Память плода тесно связана с дородовой средой - это ощущения плода и будущего ребёнка, которые начинаются в материнской утробе. Память об этих ощущениях сохраняется на всю жизнь.
До недавнего времени такая идея вызывала скептицизм у психологов, но теперь, с усовершенствованием способов контроля за жизнью и состоянием эмбриона, начала меняться научная парадигма о взаимодействии матери и ребёнка, которое начинается во время беременности и влияет на всё последующее поведение детей.
Современные матери посвящают много времени чтению книг о беременности, слушают классическую музыку, занимаются йогой и медитацией. Их собственные наблюдения подтверждают, что плод действительно чутко реагирует на все внешние раздражители.
Но, оказывается, ребёнок не только чувствует, но и запоминает полученную информацию и эмоции, формируя и используя в дальнейшем определённую модель поведения в ситуациях своей взрослой жизни.
Беременность и стресс
Известно, что гены - это главное, что предопределяет внешность и здоровье ребёнка, но его внутренние психологические характеристики будут зависеть именно от матери. Это, так называемая, - программа жизни, которая формируется задолго до рождения. И хоть мозг плода ещё не умеет обрабатывать информацию и сигналы извне, но беременная мать и её будущий ребенок страдают от негативных внешних условий в равной степени, а восприятие этих сигналов происходит на уровне чувств.
Стресс матери провоцирует выброс гормонов, которые поступают в кровь ребёнка через плацентарный барьер, стрессовая реакция плода, то есть ощущения с ним связанные, проникают в долговременную память и проявляются затем на всех этапах взросления.
С медицинской точки зрения, стресс вызывает сокращение массы плода, снижение иммунитета , провоцирует аллергические заболевания, астму, задержку психического развития.
Ещё более страшные последствия негативной дородовой памяти - высокая склонность к алкоголизму , депрессиям и суициду. Последнее характерно для нежеланных детей.
Нежеланные дети и склонность к саморазрушению
Пренатальная психология объясняет склонность к саморазрушению человека, как ответ на стрессовую ситуацию, которую мать создаёт для ребёнка, если не желает его появления. У этого механизма много ипостасей, и в основном он проявляется бессознательно: сначала возникает постоянное ощущение тревоги, чувство одиночества и отверженности, затем - трудность в построении отношений, потом уязвимость к постороннему влиянию и дурным привычкам. Всё это объединяется одним чувством: утрата смысла жизни уже в раннем возрасте.
Научные исследования о взаимосвязи негативных мыслей и чувств матери в период беременности и суицидальными наклонностями нежеланных детей ещё не имеют конкретной статистики и доказательств, однако результаты исследования детей, имеющих проблемы адаптации в социуме, а также, так называемых, "сложных" детей показали, что они родились в семье, где матери слишком были заняты собой и своими проблемами, а рождение в семье - первого или последующего ребёнка не только не планировали, но и вообще не хотели его появления на свет.
Нежеланные дети, как правило, имеют психосоматические заболевания и их симптомы (телесные заболевания, провоцируемые психологическими факторами), - головокружения, вегетососудистая дистония, язва желудка, нарушение работы пищеварительного тракта, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, эссенциальная гипертензия - гипертоническая болезнь, при которой наблюдается сужение артериальных сосудов из-за повышенной активности биологических механизмов.
Рождаясь, ребёнок также испытывает колоссальный стресс, поэтому важно не терять энергетическую, эмоциональную и духовную связь с ребёнком и после его рождения. Например - кормление грудью. Сознательный отказ от кормления своего ребёнка безо всяких причин увеличивает риск психосоматических заболеваний.
Что такое энергетическая и духовная связь с ребёнком?
Истинное материнство не нуждается в ответе на этот вопрос, а материнская любовь подразумевает выход за пределы мира видимого. Эти знания и чувства одинаковы у женщин в разных уголках мира.
Среди способов пренатального дородового общения матери и ребёнка - и медитация, и Йога-Нидра, и творческая визуализация, и даже восторженное состояние молитвы.
Священные тексты создают благоприятные вибрации для матери и плода, поэтому оказывают исключительно положительное влияние.
Кто-то читает Веды и Упанишады, а кто-то просто чувствует трепетное соприкосновение с чудом - с новой жизнью внутри себя, - и та и другая женщина погружаются в духовный мир и становятся ближе к своему будущему ребёнку!
И если ум воспринимает этот мир в довольно ограниченной форме, то подсознание - живо, оно умеет говорить с ребёнком, - пусть пока языке символов, звуков и цветов, на языке чувств, эмоций и образов. И чем прекраснее они будут, тем больше перспектива рождения здорового человека и гармоничной личности.
Не будем говорить о высоких показателях интеллектуального развития, так как это больше зависит от внешних факторов и воспитания, но пренатальная память - память о любви, память о физической защите и психологическом комфорте внутри материнского организма, - это тот источник, из которого человек затем черпает свою собственную любовь, умение заботиться о других, сопереживать, позитивно относиться к жизни, а также сохранять душевную связь с матерью до самого конца её земного пути.
Пренатальная психология - это учение о психическом внутриутробном развитии человека, но зная, что способы дородового общения матери и ребёнка были заложены ещё задолго до возникновения науки - психологии, например, в древних Ведах, мы может говорить о духовном пренатальном общении, в основе которого лежит - психея, - олицетворение человеческой души.
Всем привет!.. Небольшое вступление:
что-то я до сих пор виню себя за то, что не попросила сразу после родов приложить ребенка груди и выложить его на живот, его просто показали и положили под лампу рядом лежать. Он кричал и я кричала рядом (зашивали), потом лежали раздельно, и сутки я его не видела. Но что было - то было.
И тут наткнулась на интересную статью: кто осилит и заинтересуется- очень полезно. ЧТо обнадеживает, пишут, что можно корректировать (особенно до года), если что-то было не так. И вообще очень познавательно и по-моему правдиво.
Взяла с сайта мирра точка фм.
Влияние ситуации родов на личность ребенка
В середине ХХ века в психологии появились новые – пренатальная и перинатальная – области, представляющие новый взгляд на ребенка, начиная с эмбриональной стадии его развития. Перинатальный – понятие, состоящее из двух слов: пери (peri) – вокруг, около и натос (natalis) – относящийся к рождению. Таким образом перинатальная психология – это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося.
Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новорожденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка. Считается, что ведущую роль относительно физических и физиологических процессов человека, особенно в родах, играет психика. Основатель теоретической базы этой отрасли психологии, американец чешского происхождения Станислав Гроф, утверждает, что главная функция в родах принадлежит не мышечному органу - матке, а такому психическому процессу, так называемому “контролируемому инстинкту” или осознанному поведению, которое не мешает реализовываться инстинктивному поведению и управляет им в случае необходимости. Рожает не орган - матка, а женщина - личность, и каждая женщина рожает по-своему, в зависимости от своих психоэмоциональных и физиологических способностей (Гроф, 1993). С. Гроф вывел теорию четырех базовых перинатальных матриц, соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода.
Эти матрицы закладываются во внутриутробный период и во время родов, а затем влияют на всю дальнейшую жизнь человека: его характер, сексуальность, привычки, склонность к зависимостям и психическим расстройствам.
Попытаемся разобраться, так ли на самом деле «страшны» матрицы, можно ли их исправить и как это сделать.
1. Матрица наивности
Когда формируется: от зачатия до момента родов.
Позитив: первая матрица отвечает прежде всего за то, насколько человек принимает себя таким, как есть, и насколько чувствует себя гармоничной личностью. Чем больше родители любят и окружают заботой еще не родившегося человечка, тем выше у него будет жизненный потенциал и тем меньше у него будет комплексов.
Негатив: нежеланные дети вырастают с чувством отчуждения, вины. Всем своим видом они словно просят прощения за то, что они есть. В том же случае, если мама хочет ребенка только определенного пола, например, ей нужен именно мальчик, это может быть предпосылкой для развития сексуальных проблем в будущем. Совершенно необязательно, что он пополнит ряды сексуальных меньшинств, но половая идентификация у ребенка будет проходить сложнее: установка «Меня не приняли таким, какой я на самом деле» уже при нем.
2. Матрица жертвы
Когда формируется: с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки.
Позитив: когда начинаются роды, матка сильно сжимается. При этом ребенок испытывает сильнейшее давление. Гроф назвал этот процесс «изгнание из рая» (вот откуда название «матрица жертвы»). Если роды проходят нормально - не слишком стремительно, без стимуляции, кесарева сечения и наркоза - у малыша закладываются умения выживать в сложных ситуациях, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, воля к победе, уверенность в своих силах. Очень важно в этот момент, чтобы мама была спокойна.
Негатив: если же ребенок, как говорится «выпрыгивает», это может аукнуться тем, что в будущем он будет стараться решать проблемы быстро. Если же что-то не будет получаться сразу, «стремительный ребенок» будет от этого отказываться. Те же малыши, которые, наоборот, слишком долго “выбирались», могут чувствовать себя жертвой (из-за матрицы, давления), они часто могут попадать в ситуации, когда их прессуют. Если же роды стимулировали, то таким деткам может быть не по плечу сделать первый шаг или выбор.
У «кесарят» трудности могут возникнуть с преодолением препятствий, а у деток, рожденных под наркозом, - с умением решать сложные вопросы: когда нужно активно действовать, они будут «впадать в спячку».
3. Матрица борьбы
Когда формируется: во время периода, когда ребенок продвигается из матки по родовым путям.
Позитив: это настоящая борьба за жизнь (отсюда и название матрицы), во время которой, по мнению одних специалистов, малыш испытывает сильнейшее механическое воздействие, страдает от нехватки кислорода. Другие считают, что ребенок во время схваток «отключается» и пробуждается в промежутках между ними. Как бы там ни было, но это преодоление первого серьезного препятствия. И пройти его нужно, полагаясь на собственные силы. Если ребеночек самостоятельно осилил этот путь и «уложился в сроки» (в норме он должен сделать это за 20-40 минут), закладывается программа «мне море по колено, а горы по плечу».
Негатив: достижение такой программы максимум, конечно же, невозможно, если роды проходят с применением обезболивающих средств. Это дает соблазнительный рецепт бегства от проблем в наркотики, ведь первый опыт такого рода получен уже при рождении. Такие дети особенно предрасположены к компьютерной зависимости.
Применение щипцов в родах - сильная психологическая травма для ребенка. Если не компенсировать ее в раннем детстве, человек может вырасти ранимым, склонным к истерикам. Кроме того, он может отказываться от помощи, потому что первая помощь в жизни была болезненной. Детки же, родившиеся с помощью кесарева сечения, пропускают матрицу борьбы: у них может быть занижено чувство опасности.
Если ребенок самостоятельно, но очень долго пробирался «на волю», он может жить с ощущением «вся жизнь - борьба». Если же он шел попкой вперед, то потом будет стремление делать все необычным путем.
4. Матрица свободы
Когда формируется: от момента выхода ребенка на свет и до 5-7 дня после родов.
Позитив: естественные потребности малыша в это время - безопасность и комфорт. Поэтому очень важно, чтобы ребенка приняли по всем правилам естественных родов (раннее прикладывание к груди, обрезание пуповины лишь после того, как она перестанет пульсировать, постоянный контакт с матерью). Так «получаются» оптимисты.
Негатив: если эти требования не были соблюдены, впоследствии у ребенка может развиться панический страх остаться без мамы даже на короткое время. В подростковом периоде «некомфортное» рождение грозит вылиться в отчуждение, отсутствие взаимопонимания с родителями. А уже в более взрослом возрасте это может проявляться в боязни остаться одному, без близкого человека.
Итак, переживания, возникающие у ребенка в ходе рождения, складываются в следующую картину: внутриутробное существование перестает устраивать младенца, и он решает покинуть матку; начинаются схватки и, постепенно ухудшаясь, внутриматочные условия становятся невыносимыми; реакцией на ухудшение условий является невероятное напряжение, борьба в родовом канале и стремление вырваться из него; в результате момент рождения переживается как освобождение, как фундаментальное улучшение по отношению к прежнему состоянию. Этот сценарный план характерен для всех житейских событий: возникновение проекта и принятие решения его осуществить, трудности в реализации задуманного, которые сменяются невыносимым положением, затем следуют активные действия, направленные на избавление от препятствий любыми средствами, борьба и полное разрешение проблемы. Таким образом, перинатальные матрицы активизируются под воздействием внешних событий в очередности, заданной ходом родов, и определяют характер поведения и психоэмоциональных реакций человека.
За счет опыта биологического рождения малыш приобретает готовность к будущим превратностям жизни, выносливость в борьбе и преодолении препятствий, способность понимать жизнь как последовательность проектов.
В результате благополучных физиологических родов у ребенка, а затем и взрослого человека, формируется модель поведения, соответствующая психофизиологической норме и позволяющая ему адекватно реагировать на внешние события. Причем очередность поведенческих реакций задается динамикой смены перинатальных матриц в ходе родов.
Прочитав о негативе, который могут принести матрицы, мамам не стоит все принимать слишком близко к сердцу. Дело в том, что матрицы - «гибкие», они продолжают формироваться, пока ребенку не исполнится три года, и он не начнет отделять себя от матери. Поэтому полученный во время беременности или при рождении негативный опыт либо закрепляется, либо корректируется правильными действиями родителей.
Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.).
Начинайте сразу после рождения, с метода «кенгуру». Часовое лежание на мамином животе может в достаточной мере компенсировать все негативные моменты, которые испытал малыш, появляясь на свет. Метод подходит абсолютно всем деткам. Есть также специальные методы, которые можно использовать при каждом конкретном нарушении матрицы.
(1) Беременность проходила “на нервах”
Стрессы во время беременности, неправильный психологический настрой отражаются в первой матрице.
Если беременность была неожиданной, возможно, нежеланной, ваша задача после рождения ребенка настроить его на то, что он любим, вы безусловно принимаете его. Особенно детки «матрицы наивности» нуждаются в телесном контакте, объятиях, ласке.
Если вы ожидали малыша другого пола, в общении с ребенком постоянно подчеркивайте его пол. Чаще говорите «мой мальчик» («моя девочка»), «как я рада, что у меня сыночек» (дочка).
(2) Роды стимулировали или ребенка «выдавливали»
Такие детки ждут внешнего «толчка», чтобы начать действовать. Малыш должен научиться принимать самостоятельные решения. Как можно чаще ставьте его перед выбором. Совсем маленьким, предлагайте на выбор несколько игрушек, малышам постарше давайте возможность самостоятельно принимать решение: пусть он сам решает, что съест на завтрак, в какой одежде пойдет гулять и так далее.
Ребенку может быть сложно доводить начатое до конца. Давайте ему мелкие поручения, постепенно усложняя их. Обязательно хвалите за результат и поощряйте инициативу.
Если в родах прокалывали околоплодный пузырь, во второй матрице закладывается страх воды. В результате малыш может бояться мыть голову. Ни в коем случае не «давите» на него, приучайте к воде постепенно.
Для этой категории детей опасна чрезмерная опека. Постоянные одергивания, решение конфликтных ситуаций (например, с друзьями) за сына или дочь – все это формирует склонность к уходу от проблемы, усугубляя отрицательный опыт, хранящийся в третьей матрице. Чтобы не воспитать у малыша привычку убегать от сложностей, позвольте ему находить задачи и самому справляться с ними.
(3) Проводилось кесарево сечение
«Кесарята», как правило, очень живые, непоседливые дети. Фонтанируют идеями, которые, впрочем, далеко не всегда воплощают в жизнь. К тому же они - прирожденные экстремалы. Инстинкт самосохранения и чувство опасности у этих деток притуплены.
Такой малыш не проходил вторую и третью матрицы, был лишен опыта естественного рождения. Это можно исправить, устраивая ему препятствия. Как только ребенок начнет ползать, проигрывайте с ним «роды». Выстройте из подушек туннель, настолько узкий, чтобы приходилось протискиваться. И проходите его вместе с ним. Вы ползете первыми, а в конце
обязательно «встречаете» малыша. Для ребенка постарше подойдут всевозможные горки. Главное, чтобы вы продолжали каждый раз приветствовать его на «финише».
(4) Роды проходили стремительно
Многим деткам, появившимся на свет в стремительных родах, трудно удерживать внимание, последовательно выполнять задуманное. Им хочется получить «мгновенный» результат. Это диктует опыт, заложенный в третью матрицу. Такого малыша нужно научить терпению и последовательности действий. Говорите с ним несколько медленнее, чем вы привыкли, просите, чтобы после игры он расставлял игрушки по местам. Ребенку подойдут любые спортивные секции, где результат напрямую зависит от количества затраченных усилий.
(5) Тяжелые роды
Ребенок, родившийся обвитым пуповиной (сбой в четвертой матрице) не выносит одежды, которая сдавливает. Не стоит выбирать для него свитера «под горло», шарфы, шапки, завязывающиеся на подбородке.
Чтобы сгладить «негатив», заложенный в четвертую матрицу, в первые три года мама должна как можно больше времени проводить с ребенком. Совместный сон, кормление по требованию, использование слинга (эта перевязь в виде большого куска ткани становится все популярней и успешно конкурирует с рюкзачками-кенгуру, ведь подходит деткам с рождения, да и ребенок занимает в ней наиболее естественное положение) - все это вдвойне необходимо такому малышу.
Деткам, прошедшим через те или иные проблемы в родах, может быть полезна работа с психологом. Эффективны методы игро-, арт-терапии, юнгианской песочной терапии, работа с глиной. Для взрослых, которым нужно заново пережить рождение, но уже с позитивным опытом, применяют процессуальную, телесно-ориентированную терапию, холотропное дыхание, холодинамику и многие другие системы. Главное, чтобы психотерапевтическая работа проходила на трех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном и телесном.
Примеры из практики.
Ранняя разлука
Старший сын Екатерины родился в стремительных родах, с гематомой. Мальчик около двух недель пролежал в реанимации, за это время у мамы пропало молоко. Сейчас ему почти семь, он нормально развивается, но вот отношения мамой достаточно отстраненные. А вот младший сын рождался по всем требованиям естественных родов, его сразу приложили к груди, с первых часов он был с мамой. Сейчас ему годик, и он очень к ней привязан.
Чтобы посмотреть информацию о учебной программе Перинатальная психология, пройдите на страницу программы:
Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения на основе научных достижений перинатальной психологии, признающего, что общество в целом и каждый его член в отдельности ответственны за жизнь и здоровье каждого зачатого человека. Такое общественное мнение способствовало бы созданию зоны комфорта для будущей матери и максимальному устранению психотравмирующих раздражителей.
Вторым необходимым шагом должно стать формирование новой философии и технологии родовспоможения, призванных уменьшить уровень стресса матери и объем негативной информации, наносящей травму ребенку, груз которой человек несет всю последующую жизнь.
Третьим аспектом должно стать продолжение научных исследований в области перинатальной психологии, которой предстоит, прежде всего, найти ответы на вопросы: каким образом информация (в первую очередь, эмоциональная) поступает от матери к ребенку? Каким образом полученная информация фиксируется в его памяти? Ответы на эти и другие вопросы позволят ближе подойти к пониманию того, что мы называем психикой человека, к решению и профилактике ряда психологических проблем у будущих поколений людей.
Перинатальная психология — это раздел психологии, который занимается изучением условий становления и развития психики ребенка, находящегося в материнской утробе или недавно родившегося.
Перинатальная психология — модное и новое направление в психологии, существующее около 30 лет и интенсивно развивающее в цивилизованных странах.
Перинатальный период жизни ребенка, согласно медицинской науке, охватывает время внутриутробной жизни с 22 недель беременности и 28 дней после рождения.
Слово «перинатальный» переводится с латинского следующим образом: peri — вокруг, около, natalis — относящийся к рождению.
Таким образом, перинатальную психологию можно обозначить как науку о психической жизни нерожденного малыша и недавно родившегося. Например, в Японии и Китае началом жизни ребенка считается не время его рождения, а момент зачатия. И в этом есть глубинный сакральный смысл.
Издавна беременные женщины обращали внимание на тот факт, что их ребенок реагирует на их настроение, чувства и мысли. Изменяет свое поведение в животике, темп и характер движений, начинает пинаться. Сейчас учеными доказана связь между малышом и его мамой, начиная с периода внутриутробной жизни.
То есть вся информация, которую черпает малыш, находясь в животике мамы, а также во время своего рождения и непосредственно после родов, глубинно оседает в закоулках его памяти. Плюсуясь с генетической, эта информация оказывает влияние на формирование поведенческих и психологических характеристик взрослого человека, накладывая сильный отпечаток на его судьбу.
Основы перинатальной психологии
В основе перинатальной психологии 2 базовых постулата:
1. У ребенка в утробе матери (плода) уже есть психическая жизнь!
2. У плода и новорожденного существуют механизмы долговременной памяти.
Напомним, что плодом называют ребенка в течение 4 недель после его рождения.
Перинатальная психология занимается изучением психической жизни ребенка в период его внутриутробной жизни, в момент родов и сразу после рождения, а также (что немаловажно) ее влиянием на формирование малыша как личности.
Это раздел психологии, предмет которой — тесная взаимосвязь между плодом и новорожденным с психическим состоянием его матери, а также влияние психической жизни мамы на ее малыша.
Изучением этой сферы занимаются целый ряд специалистов из разных областей медицины: педиатры, акушеры, педагоги, психотерапевты и, конечно, психологи.
Психология перинатального развития ребенка
Считается, что малыш сохраняет в долговременной памяти все ситуации, события, которые происходят с ним и с его мамой в период беременности, во время родов и сразу непосредственно после рождения. Эти события записываются в подсознание малыша, участвуют в его формировании и влияют на закладку его психических и поведенческих особенностей как взрослого человека.
Научно доказано, что главное свое влияние события перинатальной жизни ребенка оказывают на:
1. характер поведения человека в экстремальные и критические периоды его жизни: сильный стресс, брак, развод, серьезное заболевание, смерть близких и т.д.
2. на стремление человека к острым ощущениям, экстремальным видам спорта, к азартным играм, отношение к службе в вооруженных силах, отношение с сексу.
Перинатальная психология: матрицы
Основателем перинатальной психологии считается Станислав Гроф, который предложил теорию перинатальных матриц. И по сей день его теория активно изучается и пересматривается учеными и его последователями.
Согласно теории Грофа, все события перинатальной жизни ребенка записываются в подсознании в виде клише. Эти клише он назвал матрицами. Матрицы соответствуют периоду беременности (внутриутробная жизнь плода), моменту родов и периоду непосредственно после рождения.
Первая матрица — Матрица наивности. Она соответствует временному интервалу беременности до начала самих родов. Моментом ее формирования одни исследователи считают образование корковых структур мозга плода (это 22-24 неделя беременности), другие — момент самого зачатия.
Матрица наивности определяет потенциал человека, который он может реализовать в своей жизни, и его способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни (то есть способность к адаптации). Давно замечено, что при здоровом протекании беременности и у желанных доношенных детей этот жизненный потенциал больше (его еще называют базовым психическим потенциалом).
Вторая базовая матрица — Матрица Жертвы образуется со времени начала родов до момента раскрытия шейки матки. В этот период малыш ощущает схватки, но «выход» для него еще закрыт. Частично регуляция частоты схваток и самих родов осуществляется самим ребенком, точнее, выбросом его собственных гормонов в кровеносную систему мамы через сосуды плаценты.
Если возникает угроза появления гипоксии в родах, ребенок способен при помощи гормональной регуляции притормозить частоту схваток и приостановить на время сам процесс родов. Это позволит ему «набраться сил» или, как говорят медики, перейти в состояние компенсации.
Поэтому с точки зрения перинатальной психологии, родовая стимуляция грубо вмешивается в процесс родов, который должен регулироваться гормональной системой матери и ребенка. Происходит искажение естественного взаимодействия мамы и малыша и образуется матрица Жертвы.
Кроме того, страх матери перед самим процессом родов приводит к выбросу в ее кровоток стрессовых гормонов, что вызывает сужение сосудов плаценты и приводит к кислородному голоданию плода. И также формируется патологическая матрица Жертвы. Подобный процесс происходит и при экстренном оперативном вмешательстве в родах — кесаревом сечении.
Третья матрица — Матрица борьбы образуется в конце раскрытия шейки матки и до момента самого появления малыша на свет. Эта матрица оказывает влияние на дальнейшее поведение человека в плане принятия решений. Какую позицию он займет, активную, или будет выжидать. От его решения в этот момент будет зависеть очень многое, такой результат он и получит в жизни.
В этом периоде родов очень многое зависит от правильного поведения мамы. Если мама активно помогала себе и малышу появиться на свет, активно принимала участие в потужном периоде, ребенок ощущает ее Любовь, Заботу, Участие.
И в дальнейшем по жизни, будучи взрослым человеком, он будет адекватно реагировать на все происходящие с ним события, будет использовать предоставленные возможности, вовремя принимать нужные и правильные решения. Он не станет пассивным наблюдателем своей жизни.
Поэтому, вероятно, при кесаревом сечении, когда малыша извлекают из родовых путей женщины врачи, матрица Борьбы не формируется.
Четвертая базовая матрица — матрица Свободы. Сроки ее появления спорны. Считается, что она формируется в момент появления малыша на свет, а заканчивается ее образование по одним данным — после первых 7 дней жизни, по другим — после первого месяца жизни. Либо она формируется и переоценивается человеком на протяжении всей его жизни.
То есть человек периодически изменяет свое мнение о свободе, пересматривает его, переоценивает свои собственные силы, свой жизненный потенциал, учитывая способ своего появления на свет.
Если ребенка отнимают от матери в первые часы-дни после его появления на свет, то во взрослой жизни он может рассматривать свободу и независимость как тяжкую ношу, будет мечтать о возвращении в матрицу наивности, к материнскую утробу.
Существует мнение, что грудное вскармливание малыша до года, полноценный уход, материнская Любовь, тепло и забота могут значительно нивелировать влияние патологических матриц на жизнь человека и его Судьбу.
Поэтому, будущие мамочки, помните одну простую истину: Судьба вашего малыша закладывается еще в вашей утробе. И только вам делать выбор, как провести свою беременности, какие эмоции испытывать, какие событие привлекать и как на них реагировать.
Под редакцией Марины Белой.
В древние времена беременность считалась неким чудесным, особенным состоянием, даром божиим, а роды – чем-то таинственным и священным. До сих пор существуют племена, почитающие беременную женщину как богиню. В нашем цивилизованном обществе мы уже не так благоговейно относимся к беременным, но по-прежнему мало что знаем о жизни человека в лоне матери. Мы плохо представляем, что он чувствует и как. Приоткрывает эту тайну перинатальная психология.
Перинатальная психология появилась не так давно, неполных сорок лет назад. Эта наука занимается изучением психической жизни ребенка в утробе матери (плода) или только что появившегося на свет (новорожденного), его связи с матерью, влияния ее психологического состояния на ребенка.
Ученые утверждают, что у плода есть психическая жизнь и долговременная память.
Оказывается, перинатальный период оказывает огромное влияние на будущее человека. В подсознании человека откладывается то, что происходило с ним в утробе, во время и после родов. В дальнейшем эти события влияют на то, как он будет вести себя в определенных ситуациях, каким станет.
Перинатальные события можно разделить на следующие этапы: беременность, роды и послеродовой период.
Беременность
На этом этапе формируется жизненный потенциал человека, его способность адаптироваться к различным условиям. Мамочки, учитесь любить ребенка в своем животике, даже если его появление стало для вас не очень приятным сюрпризом!
Многие ученые утверждают, что базовый психический и физический потенциал желанного ребенка гораздо выше. Дети же, которых не желали, плохо спят, легко расстраиваются и долго не могут успокоиться. Они, как правило, физически слабее желанных детишек.
Вы когда-нибудь задумывались, почему беременных просят не волноваться и избегать стрессовых ситуаций? Дело в том, что ребенок, находящийся в животике матери, очень чувствителен к ее настроению. Он видит, слышит, чувствует вкус и прикосновения. Ребенок видит «большой мир» глазами мамы, воспринимает его через призму её эмоций.
Как ему это удается? Частично – при помощи гормонов, которые поступают к ребенку через плаценту. Частично – при помощи электромагнитного поля мамы.
Ученые полагают, что мама и ребенок общаются друг с другом при помощи электромагнитных волн миллиметрового диапазона.
Вероятно, какая-то часть информации передаётся через водную среду организма матери. Однако малыш уже в утробе может проявлять самостоятельность. У него есть осязание (примерно с десятой недели плод чувствует прикосновения). С восемнадцатой недели беременности ребенок начинает пить околоплодные воды и различать вкус. Внимательно следите за своим меню. Вы можете научить своего будущего ребенка кушать «не то».
Слуховой аппарат формируется примерно к двадцать второй неделе, но внешние шумы дети слышат плохо. Им мешает шум работы внутренних органов матери. Зато саму маму они слышат просто отлично. Так что рекомендуем будущим мамам читать вслух, напевать песни и просто разговаривать со своим малышом. Этим лучше заниматься, когда малыш бодрствует. Периоды его бодрствования определить несложно. Как правило, в это время ребенок активно шевелится. Будет просто замечательно, если ежедневно в один из периодов бодрствования малыша вы пообщаетесь с ним таким образом: прикоснетесь к какой-нибудь точке на вашем животе и что-нибудь ему скажете, например: «Здравствуй, малыш». Постепенно ваши разговоры станут длиннее, а на прикосновения малыш будет отвечать своими толчками. К этой игре можно привлечь папу и старших детей. Только учтите, что у каждого должна быть «своя» часть живота для прикосновений и «свой звуковой код». Такая игра, во-первых, развивает осязание и слух малыша, а во-вторых, благоприятно воздействует на его эмоциональное развитие. Еще не родившись, он знает, что его любят.
К двадцать четвертой неделе зрачки ребенка начинают реагировать на свет. Одни ученые считают, что в матку попадает красная часть спектра, другие думают, что там царит полная темнота. А вот запахи ваш малыш научится различать лишь, когда родится. В утробе он будет доверять вашему обонянию.
Роды
Этот перинатальный период определяет, кем станет ребенок в «большой» жизни (будет он жертвой или победителем), как будет бороться за место под солнцем (активно двигаясь к намеченной цели, или, ожидая у моря погоды).
Ученые считают, что естественные роды как нельзя лучше влияют на будущее вашего малыша во внешнем мире. Многое в этом процессе зависит от умения мамы интуитивно понимать что, когда и как делать, умения чувствовать своего ребенка. Стимуляция родов разрывает взаимодействие матери и плода, ускоряя процесс помимо их воли, заставляя ребенка чувствовать себя жертвой, поэтому прибегать к ней стоит только по медицинским показаниям. При плановом кесаревом сечении всё происходит безболезненно для малыша, он не ощущает страха. Однако многие ученые считают, что борцом ваше дитя в этом случае, скорее всего, не будет, и не рекомендуют прибегать к кесареву сечению без необходимости.
Хотите, чтобы ваш ребенок был борцом? Правильно ведите себя при потугах, и тогда малыш будет в своей жизни более напористым в выполнении поставленных задач, объективно воспринимать и соответствующе поступать в различных ситуациях.
Вести себя при схватках и потугах нужным образом поможет дыхание. С его помощью можно уменьшить боль. Правильно дышать при родах можно научиться самостоятельно (сейчас есть огромное количество литературы, посвященной этому вопросу) или на курсах для беременных. Во время родов постарайтесь внимательно слушать, что говорит вам акушерка, и по возможности точно выполнять ее команды. Огромную помощь и поддержку во время родов может оказать муж (или другой родственник, например, мама). Совместные роды имеют множество плюсов. Во-первых, во время схваток вы не будете находиться один на один с болью. Рядом с вами будет близкий человек, который сможет отвлечь, поддержать добрым словом и помочь контролировать ситуацию. Во-вторых, не секрет, что близкого человека легче воспринимать, чем незнакомого, особенно в стрессовой ситуации, а роды – это все-таки стресс, и слова акушерки, повторенные вашим мужем, дойдут быстрее до вашего сознания. Главное, чтобы человек, которого вы берете с собой в роды, был действительно надежным.
Послеродовой период
На этом этапе, по словам ученых, формируется отношение человека к свободе, своим силам и возможностям. Именно поэтому при естественных родах ребеночка сразу же кладут на живот матери. Он видит свою маму, чувствует её тепло. Одним словом, малыш чувствует себя защищенным и привыкает к свободе постепенно. Она его не пугает. Сразу после рождения, ещё не взяв грудь, малыш разглядывает мамино лицо широко распахнутыми глазами. Он как бы заново знакомится с ней. Этот процесс называется бондинг. Психологи утверждают, что именно во время этого разглядывания формируется устойчивая эмоциональная связь между матерью и ребенком. Просто замечательно, если рядом с новорожденным в этот момент окажется и папа, которого малыш раньше только слышал, – он тоже будет вовлечен в процесс бондинга – установления первого эмоционального контакта. Пусть папочка возьмет новорожденного на руки, прижмет к себе (лучше всего, если это будет контакт «кожа к коже»), поговорит с ним. Особенно большое значение присутствие отца имеет в случае кесарева сечения. Пока врачи «колдуют» над мамой, ребенок будет находиться на попечении папы.
Если так сложатся обстоятельства, что дитя в течение длительного промежутка после родов не сможет быть со своей матерью, то в дальнейшем любая самостоятельность для него может быть оказаться в тягость. Однако такое положение дел можно исправить грудным вскармливанием до года, хорошим уходом, нежностью и любовью.
Грудное вскармливание
Грудное вскармливание – очень важный момент, который влияет на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Для грудничка нет ничего полезнее и питательнее маминого молочка. Ни одна, даже самая лучшая смесь не сможет полностью обеспечить его потребности в полезных веществах. Грудное молоко – самая лучшая профилактика различных заболеваний.
Состав молока индивидуален и идеально подходит только одному малышу. Состав этот меняется в течение суток и дней жизни новорожденного.
С точки зрения эмоций – это ниточка, которая связывает мать и дитя. Они по-прежнему составляют единое целое, но не в физическом, а в психоэмоциональном плане. Новорожденный очень чутко чувствует настроение матери. Зачастую, когда мама чем-то расстроена, малыш тоже ведет себя беспокойно, кричит, капризничает. Постарайтесь, быть как можно спокойнее. Избежать перепадов настроения, возможно, не удастся, но смягчить их поможет аутотренинг, забота и помощь близких (особенно мужа).
Ещё одним очень важным фактором, влияющим на эмоциональное развитие ребенка, является внимательное, чуткое отношение его родителей к нему и друг к другу. Проводите как можно больше времени все вместе, улыбайтесь своему крохе, чаще держите его на руках. Новорожденный испытывает так называемый «тактильный голод», поэтому постарайтесь. Ваши прикосновения для него жизненно необходимы.
Ученые доказали, что ребенок развивается быстрее, если с самого рождения достаточно много контактирует с родителями, происходит общение через прикосновения. Т.е. касания при каждом переодевании, купании, кормлении, ношении на руках, массаже, упражнениях имеют огромное значение.
Возможно, некоторые гипотезы перинатальной психологии кажутся сомнительными. Однако эта наука заставляет основательно задуматься о том, что внутри беременной женщины находится не просто плод, а развивающаяся личность. Ребенок внутри утробы – это не просто физиологическое нечто, это человек, обладающий своей психической жизнью, и от вас, милые женщины, от того, как вы вели себя во время беременности, родов и первые часы после них, во многом зависит его будущее.