О психической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь.
История
Инициатором создания пре- и перинатальной психологии является психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (Dr. phil. Gustav Hans Graber ), который 1971 году сформировал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии. В 1986 году в Бадгайстене (Австрия) прошёл первый Международный конгресс под девизом содействия пренатальной психологии. Там же было провозглашено о создании Международной ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine - ISPPM ). В последующем конгрессы ISPPM проходили каждые три года. Первым президентом ISPPM был Густав Х. Грабер (Швейцария). C 1989 году издается Международный журнал пренатальной и перинатальной психологии и медицины (выходит четыре раза в год на английском и немецком языках). Первая конференция по перинатальной психологии в акушерстве была проведена весной 1994 года в Санкт-Петербурге в роддоме №12 (Лукина Е.Л. и Коваленко Н.П.). В России первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в Иванове в 1994 году . В 1998 году в структуре МИПУ была учреждена Российская Ассоциация Перинатальной Психологии и Медицины (руководитель - Коваленко Н.П.). При Российском психологическом обществе имеется секция по перинатальной психологии. С 2004 года издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства». По перинатальной психологии имеется специальный сайт Российского психологического общества.
Концепция
Пре- и перинатальная психология исходит из психоаналитических моделей (Graber, Caruso, Kruso ), теоретических и методологических концепций психологии развития (Schindler ) и эмбриологии (Blechschmidt ). Психонейроэндокринология беременности и родов (Fedor-Freybergh) обеспечила решающую связь между психологией и медициной , и позволила плодотворно совместно работать над одной проблемой психологам , неврологам , генетикам , гинекологам , акушерам , неонантологам, педиатрам и эндокринологам .
Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии
Перинатальная психология, как междисциплинарная наука, нуждается в обосновании теоретическими положениями смежных разделов, которые наиболее отвечают её цели и задачам. Вследствие отсутствия единства взглядов появилось большое количество программ обучения перинатальных психологов, существенно отличающихся друг от друга по содержанию и качеству. Господствующие в перинатальной психологии взгляды можно разбить на четыре большие группы, отличающиеся друг от друга теоретическими подходами :
- эклектически-дилетантский подход;
- медико-редукционистский подход;
- психолого-редукционистский подход;
- интегративный биопсихосоциальный подход.
Эклектически-дилетантский подход к обоснованию теории перинатальной психологии в основном встречается в работах лиц, не имеющих к психологии никакого отношения. Они пытаются компенсировать недостаток медицинских и психологических знаний набором случайных, не связанных друг с другом идей, сведений, резонёрскими рассуждениями. Для этого подхода типично ограниченное представление о перинатальной психологии, согласно которому её задачи заключаются в том, чтобы привести беременных пациенток в состояние хронической эйфории. Эффективность своей работы дилетанты оценивают исключительно по субъективным критериям: собственным впечатлениям и отзывах беременных. Причём отзыв написать они предлагают тогда, когда уверены, что он положительный. Это вызывает негативное отношение врачей и дискредитирует в их глазах перинатальную психологию, осложняет сотрудничество психологов и медиков в данной области.
Медико-редукционистский подход связан с тем, что в настоящее время понимание психологии у многих врачей-акушеров остаётся весьма поверхностным, утилитарным. Редукционизм подхода медицинских работников к перинатальной психологии проявляется в том, что все возникающие с репродуктивным здоровьем проблемы они объясняют исключительно биологическими причинами и понимают психологию как набор тестов и техник. При таком отношении врачи не склонны объяснять пациенткам свои действия, обсуждать их, предлагать варианты. В качестве теоретической основы они используют в основном биологические и медицинские знания.
Психолого-редукционистский подход отличается от эклектически-дилетантского подхода наличием стройной теоретической базы, что характерно и для медико-редукционистского подхода. Но в противоположность последнему, при психолого-редукционистском подходе считается, что течение репродуктивного процесса определяется преимущественно психологическим состоянием партнёров, и поэтому при возникновении проблем необходима прежде всего психокоррекция. Биологическим, физиологическим, медицинским уделяется мало (или вообще никакого) внимания.
Биопсихосоциальный подход к перинатальной психологии представляет собой соединение биологических, психологических и социальных построений в единую теоретическую модель, нацеленную на наиболее полное понимание закономерностей и взимосвязей процессов, связанных с репродукцией. Для того, чтобы эта модель стала проводником научно обоснованных методик в практическую работу перинатальных психологов и психотерапевтов, необходимо подобрать такие теоретические конструкты, которые создали бы интегративную, а не эклектичную модель. В России получили распространение биопсихосоциальные модели, предложенные независимо друг от друга Н. П. Коваленко, Г. Г. Филипповой и И. В. Добряковым.
Перспективы развития
Новая психология быстро развивается, поскольку отвечает потребностям совершенствования процессов развития, воспитания и обучения детей в эпоху демографического кризиса , вызванного прекращением гиперболического роста численности населения Земли . Психологизация обучения позволяет использовать пре- и перинатальную психологию как необходимый этап реформирования школьного обучения.
По инициативе секции Перинатальной психологии Российского психологического Общества в рамках инновационного проекта «Журнал практического психолога» с 2004 года выходит журнал «Перинатальная психология и психология родительства», который является первым научным периодическим печатным изданием, посвящённым проблемам перинатальной психологии и психологии родительства, проблемам диадических отношений, детско-родительского взаимодействия, проблемам профессиональной деятельности и подготовки психологов в области перинатальной психологии .
Ссылки
- Российская Ассоциация Перинатальной Психологии и Медицины
- «Перинатальная психология»: научно-методический проект для специалистов, занимающихся проблемами медико-психологической поддержки семьи во время ожидания ребенка и его раннего возраста
Библиография
- Коваленко Н. П. Перинатальная психология. СПб, 2000.
- Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. - М.,УРАО. 2005.
- Сирс У., Сирс М. В ожидании малыша. - М., Эксмо. 2006.
- Материалы V Всероссийского Конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинаталогии (Москва, 29 мая - 2 июня 2005 г.). - М., 2005.
- Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М.: «Издательство АСТ», 2005. - ISBN 5-17-011168-1
- Добряков И.В. Перинатальная психология. - СПб.: Питер, 2010. - 272 с. - ISBN 978-5-49807-191-6
- Chamberlain D. Babies Remember Birth. - 1988; 3rd edition (The Mind of Your Newborn Baby) 1988.
Влияние родителей на уровень развития головного мозга ребенка бесспорно. Однако оно определяется не только наследственностью, но и особенностями эмоционального состояния матери во время беременности. Тревоги, которые воздействуют на ее собственную нервную систему, не могут не коснуться и ребенка.
Многие женщины инстинктивно чувствуют, что это - правда. В некоторых странах иных культур издревле существовала практика воздействия на плод со стороны матери. Например, в Японии беременные женщины старались смотреть только на красивые предметы, чтобы ребенок стал артистичным, восприимчивым к прекрасному. Позже понятия дородового воздействия были отброшены, как "бабушкины сказки". Однако последние научные исследования подтвердили эту теорию. В наши дни интерес к пренатальной и перинатальной психологии непрерывно растет.
С потрясающей точностью подтвердилось то, что у человека в памяти остается момент своего рождения. Отто Рэнк одним из первых в психиатрии заметил, что врачи ставящие диагноз, обследуя больных, очень часто возвращаются к воспоминаниям пациентов, связанным с родовыми травмами . В 1954 г. психиатр из Великобритании доктор Фрэнк Лэйк выявил, что его пациентов беспокоят воспоминания о первичной боли и постарался избавить их от нее. Несколько позже внимание специалистов привлек себе работа Артура Джейнова. Пациенты, следуя его методике, нисходили вниз по "лестнице" болезненных воспоминаний, и очень часто оказывалось, что источником острой боли была память о травме при рождении: о сдавливании, удушении, резком выдергивании или о чувстве покинутости сразу же после рождения, вызванном разлукой с матерью.
По мере того как возрастал интерес к воспоминаниям о рождении, все большее число клиник и исследовательских центров начали обнаруживать достоверные свидетельства психологических травм, полученных в момент рождения или перед ним, включая повреждения, вызванные обычным медицинским вмешательством. Неожиданные вспышки воспоминаний о родах случаются гораздо чаще, чем предполагалось ранее, просто их не всегда распознают. Иногда для раскрепощения воспоминаний применяется гипноз. При одном таком недавно проведенном исследовании опрашивали десять пар матерей с детьми, причем мать и ребенок тестировались независимо друг от друга. В результате опроса было обнаружено поразительное переплетение воспоминаний о моменте родов.
Память о рождении можно вызвать и без гипноза, просто при расслаблении. Самые удивительные сведения о рождении были получены от детей в возрасте от двенадцати месяцев до трех - трех с половиной лет, когда им предлагалось ответить на прямой вопрос: вспомнить, как они родились. Элен Воссел указывает на некоторые совершенно замечательные свидетельства, полученные от совсем маленьких детей, доказывающие, что они помнят свое рождение. Спонтанный взрыв воспоминаний о детстве происходит легче, если роды были нормальными, без травм, так как болезненные воспоминания подавляются - их вызвать заметно труднее.
Это еще одна причина, по которой следует желать, чтобы роды были естественными, комфортными. То, что может потревожить мир матери и гармонию рождения, должно быть сведено до минимума. Фредерик Лебуайер подчеркнул важность нежных родов, так как ребенок в момент своего рождения ощущает любое насилие и распознает эмоции всех участников события. Вот что пишет Фрэнк Лэйк:
"Существовал и до сих пор существует акушерский миф о том, что ребенок не чувствует боли...
Однако результаты наших небезуспешных усилий помочь людям высвободить подавленные воспоминания не оставляют сомнений в том, что люди при рождении очень часто переживают страх и мучения, но воспоминания об этом стираются из памяти. "Аварийная ситуация" отфильтровывается и отсекается различными процессами, которые не допускают, чтобы это воспоминание развилось в полное контекстуальное знание. Однако люди, способные восстанавливать в памяти события происходившие до, в момент и после рождения, очень четко, с живостью, которая въелась в их сознание навсегда, вспоминают свои ощущения, сопутствующие эмоции и подробности о сдавливании или каких-то других затруднениях."
Психиатры и психологи, убедясь, что можно вызывать воспоминания о родах, сделали еще одно потрясающее открытие: можно вызвать также и воспоминания о жизни в утробе матери. Вот что Томас Верней писал в своей последней книге:
"Последние открытия рисуют картину внутриутробных неразрывных связей - многоуровневых, не менее сложных, чем те, что связывают мать и ребенка после рождения. На самом деле, это все части неделимого целого: то, что происходит после рождения является продолжением и несомненно зависит от того, что происходило до рождения и во время него.
Понимание этого факта в значительной степени объясняет, почему новорожденный ребенок на удивление так совершенно функционирует. Его способность реагировал на материнские ласки, объятья, взгляд и голос основывается на длительном внутриутробном знакомстве с ней.
С момента зачатия мать и дитя находятся в постоянном взаимодействии. Ребенок не является пассивным потребителем питательных веществ. Он начинает беспокоиться, толкаться в материнской утробе, если его мать чем-то расстроена. Любой стресс вызывает срабатывание симпатической нервной системы и выброс адреналина в кровь. Катехоламины преодолевают плацентарный барьер, и ребенок реагирует на стресс, который испытывает мать.
И, наоборот, если мать спокойно ходит, занимается своими делами, то ребенок укачивается, безмятежно лежит или спит. Часто бывает, что, когда беременная ложится и укачивание прекращается, ребенок просыпается и дает понять, что его надо бы еще покачать. Одна из причин, по которой младенцы любят, чтобы их качали, заключается в том, что это знакомое им и приятное состояние. Еще не рожденные дети настраивают свои ритмы на ритмы матери с той же точностью, что и новорожденные младенцы. Узы после рождения - всего лишь продолжение процесса, начавшегося значительно раньше."
Вполне понятно, почему сознательная память развивается примерно к шести месяцам внутриутробного существования. К этому времени кора головного мозга уже достаточно развита для того, чтобы принимать и запоминать сообщения. Но что более всего удивительно - это то, что есть вид памяти, который восходит к самому моменту зачатия! Станислав Гроф пришел к такому выводу в середине пятидесятых годов, а через несколько лет его исследования подтвердил и доктор Лэйк со своими учениками. Результатом их работы явилась выработка концепции синдрома "мать-дитя-стресс", согласно которой плод подвергается воздействиям сложных эмоциональных состояний матери, причем, реагирует он на них предсказуемым образом. Но откуда у плода существует память, если кора головного мозга еще отсутствует? Доктор Лэйк комментирует:
"Что могло бы служить средством запоминания в зиготе и бластоцисте перед имплантацией и после нее? Мы задаемся этим вопросом потому, что наши пациенты постоянно ставят его перед нами. Возможно, в молекуле белка имеются некоторые микроструктуры, способные запоминать... Принцип многоуровневого воспроизведения обеспечивает дублирование генетического материала в ядре каждой клетки тела. Можем ли мы, в таком случае, предположить, что память дублируется и переносится цитоплазмой? Очевидно, можем."
Доктор Лэйк упоминает работу эмбриолога Ричарда Драйдена как свидетельство такой возможности, и продолжает: "Наблюдаемый порядок вещей позволяет пpeдположить наличие неких микрозапоминающих структур, непостижимых до наших дней. Мой интерес поиска доказательств возможной биологической основу превербальной памяти продиктован не стремлением продемонстрировать узаконенное подтверждение наших открытий, а лишь желанием указать на реалии биологической осуществимости данной теории, желанием защитить ее от нападков критики, базирующейся на принципах устаревшей неврологии, которая, без сомнения, должна быть пересмотрена."
Смысл важности новых открытий ясен: пренатальная взаимосвязь между матерью и ребенком играет огромную роль в его физическом и психологическом здоровье. Но перед тем как поставить точку в разговоре на эту тему, приведем еще факторы, которые влияют на то, что случится впоследствии с ребенком, за которые женщина, если и несет ответственность, то только косвенную.
Каждый вид общественных неурядиц, на каком бы уровне они ни происходили - в семье, по соседству, в стране или в целом мире - ударяют и по беременной женщине. Она не может оставаться равнодушной к событиям, происходящим в окружающем ее мире, они вызывают у нее приток эмоций и разнообразные чувства, которые она разделяет с плодом, находящимся в ней.
Но не только события глобального масштаба отражаются на эмоциональном состоянии будущей матери, это может быть и атмосфера ее личной семейной жизни. Активно грубые мужья встречаются не так уж часто, но ведь женщина может страдать и от простой невнимательности. Мужьям следует пересмотреть свое отношение к женам во время их беременности и больше внимания уделять не бушующим страстям, а бережному к ней отношению... Если муж находится невдалеке от жены, постоянно разделяя ее напряжение, то жизнь беременной проходит под "хорошим полезным стрессом" - так определяет Ганс Селье состояние женщины, готовой противостоять всем неудачам. Беспомощность жены часто граничит с огромным смятением, разочарованием, "внутренними взрывами", иногда с постоянным желанием оправдываться. Она может регрессировать и физически, и эмоционально, может убежать назад домой, к маме, начать избегать мужа и проклинать замужество. Необходимо помнить, что все последние научные исследования показывают, что каждая сильная эмоция матери, будь то тоска или просто резкий перепад настроений, через пуповину доходит до плода.
Понятие перинатальной психологии
Определение 1
Перинатальная психология является отраслью психологии развития и включает в себя психологию беременности, психологию родов и послеродового периода.
Еще российский психолог Л.С. Выготский обращал особое внимание на важную роль матери в процессе развития ребенка как представителя рода человеческого, непосредственного субъекта познавательной деятельности. Непосредственный момент рождения Выготский считал нижним рубежом детской психологии. Основываясь на работах Ранка, акт рождения ребенка относят к психической травме, создающей высокий уровень тревожности, который в критических ситуациях проявляется в виде невротических симптомов. Главная жизненная проблема новорожденного ребенка появляется на этапе разрушения психоэмоциональной связи, которая возникла еще пренатально и требует преодоления чувства страха отделения ребенка от матери. В такой момент ребенку показана психотерапия, которая помогла бы справиться ему со стрессом. Плод и новорожденный благодаря трудам многих ученых перестали быть просто объектом медицинского ухода, а превратились в объект изучения перинатальной психологии.
Перинатальной психологией изучаются:
- психология беременных;
- психология родильниц;
- законы возникновения, функционирования психики плода и новорожденного;
- процессы, происходящие в семьях, которые ожидаю рождения ребенка и семьях новорожденных.
Существует необходимость взаимодействия таких специалистов, как акушеры-гинекологи, неонатологи, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги для качественного сопровождения диады «мать-ребенок» на этапах беременности и родов, а также послеродового появления триады «отец- мать-дитя».
Область изучения перинатальной психологии
Определение 2
Перинатальная психология – область знаний, изучающая закономерности и обстоятельства развития человека на ранних этапах его жизни.
Выделяется три основные фазы перинатального периода:
- пренатальная или внутриутробная фаза, которая начинается с 22-ой недели внутриутробного развития и заканчивается началом родовой деятельности;
- интранатальная фаза длиться с начала до окончания родовой деятельности;
- постнатальная или ранняя неонатальная фаза, включающая первую неделю жизни ребенка.
Теория перинатальных матриц
Очень тесно связан перинатальный процесс с биологическим рождением, он включает в себя также психологические, философские, духовные измерения. Матрицы, описанные Грофом, имеют связи с определенными воспоминаниями из жизни человека и являются динамическими управляющими системами, несущими собственное содержание духовного и биологического характера. Биологическое содержание перинатальной памяти состоит из реалистических, конкретных переживаний, которые связаны с индивидуальными этапами родовой деятельности. В каждом этапе биологического рождения присутствует определенная духовная составляющая.
Первой перинатальной матрицей является внутриутробное безмятежное существование - матрица наивности , в которой закладывается жизненный потенциал индивида, его способности к адаптации в период после родов. Следует отметить, что желанные дети имеют изначально высокий уровень психического потенциала.
Вторая перинатальная матрица приходится на начало родов и сопровождается переживанием чувства всеобъемлющего поглощения, так называемая матрица жертвы . Формируется она с сжатия ребенка в закрытой маточной системе и сопровождается переживанием чувства отсутствия выхода. Продолжается эта матрица до окончательного раскрытия шейки матки матери. Ребенок в этот момент регулирует свое рождение выбросом собственных гормонов в кровь матери и родостимуляция, в данный момент, формирует в матрице жертв патологическую направленность.
Третья перинатальная матрица охватывает период проталкивания ребенка через родовой канал во второй части родов и заключается в борьбе смерти и повторного рождения – это матрица борьбы . Она характеризует уровень активности человека в такие моменты жизни, когда от его выжидательности или активности ничего не зависит.
Четвертая перинатальная матрица, так называемая матрица свободы , включает завершение родового процесса и непосредственное извлечение плода, при котором происходит переживание смерти «Эго» и второго рождения. Матрица начинается с момента рождения, а вот завершиться может в по-разному: и после недели жизни, и в первый месяц или охватывать всю жизнь. Следует отметить, что если разлука ребенка с матерью происходит сразу после рождения, то независимость и свободу человек может воспринимать как обузу.
Основой философских взглядов перинатальных матриц являются представления о непрерывности жизни человека, взаимной зависимости всех стадий его развития, единстве биологического, социального и психологического уровней организма.
В древние времена беременность считалась неким чудесным, особенным состоянием, даром божиим, а роды – чем-то таинственным и священным. До сих пор существуют племена, почитающие беременную женщину как богиню. В нашем цивилизованном обществе мы уже не так благоговейно относимся к беременным, но по-прежнему мало что знаем о жизни человека в лоне матери. Мы плохо представляем, что он чувствует и как. Приоткрывает эту тайну перинатальная психология.
Перинатальная психология появилась не так давно, неполных сорок лет назад. Эта наука занимается изучением психической жизни ребенка в утробе матери (плода) или только что появившегося на свет (новорожденного), его связи с матерью, влияния ее психологического состояния на ребенка.
Ученые утверждают, что у плода есть психическая жизнь и долговременная память.
Оказывается, перинатальный период оказывает огромное влияние на будущее человека. В подсознании человека откладывается то, что происходило с ним в утробе, во время и после родов. В дальнейшем эти события влияют на то, как он будет вести себя в определенных ситуациях, каким станет.
Перинатальные события можно разделить на следующие этапы: беременность, роды и послеродовой период.
Беременность
На этом этапе формируется жизненный потенциал человека, его способность адаптироваться к различным условиям. Мамочки, учитесь любить ребенка в своем животике, даже если его появление стало для вас не очень приятным сюрпризом!
Многие ученые утверждают, что базовый психический и физический потенциал желанного ребенка гораздо выше. Дети же, которых не желали, плохо спят, легко расстраиваются и долго не могут успокоиться. Они, как правило, физически слабее желанных детишек.
Вы когда-нибудь задумывались, почему беременных просят не волноваться и избегать стрессовых ситуаций? Дело в том, что ребенок, находящийся в животике матери, очень чувствителен к ее настроению. Он видит, слышит, чувствует вкус и прикосновения. Ребенок видит «большой мир» глазами мамы, воспринимает его через призму её эмоций.
Как ему это удается? Частично – при помощи гормонов, которые поступают к ребенку через плаценту. Частично – при помощи электромагнитного поля мамы.
Ученые полагают, что мама и ребенок общаются друг с другом при помощи электромагнитных волн миллиметрового диапазона.
Вероятно, какая-то часть информации передаётся через водную среду организма матери. Однако малыш уже в утробе может проявлять самостоятельность. У него есть осязание (примерно с десятой недели плод чувствует прикосновения). С восемнадцатой недели беременности ребенок начинает пить околоплодные воды и различать вкус. Внимательно следите за своим меню. Вы можете научить своего будущего ребенка кушать «не то».
Слуховой аппарат формируется примерно к двадцать второй неделе, но внешние шумы дети слышат плохо. Им мешает шум работы внутренних органов матери. Зато саму маму они слышат просто отлично. Так что рекомендуем будущим мамам читать вслух, напевать песни и просто разговаривать со своим малышом. Этим лучше заниматься, когда малыш бодрствует. Периоды его бодрствования определить несложно. Как правило, в это время ребенок активно шевелится. Будет просто замечательно, если ежедневно в один из периодов бодрствования малыша вы пообщаетесь с ним таким образом: прикоснетесь к какой-нибудь точке на вашем животе и что-нибудь ему скажете, например: «Здравствуй, малыш». Постепенно ваши разговоры станут длиннее, а на прикосновения малыш будет отвечать своими толчками. К этой игре можно привлечь папу и старших детей. Только учтите, что у каждого должна быть «своя» часть живота для прикосновений и «свой звуковой код». Такая игра, во-первых, развивает осязание и слух малыша, а во-вторых, благоприятно воздействует на его эмоциональное развитие. Еще не родившись, он знает, что его любят.
К двадцать четвертой неделе зрачки ребенка начинают реагировать на свет. Одни ученые считают, что в матку попадает красная часть спектра, другие думают, что там царит полная темнота. А вот запахи ваш малыш научится различать лишь, когда родится. В утробе он будет доверять вашему обонянию.
Роды
Этот перинатальный период определяет, кем станет ребенок в «большой» жизни (будет он жертвой или победителем), как будет бороться за место под солнцем (активно двигаясь к намеченной цели, или, ожидая у моря погоды).
Ученые считают, что естественные роды как нельзя лучше влияют на будущее вашего малыша во внешнем мире. Многое в этом процессе зависит от умения мамы интуитивно понимать что, когда и как делать, умения чувствовать своего ребенка. Стимуляция родов разрывает взаимодействие матери и плода, ускоряя процесс помимо их воли, заставляя ребенка чувствовать себя жертвой, поэтому прибегать к ней стоит только по медицинским показаниям. При плановом кесаревом сечении всё происходит безболезненно для малыша, он не ощущает страха. Однако многие ученые считают, что борцом ваше дитя в этом случае, скорее всего, не будет, и не рекомендуют прибегать к кесареву сечению без необходимости.
Хотите, чтобы ваш ребенок был борцом? Правильно ведите себя при потугах, и тогда малыш будет в своей жизни более напористым в выполнении поставленных задач, объективно воспринимать и соответствующе поступать в различных ситуациях.
Вести себя при схватках и потугах нужным образом поможет дыхание. С его помощью можно уменьшить боль. Правильно дышать при родах можно научиться самостоятельно (сейчас есть огромное количество литературы, посвященной этому вопросу) или на курсах для беременных. Во время родов постарайтесь внимательно слушать, что говорит вам акушерка, и по возможности точно выполнять ее команды. Огромную помощь и поддержку во время родов может оказать муж (или другой родственник, например, мама). Совместные роды имеют множество плюсов. Во-первых, во время схваток вы не будете находиться один на один с болью. Рядом с вами будет близкий человек, который сможет отвлечь, поддержать добрым словом и помочь контролировать ситуацию. Во-вторых, не секрет, что близкого человека легче воспринимать, чем незнакомого, особенно в стрессовой ситуации, а роды – это все-таки стресс, и слова акушерки, повторенные вашим мужем, дойдут быстрее до вашего сознания. Главное, чтобы человек, которого вы берете с собой в роды, был действительно надежным.
Послеродовой период
На этом этапе, по словам ученых, формируется отношение человека к свободе, своим силам и возможностям. Именно поэтому при естественных родах ребеночка сразу же кладут на живот матери. Он видит свою маму, чувствует её тепло. Одним словом, малыш чувствует себя защищенным и привыкает к свободе постепенно. Она его не пугает. Сразу после рождения, ещё не взяв грудь, малыш разглядывает мамино лицо широко распахнутыми глазами. Он как бы заново знакомится с ней. Этот процесс называется бондинг. Психологи утверждают, что именно во время этого разглядывания формируется устойчивая эмоциональная связь между матерью и ребенком. Просто замечательно, если рядом с новорожденным в этот момент окажется и папа, которого малыш раньше только слышал, – он тоже будет вовлечен в процесс бондинга – установления первого эмоционального контакта. Пусть папочка возьмет новорожденного на руки, прижмет к себе (лучше всего, если это будет контакт «кожа к коже»), поговорит с ним. Особенно большое значение присутствие отца имеет в случае кесарева сечения. Пока врачи «колдуют» над мамой, ребенок будет находиться на попечении папы.
Если так сложатся обстоятельства, что дитя в течение длительного промежутка после родов не сможет быть со своей матерью, то в дальнейшем любая самостоятельность для него может быть оказаться в тягость. Однако такое положение дел можно исправить грудным вскармливанием до года, хорошим уходом, нежностью и любовью.
Грудное вскармливание – очень важный момент, который влияет на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Для грудничка нет ничего полезнее и питательнее маминого молочка. Ни одна, даже самая лучшая смесь не сможет полностью обеспечить его потребности в полезных веществах. Грудное молоко – самая лучшая профилактика различных заболеваний.
Состав молока индивидуален и идеально подходит только одному малышу. Состав этот меняется в течение суток и дней жизни новорожденного.
С точки зрения эмоций – это ниточка, которая связывает мать и дитя. Они по-прежнему составляют единое целое, но не в физическом, а в психоэмоциональном плане. Новорожденный очень чутко чувствует настроение матери. Зачастую, когда мама чем-то расстроена, малыш тоже ведет себя беспокойно, кричит, капризничает. Постарайтесь, быть как можно спокойнее. Избежать перепадов настроения, возможно, не удастся, но смягчить их поможет аутотренинг, забота и помощь близких (особенно мужа).
Ещё одним очень важным фактором, влияющим на эмоциональное развитие ребенка, является внимательное, чуткое отношение его родителей к нему и друг к другу. Проводите как можно больше времени все вместе, улыбайтесь своему крохе, чаще держите его на руках. Новорожденный испытывает так называемый «тактильный голод», поэтому постарайтесь. Ваши прикосновения для него жизненно необходимы.
Ученые доказали, что ребенок развивается быстрее, если с самого рождения достаточно много контактирует с родителями, происходит общение через прикосновения. Т.е. касания при каждом переодевании, купании, кормлении, ношении на руках, массаже, упражнениях имеют огромное значение.
Возможно, некоторые гипотезы перинатальной психологии кажутся сомнительными. Однако эта наука заставляет основательно задуматься о том, что внутри беременной женщины находится не просто плод, а развивающаяся личность. Ребенок внутри утробы – это не просто физиологическое нечто, это человек, обладающий своей психической жизнью, и от вас, милые женщины, от того, как вы вели себя во время беременности, родов и первые часы после них, во многом зависит его будущее.
Рождение ребенка – важнейший момент в жизни супругов. К нему следует готовиться, так как за эти девять предстоящих месяцев будет заложена основа его личности и фундамент его судьбы. Это самый таинственный этап жизни человека и, наверное, чрезвычайно важный. Для будущих родителей важно знать не только особенности внутриутробного физического развития, но и познакомиться с духовной жизнью своего еще не родившегося ребенка, с основными положениями его интеллектуального и психического развития, которые обосновывает перинатальная психология. Это – новое направление в науке, изучающее формирование и развитие психики ребенка с момента зачатия и до его появления на свет, включая все этапы рождения. Действительно, психическая жизнь еще не появившегося дитя таинственна и сложна. Она тесно связана с жизнью матери в этот период. Все мысли, слова, эмоции, стрессовые переживания теперь касаются не только ее, но и ребенка. Не случайно во многих странах Востока отсчет прожитых лет человека начинается с момента зачатия. В давние времена на Руси оберегали беременную женщину от дурного глаза и от худого слова, от травмирующих ситуаций от травмирующих не родившегося, но и.
Перинатальная психология: основные положения
Основоположником данного направления научного знания является известный ученый в области трансперсональной психологии Станислав Гроф, который утверждает, что именно в период внутриутробного развития и рождения в психике каждого человека прочно закладываются программы, которые раскрываются или проявляются в дальнейшей жизни человека. Эти девять месяцев невидимой жизни маленького человека могут предопределить всю его дальнейшую жизнь, проявляясь в особенностях поведения, свойствах личности, увлечениях и выборе профессии. Ученый назвал эти программы, каждая из которых связана с определенным периодом развития и стадией родов перинатальными базовыми матрицами. Наше сознание подобно сложнейшему компьютеру, и информация, записанная в этих базовых программах, работает всю жизнь человека.
Перинатальная психология, как область психологических знаний о человеке, возникла недавно, но она уже привлекла пристальное внимание не только психологов и психотерапевтов, но и педагогов, специалистов медицины.
Матрица Наивности
Первая базовая перинатальная программа формируется в период внутриутробного развития ребенка. Ее называют Матрицей Наивности или Нирваны. Для нее характерно состояние полного удовлетворения всех потребностей, любви и блаженства, ощущения бесконечного благополучия. Все желания этого крошечного человечка осуществляются в момент их возникновения, ему не нужно прикладывать никаких усилий. Он един с организмом матери, поэтому все осуществляется само собой. При благоприятном течении беременности ребенок получает более высокий психический потенциал к адаптации к окружающему миру и возможность быть здоровым, сильным и успешным в будущем.
Все, чем живет в это время будущая мать, все ее переживания, мечты, разочарования, сомнения запечатлевается в программе, становятся неосознанными фактами биографии будущего человека. Ведь стоит заволноваться женщине, как малыш сразу же откликнется. Любое эмоциональное состояние заставляет малыша реагировать. Пока они представляют собой единое целое, он, малыш, прилежно усваивает на неосознанном уровне материнский опыт. Формируется первая базовая матрица, которая, если не управлять, то влиять будет весьма серьезно на жизнь человека.
Что же происходит, когда завершающая фаза формирования первой перинаталной матрицы нарушается, когда по медицинским показаниям ребенку помогают родиться через кесарево сечение? Он лишается двух последующих — они просто не откладываются в его психике. Такой человек становится носителем только матрицы наивности, и это ведет к появлению своеобразных свойств личности. Он отличается слишком высоким доверием к окружающим людям и сниженным инстинктом самосохранения. Волевые качества недостаточно развиты: ему трудно определить цели в жизни, а если они появляются, ему не хватает настойчивости, трудолюбия и упорства в их достижении. Ведь в его матрице живет неосознанная программа, что все необходимое должно прийти само собой. Нет, они не становятся бездельниками. Но некая пассивность присутствует в их характере.
Желанные дети. Случайные дети. Мы редко планируем рождение своих детей. Все происходит часто неожиданно, а иногда и не вовремя. Начинаются сомнения, просчитываются различные варианты, выслушиваются мнения самого разного толка. Быть или не быть ребенку – этот вопрос может стоять перед женщиной не один день. Наконец решение принимается в пользу жизни. Но что там записалось в матрице? Ему рады? Ему сделали одолжение, разрешив родиться и жить? Будет ли он здоров после того, как его собирались убить? Почувствует ли себя малыш желанным и любимым? Какую миссию мы иногда возлагаем на плечи еще не родившегося ребенка? Как часто он становится спасителем , заставляя их вступать в брак или сохранить его от распада. Страшно подумать, насколько разрушительны слова недовольства и раздражения матери или, не дай Бог, проклятия в адрес ребенка. Он родится, и она будет безумно любить его, но программа может начать свою разрушительную работу. Поэтому каждой женщине следует быть чрезвычайно ответственной в этот период своей и его жизни.
Матрица жертвы
Начало родовых схваток знаменует собой формирование второй базовой матрицы. Тяжелый момент не только для матери, но и для ребенка. Страдает и женщина, и ее рождающийся ребенок. Пока они еще крепко связаны, поэтому и боль, и эмоции у них общие. Эту, формирующуюся во время схваток программу называют матрицей Жертвы. После девяти месяцев блаженства все меняется. Стенки матки начинают сжиматься, причиняя боль и лишая его состояния благополучия и любви. Все остается в прошлом. Он – жертва, ему нужно «бежать», но выхода нет, так как шейка матки еще не раскрылась. Но даже, казалось бы, в этой безвыходной ситуации ребенок принимает участие в своем рождении, как утверждают специалисты. Он борется за свою будущую жизнь; он помогает матери и себе, вбрасывая через плаценту в кровь женщины гормоны, замедляющие или ускоряющие процесс. Что же приводит к патологическому формированию этой матрицы? Стремительные роды, а также долгий период схваток фиксируют в программе безвыходность ситуации, состояние отчаяния. Страх матери перед родами способствует выработке гормонов стресса, что ведет к переживанию ребенком ужаса, беспомощности и безысходности.
Какова роль программы второй перинатальной матрицы в жизни человека? Все, что пережил малыш на этой стадии родов, может проявиться в его поведении в трудных ситуациях. Тот, кто благополучно прошел эту стадию своего рождения всегда найдет в себе силы для борьбы, терпения в достижении поставленной цели, не отчаиваться и не винить себя в случае поражения. Он получил опыт решения безвыходных ситуаций. В его программе зафиксировалась уверенность, что все трудности и препятствия можно преодолеть, что, борясь, он справится с ними.
Если человек становиться обладателем матрицы, в которой записались какие-либо ошибки, то в нем развивается обостренное чувство долга, он отличается высокой ответственностью и повышенной старательностью, склонностью к самообвинению. Любая сложная ситуация вырастает в его глазах до чудовищных размеров, из которой он боится не найти выхода. В нем присутствует бессознательный страх перед трудными обстоятельствами, и он является препятствием в решении проблем. Даже маленький ребенок начинает пасовать перед какой-либо трудностью. «Нет, у меня не получится!», — говорит такой малыш, даже не попытавшись что-либо сделать. Нужно отметить, что у совсем маленьких детей часто проявляются «базовые страхи» — страх темноты, одиночества, боли, сказочных существ, необъяснимых явлений и конечно, страх смерти. Эти детские необъяснимые страхи хранятся в памяти многих взрослых людей.
Матрица Борьбы и Пути
Она закладывается с момента раскрытия шейки матки и до рождения дитя. Эта матрица характеризуется тем, что переживания отчаяния и безысходности преодолены, так как есть выход. Но, проходя через родовой канал, плод временно переживает нехватку кислорода, страх смерти. Это толкает его действовать, чтобы пройти через препятствие к жизни. Он – больше не Жертва, он – Борец за свою жизнь, сам прокладывает себе путь. Поэтому эта программа и называется матрицей Борьбы и Пути. Если этот этап рождения пройден малышом благополучно, то он получает бесценный опыт преодоления препятствий и трудных ситуаций. Став взрослым, он будет ценить свою жизнь и бороться там, где необходимо, но не будет кидаться в бой, если в этом нет необходимости и ради своего самоутверждения.
Если потужной период был долгим и трудным, в программе человека жестко фиксируется стадия страдания и борьбы. Вся его дальнейшая жизнь станет бессознательным вызовом смерти и бесконечной борьбой за выживание. Это проявляется в выборе деятельности человека и профессии, его часто опасных увлечениях. Посмотрите на людей, занимающихся экстремальными видами спорта: их жизнь – это бесконечный поединок со смертью. Вызывают недоумения рискованные действия молодых людей, которые ради лайков и роликов в Интернете бросают вызов смерти. Кто победит?
Многие специалисты утверждают, что при кесаревом сечении третья матрица не закладывается, другие утверждают, что в момент извлечения плода из матки она формируется, хотя в усеченном виде.
Матрица Свободы
Первый вздох ребенка, первый его крик знаменуют начало формирования четвертой матрицы. Он пришел в этот мир, преодолев столько трудностей, боли, борьбы, напряжения и переживаний. Путь пройден, борьба закончилась, все испытания остались в прошлом. Но что он получил взамен? Свободу! Но она принесла ему ощущение полного одиночества в этом чуждом ему мире. И как важны для пришельца первые минуты и часы жизни! Ему так нужны именно в этот момент любовь и защита матери, так важно ощущать ее дыхание и слышать, как и прежде, спокойное биение ее сердца. Если эти потребности ребенка соблюдены, то Свободу он воспринимает с чувством безопасности и уверенности. Если в первые часы своей жизни его отлучают от матери, и он не получает по каким-либо причинам ее заботу и внимание, то страх свободы зафиксируется в матрице. Став взрослым, человек может испытывать бессознательное напряжение в ситуации свободы, так как она для него непосильная ноша. Возможности свободно действовать и принимать самостоятельные решения будут напрягать его всегда.
Исследователи называют различные сроки формирования четвертой матрицы – от первых минут и часов после рождения и до месяца. Многие специалисты утверждают, что она формируется всю последующую жизнь, и отношение к свободе постоянно претерпевает изменения.
Какой же можно сделать вывод? Наверное, мало у кого проходит формирование этих на первый взгляд мистических матриц гладко, без нарушений и всякого рода сбоев. К сожалению, не все находится в нашей власти. Но и не так уж мало. Вот несколько советов будущим мамам.
Во-первых, серьезно отнеситесь к своему здоровью. Наиважнейший фактор, от которого зависит и благополучное течение беременности, и роды, и здоровье малыша.
Во-вторых , помните, что судьба ребенка во многом закладывается еще в период беременности. И вам выбирать то, как вы проживете эти девять месяцев, какие чувства и эмоции впустите в свою жизнь, чему будете радоваться и с кем общаться.
В-третьих, не отчаивайтесь, если в период беременности и родов произошли какие-то отклонения от нормы. Специалисты по перинатальной психологии считают, что любые ошибки в формировании базовых матриц можно скорректировать. Грудное вскармливание (желательно до года), внимание, любовь и ласка, разумное воспитание способны исправить многие ошибки, случающиеся во время родов.
В –четвертых, займитесь интеллектуальным развитием еще не родившегося малыша. Да, да! Не удивляйтесь! Уже пора. Знаете ли вы, что к концу шестого месяца развития плода завершается формирование клеток головного мозга. Он начинает слышать и воспринимать все, что происходит вокруг вас. Научитесь общаться со своим малышом. Ваш голос он слышит прекрасно. Поэтому пойте ему песенки, разговаривайте с ним, слушайте вместе с ним музыку, читайте стихи. Известно, что детишки, приобщенные к музыке еще до рождения, бывают более спокойными, легко обучаемыми. Они более способны к овладению иностранными языками. Какую музыку слушать? Специалисты советуют спокойную, мелодичную музыку, а вот агрессивную лучше избегать. Произведения Вивальди и особенно Моцарта пользуются в наше время у будущих мамочек большой популярностью. Вы слышали о феномене Моцарта? Эта музыка оказывает, по мнению специалистов, уникальное воздействие на развивающийся плод.
Перинаталная психология — модное в наши дни научное направление. Найдите время познакомиться с ее основными положениями. Это поможет решать многие проблемы не толко в вашей жизни, но и в жизни вашего ребенка.