очень много в психологии, и часто у них имеются научные звания, «вес» в номенклатурных кругах от образования или медицины.
Иногда меня провоцируют вопросом типа: «Методы нейролингвистического программирования опасны, как же Вы ими пользуетесь?» Я отвечаю: «У Вас на кухне лежит нож и им можно не только отрезать кусок хлеба, но и, простите, зарезать. Почему же Вы никого не режете?»
После такого контр-вопроса инцидент исчерпывается. Всегда было так, что критикуют больше всего то, что в последствии оказывается наиболее интересным. Каждый решает сам…
Желающим познакомиться с методами нейролингвистического программирования могу порекомендовать литературу, в которой дана история возникновения и приемы использования. Здесь можно помочь следующим: Если исследовать анамнез данного течения психологии, то выйдем на убывающую во времени череду значимых для НЛП авторов: современники - Джон Гриндер, Ричард Бендлер; в свою очередь основные практические методы они переняли у Милтона Эриксона, который основные теоретические основы и практические исследования позаимствовал у Александра Романовича Лурия. Так что ищите книги этих авторов и читайте! Успехов!
Подхватилин Н.В.
сотрудник ФППМ ВШК 2002-2004
НЛП на сегодняшний день является одним из самых популярных направлений существующей прикладной психологии. Сфера его применения весьма обширна: психотерапия, медицина, маркетинг, политический и педагогика, бизнес, реклама.
В отличие от большинства других практически ориентированных психологических дисциплин, НЛП обеспечивает оперативные изменения, решение проблем как отдельно взятого человека, так и общества в целом. При этом все осуществляется в безусловном эффективном экологическом режиме.
Введение в нейролингвистическое программирование
Стоит начать с того, что НЛП - своего рода искусство, наука о совершенстве, результат исследования достижений выдающихся людей в различных Положительный момент заключается в том, что такими коммуникативными умениями может овладеть совершенно каждый. Надо иметь лишь желание повысить свою профессиональную
Нейролингвистическое программирование: что это такое?
Существуют разнообразные модели совершенства, построенные НЛП в сфере коммуникации, образования, бизнеса, терапии. Нейролингвистическое программирование (НЛП) - специфическая модель структурирования отдельно взятыми людьми своего уникального жизненного опыта. Можно говорить о том, что это только один из многочисленных способов осознания, организации сложнейшей, но неповторимой системы коммуникации и человеческих мыслей.
НЛП: история возникновения
Оно появилось в начале 70-х годов, стало результатом сотрудничества Д. Гриндера (в то время ассистента профессора лингвистики в калифорнийском университете в Санта Крузе) и Р. Бэндлера (там же - студент психологии), который был сильно увлечен психотерапией. Вместе они исследовали деятельность 3 великих психотерапевтов: В. Сатир (семейный терапевт, она бралась за такие случаи, которые другие специалисты считали безнадежными), Ф. Перлза (новатор психотерапии, основоположник школы гештальт-терапии), М. Эриксона (всемирно известный гипнотерапевт).
Гриндер и Бэндлер раскрыли используемые вышеуказанными психотерапевтами паттерны (шаблоны), их расшифровали, впоследствии построили достаточно изящную модель, которую можно применять и в и в личном изменении, и в рамках ускоренного обучения, и даже для получения большего жизненного удовольствия.
Ричард и Джон в те времена проживали неподалеку от Г. Бэйтсона (английского антрополога). Он был автором работ по теории систем и коммуникации. Его научные интересы были весьма обширными: кибернетика, психотерапия, биология, антропология. Многим он известен по своей теории 2-ой связи в шизофрении. Вклад Бэйтсона в НЛП необычайно велик.
НЛП эволюционировало в двух взаимодополняющих направлениях: в качестве процесса выявления паттернов мастерства в любых сферах человеческой жизни и как достаточно эффективный способ коммуникации и мышления, который практикуется выдающимися людьми.
В 1977 г. по Америке Гриндер и Бэндлер провели серию успешных публичных семинаров. Данное искусство быстро распространяется, подтверждением этому служат статистические данные о том, что на сегодняшний день приблизительно 100 тыс. человек прошли тренинги в той или иной форме.
Происхождение названия рассматриваемой науки
Нейролингвистическое программирование: что это такое, исходя из значения входящих в этот термин слов? Под словом «нейро» понимается фундаментальная идея того, что человеческое поведение берет начало в таких неврологических процессах, как видение, восприятие вкуса и запаха, прикосновение, слушание, ощущение. Разум и тело образуют неразделимое единство - существо человека.
«Лингвистическая» составляющая названия демонстрирует применение языка в целях упорядочивания своих мыслей, своего поведения для возможности вступления в коммуникацию с остальными людьми.
«Программирование» подразумевает указание способов организации человеком своих действий, идей в целях получения желаемого результата.
Основы НЛП: карты, фильтры, рамки
Все люди используют органы чувств в целях восприятия окружающего мира, его изучения, преобразования. Мир - это нескончаемое разнообразие сенсорных проявлений, однако люди могут воспринимать только его мизерную часть. Получаемая информация впоследствии фильтруется уникальным опытом, языком, ценностями, предположениями, культурой, убеждениями, интересами. Каждый человек живет в некой уникальной реальности, которая построена из сугубо личных сенсорных впечатлений, индивидуального опыта. Его действия опираются на то, что он воспринимает - на личную модель мира.
Окружающий мир настолько масштабен, богат, что люди вынуждены его упрощать для того, чтобы осмыслить. Хороший пример этому - создание географических карт. Они избирательны: несут информацию и одновременно упускают ее, однако все же выступают несравнимым помощником в процессе исследования территории. От того, что человек знает, куда стремится попасть, зависит и то, какую именно карту он составляет.
Люди оснащены многочисленными естественными, необходимыми, полезными фильтрами. Язык - фильтр, карта мыслей конкретного человека, его переживаний, которая отделена от реального мира.
Основы нейролингвистического программирования - поведенческие рамки. Это понимание человеческих действий. Так, первая рамка - нацеленность на результат, а не на конкретную проблему. Это означает то, что субъект ищет, к чему стремиться, затем находит подходящие решения, а впоследствии применяет их для достижения поставленной цели. Направленность на проблему чаще всего называют «рамкой обвинения». Она заключается в глубоком анализе существующих причин невозможности достижения желаемого результата.
Следующая рамка (вторая) заключается в задавании именно вопроса «как?», а не «почему?». Он приведет субъекта к осознанию структуры проблемы.
Суть третьей рамки - обратная связь взамен неудачи. Нет такого понятия, как неудача, есть лишь результаты. Первое - способ описания вторых. Обратная связь сдерживает цель в
Рассмотрение возможности, а не необходимости - четвертая рамка. Сосредоточиться следует на возможных действиях, а не на имеющихся обстоятельствах, ограничивающих человека.
Также НЛП приветствует любопытство, удивление вместо притворства. С первого взгляда это достаточно простая идея, но она имеет весьма глубокие последствия.
Еще одной полезной идеей выступает наличие возможности создания внутренних ресурсов, которые необходимы человеку для достижения поставленной цели. Добиться успеха поможет скорее вера в правильность действий, нежели предположение обратного. Это не что иное, как нейролингвистическое программирование. Что это такое, уже стало понятно, поэтому стоит перейти к рассмотрению его методов и техник.
Методы НЛП
Это основные теоретические, практические аспекты использования нейролингвистического программирования. К ним относятся:
- якорение;
- субмодальностное редактирование;
- методы взмаха;
- работа с навязчивыми, проблемными, фобическими состояниями.
Это основные методы нейролингвистического программирования.
Изменение восприятия события
Это одно из упражнений применения простейшей техники нейролингвистического программирования. К примеру, ревность. Она протекает в 3 последовательно переходящих этапа: визуализация (представление сцены измены), затем аудиализация (представление звукового сопровождения сцены измены) и в конце - кинестетическое восприятие (появление негативного ощущения предательства).
Суть этой техники - нарушение одного из этапов. В данном примере это может быть убеждение в надуманности сцены измены на первом этапе, на втором - представление ее под сопровождение смешной музыки, что приводит к изменению восприятия всей картины в целом на третьем этапе (становится смешно). Именно так приводится в действие нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести самые разнообразные: мнимая болезнь, сила фотографической памяти и др.
Педагогика как область применения НЛП
Как уже упоминалось ранее, существует большое количество сфер, где применяется нейролингвистическое программирование. Обучение также может проходить с использованием методов, техник НЛП.
Ученые утверждают, что посредством нейролингвистического программирования существенная часть школьного материала может быть освоена гораздо быстрее, эффективнее без образования школьных фобий, преимущественно за счет развития ученических способностей. При всем этом данный процесс весьма увлекателен. Это относится к любой педагогической деятельности.
Школа владеет собственной уникальной культурой, которая формируется из нескольких субкультур, имеющих собственные паттерны невербальной коммуникации.
Ввиду того, что школьные образовательные уровни дифференцированы, каждый из них порождает собственные паттерны результативных стилей обучения. Данные уровни группируются в категории:
1. Начальная школа . В 6-летнем возрасте дети покидают стены детсада и поступают в 1-й класс в качестве так называемого кинестетического создания. Педагоги знают, что дети воспринимают реальный мир посредством осязания, обоняния, вкуса и т. д. В начальной школе типичной практикой выступает прохождение через процедуры - кинестетическое обучение.
2. Средняя школа. Начиная с 3-го класса вносятся корректировки в процесс обучения: переход с кинестетического восприятия на аудиальное. Дети, которые трудно адаптируются к этому переходу, остаются доучиваться либо их переводят в спецклассы.
3. Старшеклассники. Осуществляется очередной переход с аудиального восприятия на визуальное. Подача школьного материала становится более символичной, абстрактной, графической.
Это основы нейролингвистического программирования.
Коридор и конвейер
Первое понятие - место, где происходит развитие отстающей модальности учащегося. По-другому, коридор нацелен на процесс, а конвейер - на содержание.
При акцентировании на последнее педагог должен применять нейролингвистическое программирование: обучение посредством многосенсорных техник в целях предоставления возможности выбора каждым отдельным учащимся привычного для него процесса. Однако, как правило, "конвейерный" учитель выстраивает обучающий процесс в первой модальности, тогда как "коридорному" педагогу потребуется подобрать индивидуальный подход к каждому ученику (коридорному). Таким образом, способность установить подходящий стиль обучения - основа успеха.
Применение НЛП в сектах
Существуют и такие сферы жизни, где рычагом негативной манипуляции выступает нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести разные. Чаще всего это секты.
Александр Капков (сектовед) считает, что в свое время засекреченные методы нейролингвистического программирования довольно часто используются в разного рода религиозных группах, к примеру, в секте Рона Хаббарда. Они весьма действенны для быстрого и эффективного зомбирования адептов (позволяют манипулировать личностью). Эффекты психотехник в сектах выдают за снисхождение благодати.
В статье было рассказано, что представляет собой нейролингвистическое программирование (что это такое, какие методы и техники оно использует), а также приведены примеры его практического применения.
Техника влияния НЛП - методы воздействия на человека, которые позволяют преуспевать на работе и быть удачливым в личной жизни. Это помощь в установке контакта с другим человеком, небольшая манипуляция для получения собственной выгоды.
НЛП помогает наладить эффективный контакт с людьми
Что такое НЛП
В современном мире успешность ассоциируется с благополучием. Умение добиваться поставленных целей, стремления, победа над конкурентами - от таких факторов зависит успех в делах. Секретные техники используются в компаниях, заработок которых напрямую зависит от сговорчивости клиентов. Сетевой маркетинг, магазины и торговые точки используют простые психологические манипуляции для обогащения.
НЛП (нейролингвистическое программирование) - это моделирование успешности. Технология, помогающая преуспевать в любой сфере без прирожденных задатков. Базовые методы пригодятся мужчине и женщине разного возраста и социального статуса. НЛП представляет собой небольшое пособие, сборник методик, которые позволяют улучшить собственное положение - привлечь нужных людей, добиться большего на работе.
На просторах интернета или в книжном магазине можно найти несколько изданий по НЛП для начинающих. Автор Дэнни Рэйд раскрывает самые простые и необходимые методики, дающие возможность скорректировать поведение людей из близкого окружения. Его книга «Секретные приемы» пользуется огромной популярностью во всем мире.
Чем поможет НЛП
- улучшение навыков общения;
- понимание собственного мышления, осознание своей природы;
- решение затянувшихся проблем;
- контроль над собственным состоянием;
- постановка целей и достижение их без преград;
- улучшение интуиции - удастся лучше понять, какие люди помогут, а какие только навредят;
- повышение концентрации внимания, трудоспособности, эффективности труда;
- повышение по службе.
Суть программирования - в моделировании чужого успеха: это - не воровство чужих достижений, а следование правилам, которые уже проверены на опыте других. Для такого программирования не нужны особые умения или таланты.
Применение НЛП позволяет улучшить коммуникативные навыки: наладить отношения в коллективе или лучше понять близких людей. Это методика восприятия, но она не обязательно портит жизнь другому.
Польза и вред методики
Даже безопасные методы могут навредить. Слухи, которые ходят о методике НЛП, могут сбить с нужного настроя: манипуляции ассоциируются с насильственным влиянием на другого. Перед изучением НЛП следует ознакомиться с основным его положением: это одно из направлений психологии, которое эффективно используется не первое десятилетие. Используют такую технологию воздействия психологи, психиатры, тренеры, люди, которые работают на достижение определенного результата, мотиваторы. Практикуется методика по всему миру и имеет немало поклонников.
Чем методы воздействия могут быть опасны? Любые психологические манипуляции противопоказаны людям с нарушением психики: у них искаженное восприятие действительности, и объективно оценивать ситуацию они не могут. Опасны такого типа воздействия и для неокрепшей психики, которая только формируется. Может произойти усвоение неправильных установок и убеждений.
Повышение по службе - один из эффектов использования НЛП
Техники манипулирования
Нейролингвистическое программирование - это практическая психология. Методика воздействия на другого человека повышает эффективность работы и помогает в лечении сложных пациентов: полезные методы воздействия на человека используются для коррекции поведения.
Используется НЛП-техника для дискуссий, выступлений, ведения переговоров. Такое воздействие не приводит к серьезным последствиям. Самые популярные техники манипулирования:
- ловушка вклада;
- три «да»;
- смешанная правда.
Любая НЛП-техника направлена на другого, но с выгодой для себя. Это повышение успешности за счет правильного восприятия посыла и действий окружающими людьми.
Даже в коллективе недоброжелателей такая техника может повысить эффективность работы сотрудника или сотрудников. Универсальные техники можно применять к коллегам, домочадцам или друзьям.
Ловушка вклада
Основные техники манипулирования эффективны только в правильно созданных условиях. Методика «ловушка вклада» основана на одном психологическом приеме: если заставить личность вложить силы, время, ресурсы в любое дело, можно получить его содействие в дальнейшем.
Подсознательно такой человек ощутит себя вовлеченным в дело: он часть процесса, и в дальнейшем ему будет очень сложно отказаться от участия в нем. Вклад в общее дело может быть минимальным, но и он обязывает помощника на дальнейшее содействие.
Основные приемы НЛП простые, и для их выполнения понадобится немного хитрости. Не столь важно, каким способом человека привлекли к делу, если он начал работу, то он останется в проекте до его окончания.
Техника трех положительных ответов
Приемы техники НЛП позволяют получить положительный ответ от несговорчивого человека. Методика три «да» действует безотказно. Как она работает:
- человеку задается несколько вопросов, на которые он с большой вероятностью ответит положительно - это должны быть простые вопросы, без негатива или претензий;
- как только человек ответит на отвлекающие вопросы утвердительно, можно задавать основной вопрос, ради которого используется манипуляция.
Методика работает так, что человек настраивается на позитивный лад. Ему приятно отвечать на вопросы, которые вызывают в нем положительную реакцию. Работает метод три «да» в большинстве случаев.
Проблемы с методикой могут возникнуть в тех случаях, когда человек агрессивно настроен или имеет личную неприязнь к собеседнику. В таких случаях для получения положительного ответа нужна другая манипуляция.
Смешанная правда
Методика, которую можно использовать неосознанно - на интуитивном уровне. Полезно применять в своей речи фразы или факты, легко проверяемые или широко известные. Во время таких рассказов, когда у собеседников уже возникло доверие, можно добавлять непроверенные факты (сомнительные), и люди все равно в них поверят.
В психологии такой эффект называется вызванным безоговорочным доверием. Вызвать благосклонность можно у людей, которые давят на окружающих, т. к. они слишком требовательны и предвзяты. Если подстроиться под их давление, они начнут доверять.
Доверяющим собеседникам можно представить неправдивые факты, в которые они поверят
Способы воздействия НЛП
Практические методики будут эффективными, если человек создаст дополнительные условия для реализации задуманного: возможность профессионального роста или предпосылки для достижения цели.
В психологии используются методики НЛП:
- рефрейминг;
- «якорь»;
- раппорт и ведение;
- мотивационная;
- подкрепляющая.
Используются методики для расположения людей к себе. Примеры, где используются техники НЛП: переговоры с важными партнерами, свидание, дружеская встреча, деловой разговор.
Для ведения конструктивных разговоров можно использовать одну или несколько методик. Важно, чтобы собеседник не уловил манипуляцию, не заметил целенаправленное внушение.
Разговорный рефрейминг
Рефрейминг – это другой взгляд на ситуацию, переосмысление основной ее части. Такой метод помогает в общении с трудными людьми, чьи слова и действия трудно понять. Рефрейминг смысла меняет восприятие всего, что происходит, т. к. смещаются акценты. Он используется как один из самых эффективных НЛП-паттернов (повторяющееся поведение).
Методика нейролингвистического программирования пригодится во время консультации, чтобы ее результаты не казались негативными: во время переговоров, когда нужен другой взгляд на предложение; для продаж, чтобы переоценить товар и его значение.
Результаты методики напрямую зависят от того, насколько естественно человек делает переворот смысла происходящего.
Для любой фразы, на которую нужно сделать рефрейминг, нужно оценочное слово – оно самое яркое и наиболее информативное, оно может исходить из ситуации, и придумывать его не придется. После этого слово нужно воодушевить: представить, в каких ситуациях оно наиболее уместно, что описывает, кому принадлежит. Общее определение корректируется, смещается его акцент на тот, что нужен человеку. Так происходит рефрейминг смысла.
Методика «якорь»
Методики нейролингвистического программирования такие, как якорь, основаны на условных рефлексах. Пока включен определенный стимул, от человека можно добиться любого нужного результата. Методика «якорь» помогает в общении, на переговорах или при заключении договоров.
Что такое якорь? Это стимул, связанный с реакцией - условным рефлексом. С помощью такой методики можно контролировать поведение (свое и окружающих). Способ можно использовать выборочно или постоянно, ввести его в полезную привычку.
Этапы методики:
- определение того состояния, которое нужно в данный момент;
- вызов этого состояния - создание подходящего эмоционального фона, воспоминания;
- на пике переживания устанавливается условный якорь, который нужно зафиксировать в памяти - он пригодится в будущем;
- резкое прерывание состояния;
- проверка;
- использование якоря.
Результаты методики будут видны сразу. Мозг устроен так, что на пике любого состояния (негативного или позитивного) случайная ситуация запоминается больше всего - это триггер, который становится якорем. В психологических схемах манипуляций множество таких сигналов. Если человек испытывает радость, случайное прикосновение станет триггером. В будущем этот жест будет ассоциироваться с пиком радости, и его можно будет использовать для смягчения тяжелых конфликтов.
В правилах НЛП-2 определены условия работы якоря - должен быть эмоциональный пик и необычный триггер. Стимул всегда находится внутри радостного состояния: работа с подсознанием проводится особенно тщательно. Триггер выбирается оригинальный. Он как ключик, который заставит человека снова испытывать позитивные чувства.
Методика «якорь» основана на условных рефлексах
Раппорт и ведение
Раппорт характеризует отношения двух людей как доверительные. Это особая связь, которая установилась со временем. Такая пара образует систему: они одно целое и действуют как один организм. Раппорт – это желание идти за человеком, довериться ему, следовать за ним без лишних вопросов. Подсознанием такая ситуация воспринимается, как безоговорочное доверие.
За раппортом следует ведение. Это связанные между собой понятия: возникает доверие, за которым человек следует. Изменения одного члена системы влечет за собой перемены во втором. У такой методики три стадии, которые образуют цикл: подстройка, раппорт, ведение. Если правильно выстроить систему (сначала следовать за человеком), можно взять управление на себя. Ведение - это основной инструмент воздействия, особенно при тесных партнерских отношениях.
Калибровка поведения необходима в тех случаях, когда взаимодействие нарушается. Люди строят общую систему, и тот, кто манипулирует, должен соблюдать раппорт - это важное условие успешной манипуляции.
У людей в одном взаимодействии должен быть постоянный контакт, иначе вся гармония нарушится. В этом основное отличие доверие от психологического раппорта.
Сильная мотивация
Мотивация - это сила, которой можно воспользоваться для достижения своих целей. Принцип ее очень прост: человек должен совершить определенное действие сейчас, чтобы в будущем за это получить дополнительное поощрение, награду, выгоду. Мотивация – это ожидание хорошего, которое порождает силы для тяжелой работы.
Используют ее только по отношению к близкому окружению: людям, чьи намеренья и тайные желания известны. Если мотивация не будет верной, получить отдачу от нее не удастся. Работа с подсознанием в таком случае требует знания привычек и стремлений человека, чье поведение нужно скорректировать.
Методика подкрепления
Подкрепление - это основа поощрения. Стабильный энергетический посыл, который нужно подкреплять, чтобы не уменьшать эффективность методики. Подкрепление основано на жестах, приятных мелочах - это вещи, которые напоминают, насколько приятно выполнять нужные манипулятору действия.
Без поощрения мотивации надолго не хватает: часть методик НЛП держится на длительном взаимодействии ради получения выгоды. Подбирать вещи для подкрепления нужно индивидуально, исходя из желаний и потребностей другого.
Заключение
Нейролингвистическое программирование - это система простых манипуляционных техник, которые пригодятся в жизни. На работе, дома, в сложных переговорах можно использовать методику и расположить к себе нужного человека.
Методики позволят добиться поставленных целей, а мотивации помогут наладить отношения в семье. Подбор техник зависит от пожеланий и целей манипулятора.
Введение.
1. Что такое НЛП?
2. История возникновения. Основные задачи.
3. Принципы
4. Методы НЛП
5. Значение НЛП в работе
Заключение
Литература
Введение
Многие слышали про НЛП, но не все представляют себе, что же это такое, и почему данное направление психологии приобретает все большую популярность.
Используя принципы НЛП можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности. Вот некоторые из вещей, которые можно научиться делать:
1. Излечивать фобию и другие неприятные ощущения
2. Помочь низкообучаемым детям и взрослым преодолеть соответствующие
3. Устранять нежелательные привычки - курение, пьянство, переедание, бессонницу
4. Производить изменения в отношениях, имеющих место в супружеских парах, семьях и организациях, чтобы они функционировали более продуктивно
5. Излечивать Соматические заболевания (Заболевания сердца и сосудов)
НЛП это лишь один из многих способов понимания и организации фантастически сложной и тем не менее прекрасной системы человеческих мыслей и коммуникации.
1. Что такое НЛП?
Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это процесс моделирование уникальных для каждого человека осознанных и неосознанных типов поведения, направленных на то, чтобы постоянно двигаться ко все большему раскрытию своего потенциала.
Нейро - Это уклад нашего мышления, его характер. Наше мировоззрение, наши стереотипы, возникшие из контакта с окружающей нас средой и окружающим нас обществом. Ключ к личному и деловому успеху находится в первую очередь в нас самих, и изучение того, каким образом мы думаем, позволит нам раскрыть наши внутренние ресурсы.
Лингвистическое - Наш язык - неотъемлемая часть нашей жизни. Сперва, мы не задумываемся, как много для нас значит речь, что она значит для жизни в социальной среде. Но все же, не можем не отметить, что способность к общению не сводится только к кивкам и улыбкам. Обучение пониманию и управлению структурой нашего языка играет ключевую роль в этом мире, где все больше и больше ценится способность к общению.
Программирование - Мы управляем своей жизнью при помощи стратегий так же, как компьютер использует программу для достижения конкретных результатов. Осознавая стратегии, при помощи которых управляем своей жизнью, мы обеспечиваем себе выбор: продолжать действовать в том же ключе или попытаться развить наш потенциал нашу личную эффективность.
По сути своей НЛП - это исследование нашего мышления, поведения и речевых возможностей, при помощи которых мы можем выстроить набор эффективных стратегий. Эти стратегии могут помочь нам принять решение, построить взаимоотношения, начать свой собственный бизнес, управлять группами людей, создавать равновесие в своей жизни.
Мы используем стратегии во всем, что мы делаем. Но, к сожалению, чаще всего эти стратегии находятся вне нашего сознания. Мы не осознаем почему мы поступаем так, как мы поступаем. Это происходит на уровне подсознания, которое контролирует наше поведение в той или иной ситуации.
2. История возникновения. Основные задачи
HЛП, называемое "психотерапией новой волны", было создано Ричардом Бендлером (математик) и Джоном Гриндером (лингвист) в результате того, что они переформировали вопрос: не ЧТО делает эффективная психотерапия, а КАК она делает и тем самым совершили открытие. Своими предшественниками авторы считают Грегори Бейтсона, Милтона Эриксона, современных нейропсихологов, занимающихся разработкой межполушарной асимметрии: правое полушарие - образное, левое полушарие "компьютерное", кибернетиков,в первую очередь - Карлоса Кастанедy.
НЛП не претендуют на звание новой теории, которая бы более соответствовала физической реальности, чем созданные ранее. Но если считать принципы НЛП соответствующими действительности и в соответствии с этим поступать, то можно часто получить ожидаемый результат.
НЛП предлагает концептуальное понимание, прочно основанное на информатике и компьютерном программировании - однако еще более тщательно укорененное в наблюдении живого человеческого опыта. Все, что есть в НЛП, может быть проверено непосредственно вашим собственным опытом или наблюдениями за другими людьми.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) изучает то, как устроено наше мышление, речь и поведение. Это способ кодирования и воспроизведения определенных результатов, позволяющих нам последовательно добиваться наших целей в бизнесе и в жизни в целом.
Мы живем постоянно меняющемся мире. В мире, где человек погружен в непредсказуемую и сложную среду. Чем больше он узнает, тем больше возникает вопросов, на которые он снова и снова ищет ответы. В мире обреченном нести груз познания, стремления к совершенству и разочарования. Мы должны понять, что важно для нашей конкретной профессии, а что - нет. Мы должны научиться извлекать уроки из каждой ситуации, общения с каждым человеком и каждого предчувствия.
3. Принципы
Основной принцип НЛП: Ваша жизнь зависит только от вас.
Тезисы НЛП
1.Карта не соответствует местности.
2.Наши ментальные карты мира не представляют этот мир. Мы реагируем на карты, а не на мир. Куда проще "переработать" ментальные карты, особенно касающиеся чувств и интерпретации, нежели изменить мир. Дзэн-буддист Бай-чжан сказал: «Если поймёшь, что между чувственным восприятием и внешним миром нет никакой связи, освободишься мгновенно».
3. Опыт имеет свою структуру.
Наши мысли и воспоминания имеют соответствующие им образцы. Когда мы изменяем образец или структуру, автоматически изменяется наш опыт («перепросмотр личной истории» у Кастанеды).
4. Если один человек может что-то сделать, каждый может научиться этому.
Можно составить карты ума людей, достигших успеха, и сделать так, чтобы эти карты стали и нашими (см. «Сущность НЛП»).
5. Люди обладают полным, необходимым им потенциалом.
Мысленные образы, внутренние голоса, чувства - это кирпичики, из которых складываются все наши умственные и физические ресурсы. Мы можем научиться строить из них любую мысль, чувство, умение, а потом разместить их там, где они наиболее нужны. Дзэн-буддист Бай-чжан сказал: «В сокровищнице внутри тебя есть все, и ты волен использовать её. Нет никакой надобности искать снаружи».
6. Разум и тело - элементы одной и той же системы.
Мысли воздействуют на состояние мышц, дыхание, чувства, а те - на мысли. Изменяя одно, можно изменить другое. [Не важно, с какой половины начинать - гармония в одной приведёт к гармонии в другой.]
7. Невозможно не общаться.
Общаемся мы постоянно, в т.ч. бессловесно, причем слова иногда могут быть наименее существенным компонентом. Даже наши мысли являются сообщениями для нас самих.
8. Значением вашего сообщения является полученный вами ответ.
То, что мы говорим или делаем, воспринимается другими при помощи их ментальных карт мира. Если кто-то услышит иное, чем мы имели ввиду, мы сможем заметить, каким было значение сообщения для выслушивающего человека и сможем переоформить это сообщение.
9. В каждом поведении присутствуют позитивные намерения.
Каждый травмирующий, болезненный и даже бессмысленный поступок имеет в своей основе позитивную цель. Можно отделять негативное поведение от позитивных намерений и присоединять к последним более позитивное поведение.
10. Люди всегда совершают лучший из имеющихся у них выборов.
У каждого из нас своя, неповторимая история. Мы научились, как и что нам делать, чего и как желать, что и как ценить, чему и как учиться. Это наш индивидуальный опыт. На его основе мы должны совершать свой выбор, пока мы не научимся чему-то новому и лучшему.
11. Если вам не удается то, что вы делаете, сделайте что-либо другое.
Если вы всегда делаете то, что делали постоянно, - то вы всегда будете получать то, что получали постоянно. Если же вы хотите чего-то нового, сделайте что-либо новое, тем более, что у вас большой выбор.
4. Методы НЛП
Воздействие на себя или на другого человека происходит только через его систему восприятия, называемую в НЛП репрезентативной системой.
Восприятие ситуации с 4 позиций
с точки зрения себя
с точки зрения своего собеседника
с точки зрения постороннего наблюдателя
с точки зрения всей этой системы отношений
Взгляд постороннего наблюдателя самый объективный, но подстроиться под это восприятие, и, тем более, удерживать его, очень сложно.
На этих 4 позициях построено большинство методов НЛП. Это основание, заключается в следующих этапах:
видеть себя с проблемой;
видеть себя без проблемы;
видеть другого человека, который верит, что Вы - самый лучший, любит Вас;
трансформировать свои переживания в переживания этого человека, используя его язык, модальность восприятия и т.п.;
Группа методов НЛП основана на построении ассоциативных связей между явлениями. Упражнение "Метафора", к примеру, включает следующие этапы:
Размышление о проблеме, концентрация внимания на ней, ассоциация с проблемой.
Размышление о приятном регулярном занятии, которое не составляет труда для человека. Это занятие будет для него ресурсом.
Связывание проблемы и ресурса через построение аналогий.
Перенос проблемы в ресурс по аналогии, поиск выхода из проблемы.
Перемещение решения проблемы ресурса на реальную проблему.
Упражнение реагирования на критику:
Разделение себя и человека, которого критикуют (взгляд на себя с позиции наблюдателя), между этими людьми - стена
Человек представляет, что видит того другого себя, уходящего в момент критики за эту стену
Человек представляет, что его критикуют, при этом предполагается, что он ассоциирует свое поведение с увиденным ранее поведением другого себя