Как заполнять платежки по страховым взносам в 2017 году
Одна из самых больших трудностей, с которыми столкнулись бухгалтеры в наступившем году — это заполнение платежного поручения на уплату страховых взносов. Причина в том, что с января 2017 года контроль над взносами перешел от фондов к налоговикам, что, в свою очередь, повлекло за собой типичные сложности переходного периода. В частности, устарели правила указания информации в поле 101, предназначенном для статуса плательщика. При этом необходимые поправки до сих пор не внесены. К тому же для взносов утверждены новые КБК, которые существенно отличаются от прошлогодних. Мы заострили внимание на наиболее важных моментах, чтобы предотвратить возможные ошибки.
Код бюджетной классификации (поле 104)В 2017 году при перечислении взносов следует использовать коды бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 07.12.16 № 230н. Этот документ внес изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина от 01.07.13 № 65н (см. «Утверждены КБК для уплаты страховых взносов в 2017 году »).
Первые три цифры КБКОчень важный нюанс — это первые три цифры (разряды) КБК, которые обозначают код главного администратора доходов бюджетов. С 2017 года для страховых взносов (здесь и далее речь идет обо всех взносах, кроме взносов «на травматизм») главным администратором теперь является ФНС России. Поэтому, начиная с января, первые три цифры КБК должны принимать значение «182». Это подчеркнули специалисты налогового ведомства в письме от 01.12.16 № ЗН-4-1/22860@ (см. « »). Напомним, что в 2016 году и ранее первые три цифры КБК для взносов принимали значение «392».
Коды для взносов, начисленных за периоды до 2017 годаДля всех без исключения взносов предусмотрены «переходные» коды. Их нужно указывать в случае, когда в 2017 году перечисляются взносы, начисленные за 2016 год и более ранние периоды. В частности, «переходные» коды необходимо использовать, если в 2017 году страхователь платит взносы за декабрь 2016 года.
«Переходные» значения отличаются от «постоянных» кодом подвида доходов, то есть цифрами 14-17. Например, для пенсионных взносов по основному тарифу в «переходном» КБК разряды 14-17 принимают значение «1000», а в «постоянном» КБК — «1010» (см. табл. 1).
Таблица 1
«Переходные» КБК, которые применяются при уплате в 2017 году взносов, начисленных за 2016 год и более ранние периоды
Взносы на обязательное пенсионное страхование по основному тарифу | 182 1 02 02010 06 1000 160 |
Взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 182 1 02 02090 07 1000 160 |
Взносы на обязательное медицинское страхование | 182 1 02 02101 08 1011 160 |
Взносы на пенсионное страхование ИП «за себя» (с дохода до 300 тыс. руб.) | 182 1 02 02140 06 1100 160 |
Взносы на пенсионное страхование ИП «за себя» (с дохода, превышающего 300 тыс. руб.) | 182 1 02 02140 06 1200 160 |
Взносы на медицинское страхование ИП «за себя» | 182 1 02 02103 08 1011 160 |
В общем случае доптариф пенсионных взносов за сотрудников, занятых на «вредных» работах, составляет либо 9 процентов, либо 6 процентов (в зависимости от вида работ). Это предусмотрено пунктами 1 и 2 статьи НК РФ (до 2017 года это было закреплено в пп. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).
Однако если по результатам спецоценки, проведенной работодателем, были установлены классы условий труда, то нужно применять другие, более низкие доптарифы. Их значения колеблются от 8 до 0 процентов. Данное правило закреплено в пункте 3 статьи НК РФ (до 2017 года это было закреплено в п.2.1 ст. 58.30 Закона № 212-ФЗ).
В 2016 году и ранее для взносов по доптарифам было предусмотрено только два КБК. Первый — для тех, кто занят на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ (список 1). Второй — для тех, кто занят на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи Закона 400-ФЗ (список 2). При этом применение того или иного кода никак не зависело от факта проведения спецоценки.
Начиная с 2017 года, для взносов по доптарифам предусмотрено четыре КБК. Теперь выбор кода зависит не только от вида работ, но и от того, проводилась ли спецоценка условий труда (см. табл. 2).
Таблица 2
КБК для пенсионных взносов по дополнительному тарифу (применяются с 2017 года)
Доптариф не зависит от результатов спецоценки (9 %) | 182 1 02 02131 06 1010 160 |
|
182 1 02 02131 06 1020 160 |
||
Доптариф не зависит от результатов спецоценки (6 %) | 182 1 02 02132 06 1010 160 |
|
Доптариф зависит от результатов спецоценки | 182 1 02 02132 06 1020 160 |
Размер пенсионных взносов «за себя» зависит от величины дохода плательщиков-предпринимателей, нотариусов и прочих «индивидуалов». Если доход не превышает 300 000 руб. в год, то сумма взносов является фиксированной и составляет МРОТ, умноженный на тариф (26 %) и умноженный на 12. Если доход превышает 300 000 руб. в год, то величина взносов — это указанная выше фиксированная величина плюс 1 процент от суммы превышения. Данное правило закреплено в подпункте 1 пункта 1 статьи НК РФ (до 2017 года оно было закреплено в ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
В 2016 году и ранее для пенсионных взносов «за себя» было предусмотрено два КБК. Первый применялся при перечислении фиксированной части взносов, второй — при перечислении части взносов в размере 1 процента от доходов, превышающих 300 000 руб.
Начиная с 2017 года ситуация изменилась. Существуют «переходные» КБК для пенсионных взносов «за себя», начисленных за 2013-2016 годы. Таких кодов два: первый — для уплаты фиксированной части взносов, второй — для уплаты части взносов в размере 1 процента от доходов свыше 300 000 руб.
Также в 2017 году применяется «постоянный» КБК. Он предназначен для перечисления пенсионных взносов «за себя», начисленных за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года. Обратите внимание: «постоянный» код используется как для уплаты фиксированной части взносов, так и для части взносов в размере 1 процента от доходов свыше 300 000 руб. (см. табл. 3).
Таблица 3
КБК для пенсионных взносов «за себя» (применяются с 2017 года)
Фиксированная часть пенсионных взносов «за себя» | Часть пенсионных взносов «за себя» в размере 1% от доходов свыше 300 000 руб. |
|
«Переходные» коды для взносов, начисленных за 2013-2016 годы | 182 1 02 02140 06 1100 160 | 182 1 02 02140 06 1200 160 |
«Постоянные» коды для взносов, начисленных за периоды с начала 2017 года | 182 1 02 02140 06 1110 160 |
Много вопросов вызывает поле 101 платежки, где следует указывать статус плательщика. Правила заполнения данного реквизита даны в приложении № 5 к приказу Минфина России от 12.11.13 № 107н . К сожалению, в действующей редакции данного документа нет ни одного статуса, который бесспорно подходил бы для страхователя, перечисляющего взносы в ИФНС. На сегодняшний день существуют три версии, как правильно заполнить поле 101.
Согласно первой версии организации в данном поле должны ставить «01», а предприниматели — «09». Эти значения предназначены для налогоплательщиков — юридических лиц и налогоплательщиков-предпринимателей (ИП) соответственно. Многие специалисты придерживаются именно первой версии. Они рассуждают таким образом: раз страховые взносы переведены под контроль налоговиков, то плательщики взносов по сути приравнены к налогоплательщикам. Значит, статусы «01» и «09» можно применять при уплате не только налогов, но и страховых взносов. Тем не менее, такой вариант нельзя назвать идеальным, поскольку в НК РФ понятия «налогоплательщик» и «плательщик страховых взносов» разделены.
По второй версии в поле 101 надо указывать статус «08». Он предназначен для плательщиков (как организаций, так и ИП), осуществляющих перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ. Этот статус использовался при перечислении взносов до 2017 года. Сейчас, по мнению некоторых экспертов, его по-прежнему можно ставить в поле 101. Такого рода рекомендации дают, в числе прочего, некоторые ведущие банки. Существенным минусом данной позиции является то, что её не разделяют налоговики.
По третьей версии в поле 101 необходимо указывать значение «14», которое предназначено для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Хотя на первый взгляд эта формулировка не годится для страхователей, инспекторы «на местах» зачастую советуют выбрать именно этот вариант.
Добавим, что Минфин России планирует внести изменения в приказ № 107н (проект поправок размещен на сайте данного ведомства). Если это произойдет, то значение «08» будут использовать плательщики, осуществляющие «иные платежи» в бюджетную систему. Иными словами, из определения, приведенного для значения «08» исчезнет упоминание о страховых платежах. Однако в определениях других значений оно не появится. Таким образом, даже ожидаемые поправки, по всей видимости, не внесут полной ясности.
У фондов есть собственнаая точка зрения. Она изложена в совместном письме ФНС, ПФР и ФСС от 26.01.2017 г. № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П. Там говорится, что работодатель, перечисляющий взносы за работников, должен указывать статус плательщика «14», а предприниматель, перечисляющий взносы «за себя» должен ставить «09» (см. «ФНС, ПФР и ФСС сообщили, какой статус плательщика нужно указывать в платежках на перечисление страховых взносов"). Однако, финансовое ведомство до сих пор не обозначило свою позицию относительно того, действительно ли данные значения являются правильными.
Резюмирую все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: какое бы значение ни поставил страхователь в поле 101, вероятность ошибки остается. Но это не означает, что платеж непременно «затеряется», а у страхователя возникнет недоимка. На практике инспекторы засчитывают платежи с верно указанным кодом бюджетной классификации, даже если в них стоит «неправильный» статус плательщика. Но чтобы предотвратить все возможные вопросы со стороны налоговиков, можно дождаться прояснения данного вопроса (например, официальных разъяснений Минфина), и уточнить платеж в соответствии с пунктом 7 статьи НК РФ.
Реквизиты получателя (поля 61, 103 и 16)В связи с тем, что с 2017 года страховые взносы платятся не в фонды, а в ИФНС, в качестве получателя в платежном поручении нужно указывать налоговую инспекцию. Так, в поле 61 «ИНН» и в поле 103 «КПП» следует проставлять идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налоговой инспекции — так же, как при уплате налогов.
В поле 16 «Получатель» надо указывать сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование инспекции. Например, УФК по г. Москве (ИФНС России № 16 по г. Москве). Соответствующие разъяснения дала Федеральная налоговая служба в письме от 01.12.16 № ЗН-4-1/22860@ (см. «С 1 января 2017 года при заполнении платежек на уплату взносов нужно будет указывать реквизиты налоговых органов »).
Таблица 4
Другие реквизиты платежки по взносам в 2017 году
Поле 106 «Основание платежа» | Для взносов за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года указывается «ТП» |
Поле 107 «Период» | Для взносов за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года указывается «МС.01.2017», «МС.02.2017» и т.д. |
Поле 108 «Номер документа» | |
Поле 109 «Дата документа» | Для взносов за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года ставится ноль («0») |
Поле 110 «Тип платежа» | Ставится ноль («0»), либо поле не заполняется |
Заметим, что при заполнении платежек на уплату взносов наиболее комфортно чувствуют себя те, кто формирует платежные поручения с помощью веб-сервисов. Все необходимые обновления, включая новые КБК и реквизиты получателя, своевременно устанавливаются в них без участия пользователя. При заполнении платежки нужные значения подставляются автоматически. Если же бухгалтер допускает какую-то ошибку в КБК или других реквизитах платежки, сервис сообщает об ошибке и подсказывает, как следует заполнить данное поле.
Материал предоставлен порталом «Бухгалтерия Онлайн»
Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.
Заполняем платежку в 2018 году: актуальное в законодательствеПрежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.
Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.
В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.
В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.
Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .
В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.
Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.
Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.
Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.
Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.
Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107нНапример, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.
Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.
Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.
Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?
Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).
Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?
КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:
- уменьшения величины налога на прибыль;
- снижения интенсивности налогового контроля.
Основные условия работы компаний в форме КГН:
- доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
- в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
- в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
- по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.
Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).
Ключевые статусы плательщика: буквальное толкованиеСоотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:
- 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
- 02 — налоговые агенты;
- 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
- 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
- 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
- 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
- 13 — физлица;
- 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
- 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
- 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
- 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
- 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
- 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
- 25 — банки-гаранты;
- 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.
Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.
ИтогиЗаполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.
В поле 101 платежного поручения (Приложение 3 к Положению ЦБ РФ от 19.06.2012 N 383-П) плательщик должен указать свой статус. Данный статус помогает контролирующим органам определить, кто именно перечисляет платеж в бюджет.
Полный перечень статусов можно найти в Приложении № 5 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н .
Поле 101 в платежном поручении при уплате налоговЕсли налог уплачивает организация, то в поле 101 платежки она должна указать статус «01» — налогоплательщик - юридическое лицо.
Если же налог перечисляет ИП, то ставится «09» — налогоплательщик - индивидуальный предприниматель.
Статус плательщика в платежном поручении, если налог уплачивается налоговым агентомЕсли организация или ИП выполняет функции налогового агента, то в поле 101 платежного поручения при уплате «агентских» налогов ставится статус «02» — налоговый агент. К примеру, такой статус указывают работодатели при перечислении НДФЛ с выплат работникам.
Платежное поручение по страховым взносам: статус плательщикаУказание статуса в платежном поручении по страховым взносам зависит от того, кто и куда перечисляет взносы:
Кстати, некоторые бухгалтеры задаются вопросом, какой указать статус плательщика в платежном поручении в ПФР. Ответ прост: никакой. Ведь с 2017 года все взносы, которые ранее администрировал ПФР, теперь находятся под контролем налоговиков. Соответственно, в Пенсионный фонд взносы теперь не уплачиваются вовсе (даже задолженность по прошлым периодам нужно перечислять в ИФНС).
Год принес довольно значимое изменение в порядке уплаты страховых взносов. Если до сих пор данные платежи перечислялись в два отдельных фонда – ПФР и ФСС, то отныне распорядителем по данным поступлениям будет являться ИФНС . Именно в налоговую инспекцию нужно перечислять взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование. Исключением остаются лишь так называемые отчисления на травматизм: их, как и прежде, нужно будет переводить в соцстрах. По всем же остальным платежам плательщикам предстоит освоить новый порядок оформления платежных документов .
Реквизиты для уплаты страховых взносовПрежде всего, стоит отметить, что новые реквизиты получателя взносов, то есть ИФНС действуют по временному признаку, то есть применяются с 1 января 2017 года. Таким образом, если речь идет о перечислении взносов за декабрь либо же какой-то прошлогодней недоимки в январе, то пользоваться нужно именно ими. Разумеется, и при заполнении отчетности работодателем за прошлый год для ПФР и ФСС нужно будет указать в подобном случае соответствующую сумму задолженности на конец декабря. В новом консолидированном отчете по взносам, который необходимо будет составить по итогам 1 квартала, эти перечисления, относящиеся к прошлому году, но уплаченные уже в пользу ИФНС, будут учтены.
Поскольку распорядителем платежей по взносам будет являться ИФНС, то все поля платежки, касающиеся получателя суммы, нужно заполнить также, как и в случае перечисления налогов. То есть в тех полях, где ранее фигурировали данные ПФР или ФСС указывается ИФНС по месту регистрации фирмы или ИП, ее банковские реквизиты, ИНН и КПП. Надо помнить, что поле 101 платежки тоже заполняется по-новому. Статус плательщика в платежном поручении в 2017 году при уплате страховых взносов ФНС ]]> рекомендует ]]> как организациям, так и ИП с работниками указывать код 14 – налогоплательщик, производящий выплаты физлицам. Поле 101 «статус плательщика» предпринимателям и другим физлицам, которые платят взносы за себя, принимает значение в зависимости от того, кто их перечисляет: ИП – 09, нотариус – 10, адвокат – 11, глава КФХ – 12. Это касается всех страховых взносов, кроме «травматизма». При перечислении взносов на страхование от несчастных случаев сохраняется прежнее значение поля 101 – 08.
Новые КБКС заполнением поля КБК ситуация несколько более сложная. Естественно, что с 2017 года при уплате взносов необходимо использовать новые КБК. Причем для перечисления платежей, относящихся к периоду до конца 2016 года, будет действовать один набор КБК, а для взносов 2017 года и далее – другой. И естественно они будут отличаться от тех кодов, которые применялись в 2016 году.
Для удобства приведем основные КБК-2017 по страховым взносам в сравнительной таблице:
Перечисления в фонды в 2016 г. |
Перечисления в 2017 году задолженностей за 2016 г. и ранние периоды |
Платежи 2017 года |
|
Страховые взносы на ОПС, уплачиваемые работодателем |
392 1 02 02010 06 1000 160 |
182 1 02 02010 06 1000 160 |
182 1 02 02010 06 1010 160 |
Страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые работодателем |
393 1 02 02090 07 1000 160 |
182 1 02 02090 07 1000 160 |
182 1 02 02090 07 1010 160 |
Страховые взносы на ОМС, уплачиваемые работодателем |
392 1 02 02101 08 1011 160 |
182 1 02 02101 08 1011 160 |
182 1 02 02101 08 1013 160 |
Страховые взносы на ОПС в пределах лимита, уплачиваемые ИП за себя |
392 1 02 02140 06 1100 160 |
182 1 02 02140 06 1100 160 |
182 1 02 02140 06 1110 160 |
Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере, уплачиваемые ИП за себя |
392 1 02 02103 08 1011 160 |
182 1 02 02103 08 1011 160 |
182 1 02 02103 08 1013 160 |
Страховые взносы на ОПС сверх лимита, уплачиваемые ИП за себя |
392 1 02 02140 06 1200 160 |
182 1 02 02140 06 1200 160 |
182 1 02 02140 06 1200 160 |
Передача администрирования страховых взносов ИФНС вызвала немало вопросов. Один из наиболее актуальных: какой статус плательщика на уплату страховых взносов с 2017 года указывать в поле 101 платежного поручения? Ранее мы опубликовали материал, посвященный вопросам заполнения платежных поручений по страховым взносам в 2017 году . А здесь коснемся только изменений в заполнении поля 101.
Известно, что правила заполнения поля 101 в платежном поручении регламентируются приложением № 5 к приказу Минфина РФ № 107н. Но действующая на данный момент редакция этого приложения не содержит статуса, который без сомнений можно было применить к страхователю, перечисляющему взносы в ФНС. Напомним, до передачи администрирования страховых взносов ФНС в платежном поручении на уплату страховых взносов необходимо было во всех случаях указывать код «08».
В свою очередь, в 2016 году Минфин РФ опубликовал проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ № 107н». В данном документе говорится, что при перечислении страховых взносов юридическими лицами в поле 101 необходимо указывать код «01». ИП, уплачивающие страховые взносы «за себя» , должны указывать код плательщика «09», ИП уплачивающие страховые взносы за наемных работников, должны указывать статус плательщика «14».
Но данный проект Приказа на данный момент не вступил в силу. Поэтому, какой должен быть статус плательщика в платежном поручении в 2017 году, до конца не ясно.
При этом до сих пор нет никаких официальных разъяснений на эту тему. В связи с этим остается лишь уповать на собственное логическое мышление, в расчете на то, что оно совпадает с мышлением людей, которые будут администрировать данные платежи.
Между тем, на тематических форумах в интернете бухгалтера высказывают три точки зрения на предмет того, какой статус должен быть указан в поле 101. Предлагаем вниманию читателей каждую из них.
Юрлица — «01», ИП — «09», «14»Согласно одному из мнений, ИП при уплате взносов за себя должны ставить в поле 101 код «09», при уплате взносов за наемных работников — код «14»; организации — код «01». Данное мнение основано на том факте, что администрирование страховых взносов передано налоговикам, что, по мнению сторонников данной точки зрения, позволяет поставить знак равенства между страхователями и налогоплательщиками. Проблема этого решения в том, что действующая редакция Налогового кодекса разделяет понятия «плательщик страховых взносов» и «налогоплательщик».
Статус «08»Этот статус применялся при перечислении страховых взносов в прошлые годы, и, по мнению ряда специалистов, должен применяться и сейчас. В том числе, платежные поручения именно с этим статусом плательщика принимает Сбербанк-онлайн, отвергая платежки, в которых указаны иные статусы. Напомним, статус «08» предназначен для ИП и организаций, осуществляющих перечисление страховых взносов в бюджет РФ. Проблема в том, что, несколько региональных отделений ФНС РФ накануне дали официальные ответы страхователям с рекомендацией указывать иной статус плательщика, о котором ниже.
Статус «14»Этот статус означает налогоплательщика, производящего выплаты физическим лицам. Казалось бы, он совершенно не подходит для рассматриваемого случая. Тем не менее, как говорилось выше, несколько местных ИФНС рекомендовали использовать именно этот код.
Что делать?Как видим, на данный момент нельзя с уверенностью утверждать, какой должен быть статус плательщика в платежном поручении по страховым взносам в 2017 году. Без сомнений можно говорить только о статусе плательщика при уплате взносов «на травматизм». Их администрирование не было передано ФНС, а осталось под контролем ФСС. Поэтому в этом случае надо однозначно указывать, как и в прошлые годы, код «08».
Что касается «медицинских» и «пенсионных» взносов, вероятность ошибки остается при указании любого из рассмотренных выше статусов.
Между тем, практика прошлых лет показывает, что инспектора ИФНС засчитывают платежи с неверно указанным статусом плательщика. Главное, чтобы правильно были указаны реквизиты получателя и КБК, которые в 2017 году изменились . Если же вы уже выполнили платеж, а после публикации официальных разъяснений окажется, что статус плательщика в платежном поручении в 2017 году указан неверно, чтобы полностью обезопасить себя от недоимки по страховым взносам, стоит подать заявление об уточнении платежа (на основании письма ФНС РФ № СА-4-7 /19125). К заявлению должна быть приложена копия платежного поручения.
Обновление 08.02.2017 - разъяснения ИФНС вопроса статуса плательщика
Некоторые региональные ИФНС разослали страхователям разъяснения по поводу заполнения платежных поручений на уплату страховых взносов в 2017 году. Они вместе с образцами заполнения платежек содержатся в следующем документе:
Согласно документу, статус плательщика указывается следующим образом:
- Статус 01 - указывается при уплате страховых взносов юридическим лицом;
- Статус 09 - указывается при уплате страховых взносов индивидуальным предпринимателем;
- Статус 10 - указывается при уплате страховых взносов нотариусом, занимающимся частной практикой;
- Статус 11 - указывается при уплате страховых взносов адвокатом, учредившего адвокатский кабинет;
- Статус 12 - указывается при уплате страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства;
- Статус 13 - указывается при уплате страховых взносов за наемных работников физическим лицом (не являющимся ИП).
Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.
Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК - 74999385226. СПБ - 78124673429. Регионы - 78003502369 доб. 257