Неспроста же «глаголом» наши предки называли в принципе речь, так же это слово интерпретируется в словаре В. Даля. Примеры глаголов, их использование, изменение разберем в данной статье.
Глагол как часть речи
Часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы "что делать?", "что сделать?", - это и есть глагол. Относящийся к самостоятельным частям речи, он определяется общим грамматическим значением.
Для глагола это действие. Однако эта часть речи отличается оттенками смысла.
- Какой-либо физический труд: резать, рубить, вязать.
- Интеллектуальная либо речевая работа: наблюдать, говорить, думать.
- Перемещение предмета в пространстве: лететь, бежать, сидеть.
- Состояние субъекта: ненавидеть, болеть, спать.
- Состояние природы: похолодало, приморозило, вечереет.
Морфологические и синтаксические признаки
Что касается морфологических признаков - это всевозможные Примеры подробно разберем позже, а пока просто перечислим их. Наклонение, лицо, время, число, возвратность, род, вид и спряжение.
Что касается то чаще всего глагол используется в качестве сказуемого, он же вместе с подлежащим образует предикативную или грамматическую основу. Глагол в предложении может распространяться. Эту функцию выполняет существительное либо наречие.
Инфинитив
У каждого глагола имеется начальная форма, она и называется инфинитивом. Вопросы задаем следующие: "что делать?", "что сделать?". Примеры неопределенных глаголов: учить, рисовать (что делать?), выучить, нарисовать (что сделать?).
Глагола является неизменяемой, по ней не определяются время, лицо и число - сугубо действие. Сравним два примера: "Я работаю по специальности" - "Работать человеку необходимо для жизни". В первом примере глагол указывает, что действие происходит в настоящем времени, причем выполняет его сам говорящий (личное местоимение "я" указывает на 1 лицо, ед. ч.). Во втором обозначено действие в принципе, без указания числа и лица.
Между учеными-лингвистами до сих пор ведутся споры о том, что же такое -ть(-ти) у инфинитива: суффикс или окончание. Согласимся в данной статье с теми, кто позиционирует его как флексию. Если же глагол оканчивается на -чь (течь, печь, жечь), то это однозначно часть корня. Следует учитывать, что при изменении слова может происходить чередование: печь-пеку; течь-течет; жечь- жгу.
Инфинитив может выступать как в роли сказуемого, так и в роли подлежащего: "Читать - много знать". Здесь первый глагол "читать" - подлежащее, второй, "знать" - сказуемое. Кстати, подобные случаи требуют постановки особого знака препинания - тире.
Виды глагола
Вид глагола определяется вопросом, на который он отвечает. В русском языке существуют несовершенный (что делать? что делает? что делал?) и совершенный (что сделать? что сделает? что сделал?) виды глаголов. Примеры: говорить, говорит, говорил - несовершенный; сказать, скажет, сказал - совершенный.
Виды глагола различаются смысловым значением. Так, несовершенный обозначает некоторую продолжительность действия, его повторяемость. Например: писать - пишу. Действие имеет длительность, протяженность. Сравним со значением глагола совершенного вида: написать - напишу - написал. Здесь указывается, что действие завершено, у него есть какой-либо результат. Эти же глаголы определяют однократность действия (выстрелить).
Форма наклонения
Изменяются глаголы и по наклонениям. Их всего три: условное (сослагательное), изъявительное и повелительное.
Если говорить об изъявительном наклонении, то оно позволяет предикату иметь форму времени, лица и числа. Примеры глаголов этого наклонения: "Мы изготавливаем эту поделку" (настоящее время) - "Мы изготовим эту поделку" (будущее время) - "Мы изготавливали эту поделку" Или по лицам: "Я изготовил эту поделку" (1 лицо) - "Ты изготовил эту поделку" (2 лицо) - "Аня изготовила эту поделку" (3 лицо).
На выполнение действия при определенных условиях указывают глаголы сослагательного наклонения. Образуется эта форма путем прибавления к прошедшему времени частицы "бы" ("б"), которая всегда пишется раздельно. Такие предикаты изменяются по лицам и числам. Категория времени не определяется. Примеры глаголов: "Мы решили бы эту задачу с помощью преподавателя" (мн. ч., 1 лицо) - "Я изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 1 лицо) - "Аня изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 3 лицо) - "Ребята изготовили бы эту поделку с помощью преподавателя" (мн. ч., 3 лицо).
Говорящий побуждает к какому-либо действию с помощью глагола Чтобы запретить действие, также используются повелительные глаголы. Примеры: "Не кричите на меня!" (запрет) - "Мойте руки перед едой!" (побуждение) - "Пожалуйста, напиши письмо" (просьба). Разберем подробнее последний пример. Чтобы придать своему прошению вежливый тон, к глаголу повелительного наклонения стоит добавить слово «пожалуйста» («будьте добры», «будьте любезны»).
Следует помнить, что повелительные глаголы оканчиваются на причем он сохраняется и у тех, которые оканчиваются на -ся и -те. В этом правиле есть исключение - глагол "лечь" (лягте - приляг - прилягте).
Прошедшее время подразумевает, что к моменту говорения действие уже завершилось. Например: "Я покупала это платье в прошлом году". Обычно подобные глаголы образуются с помощью суффикса -л-, добавленного к основе инфинитива: покупать - покупал. Эти предикаты изменяются по числам, а в ед. числе - и по родам. Форма лица не определяется.
Форма настоящего времени характерна исключительно для несовершенного вида. Чтобы ее образовать, необходимо добавить глаголов. Примеры: мою - моешь - моет - моем - моете.
Форму будущего времени способны иметь глаголы обоих видов, совершенного и несовершенного. Она бывает двух типов: простая и сложная. Первая характерна для глаголов совершенного вида: построю, приклею, напилят и т.д. Будущее сложное образуют глаголы несовершенного вида. Сравним: буду строить, буду клеить, буду пилить. Таким образом, форма эта образуется с помощью глагола "быть", поставленного в будущее простое, и инфинитива.
В настоящем и будущем временах глаголы имеют лицо и число. О них и поговорим ниже.
Лицо и число
Если глагол стоит в первом лице, он показывает, что действие производит сам говорящий. Например: "Я закаляюсь каждый день, обливаясь студеной водой и обтираясь снегом".
О том, что действие исполняет собеседник говорящего, нам расскажет второе лицо глагола. К примеру: "Ты прекрасно знаешь, сколько будет дважды два". Глаголы в этой же форме могут иметь обобщенный смысл, обозначать действия, характерные для любого человека. Чаще всего это можно встретить в пословицах: "На чужой роток не накинешь платок". Отличить такие предложения просто: в них, как правило, отсутствует подлежащее.
Глаголы в третьем лице выражают действие, которое производит или производил предмет говорения. "Лермонтов был одинок всю жизнь." - "Ураган был такой сильный, что столетние деревья гнулись, как прутики".
Для каждого лица в единственном или характерно определенное окончание глаголов. Примеры: "Я лечу" - "Мы летим" - "Ты летишь" - "Вы летите" - "Она (он, оно) летит" - "Они летят".
Спряжение и личные окончания глагола
Спряжение глагола - форма, подразумевающая его изменение по лицам и числам. Оно характерно не для всех предикатов, а только для тех, которые стоят в изъявительном наклонении, настоящем или будущем времени.
Всего существует два спряжения. Представим их в таблице.
I спряжение Все глаголы, кроме тех, что на -ить, плюс 2 исключения: брить, стелить | II спряжение (окончания) Глаголы на -ить, кроме брить, стелить (они относятся к I спряжению), а также гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть | Примеры глаголов |
|||
Несем (I); говорим (II) |
|||||
Несешь, несете (I); говоришь, говорите (II) |
|||||
Несет, несут (I); говорит, говорят (II) |
Безличные глаголы
Личные глаголы, примеры которых мы разобрали выше, - не единственные в русском языке. Им противостоят те, которые обозначают действие без действующего лица. Они так и называются - безличные.
При них никогда нет подлежащего, в предложении они выполняют роль сказуемого. Подобные глаголы не имеют категории числа. То есть у них определяется сугубо время, настоящее и будущее. Например: "Холодает" (наст. время) - "Ночью подморозит еще больше" (будущее), "Холодало. Ночью морозило еще больше" (прошедшее).
- что делать? иллюстрировать, гнаться;
- прошедшее время: иллюстрировал, иллюстрировала, иллюстрировало, иллюстрировали: гнался, гналась, гналось, гнались;
- настоящее время: иллюстрирую, иллюстрируешь, иллюстрирует, иллюстрируем, иллюстрируете, иллюстрируют; гонюсь, гонишься, гонится, гонимся, гонитесь, гонятся;
- будущее время: буду иллюстрировать, будешь иллюстрировать и т.д.: буду гнаться, будешь (будет, будем и т.д.) гнаться.
- что сделать? проиллюстрировать, погнаться;
- прошедшее время: проиллюстрировал, проиллюстрировала и т.д.; погнался, погналась, погналось, погнались;
- время будущее: проиллюстрирую, проиллюстрируешь, проиллюстрирует, проиллюстрируем, проиллюстрируете, проиллюстрируют; погонюсь, погонишься, погонится, погонимся, погонитесь, погонятся.
- если в задании предлагается определить глаголы, имеющие будущее сложное, ищем глаголы вида несовершенного;
- если надо указать глаголы, имеющие простое будущее, ищем глаголы вида совершенного;
- когда же надо найти глаголы, имеющие формы времени настоящего, указываем те, у которых вид несовершенный;
- а если, как в Вашем случае, предлагается определить, какие глаголы , наоборот, форм настоящего времени не имеют, достаточно найти в предложенном списке глаголы вида совершенного.
Глаголы не имеющие форм настоящего времени, то бишь это только глаголы совершенного вида и они все отвечают на простой вопрос: что сделать?. Например: мять - помять, гладить - погладить, линять - полинять, кричать - накричать.
В самом вопросе и есть ответ - Кто же может не иметь форм настоящего времени, только те глаголы, которые уже свершились, т.е. так называемые - глаголы совершенного вида.
Более проще - это те глаголы по которым заданное действие совершилось и у никак не может совершаться прямо сейчас - в настоящем.
Итак со словами, считаю что это: прокукарекать, залаять, мяукнуть, чихнуть, научить, поспорить, повторить.
Среди указанных вами глаголов не имеют форм настоящего времени такие:
Так как форм настоящего времени не имеют глаголы совершенного вида. Таким образом сред остальных глаголов мы вычислили указанные глаголы.
Не имеют форм настоящего времени глаголы совершенного вида. А под глаголами совершенного вида подразумеваются глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?.
Вот пример:
В вашем случае к таковым глаголом стоит отнести: повторить, мяукнуть, научить, залаять, поспорить, чихнуть, прокукарекать.
У глаголов в изъявительном наклонении (помним, что категория времени имеется только у них) формы времени напрямую зависят от его вида, совершенного или несовершенного.
Глаголы совершенного вида (говорящее название) обозначают действие, которое уже совершилось или будет совершаться, например:
мяунуть (что сделать?)- (что сделал?) мяукнул, (что сделаю?) мяукну;
залаять - залаял, залаю;
прокукарекать - прокукарекал, прокукарекаю;
чихнуть - чихнул, чихну;
поспорить - поспорил, поспорю;
научить - научил, научу;
повторить - повторил, повторю.
Следовательно, глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени .
Доброго времени суток. Тут уже на это указали, что настоящего времени нет у глаголов, которые отвечают на вопрос Что сделать?, то есть у глаголов совершенного вида.
Таким образом, для решения вашей задачи нужно вычленить глаголы несовершенного вида (это глаголы, отвечающие на вопрос Что делать?).
Итак, глаголами несовершенного вида являются следующие: звенеть, кипеть, гудеть, свистеть, колоть и висеть. У этих глаголов форма настоящего времени есть и они не подходят нам/вам.
А вот к совершенному виду относятся глаголы: прокукарекать, мяукнуть, повторить, научить, залаять, поспорить и чихнуть. И именно у этих глаголов, как раз, и нет формы настоящего времени.
Дело в том, что не все глаголы могут употребляться в настоящем времени, точнее: наст. время есть только у несовершенных глаголов.
Следовательно, в задании (в этом, или любом другом) нужно просто определить, какие глаголы относятся к совершенному виду. Теперь давайте вспомним о том, что принадлежность глагола к сов.виду означает законченность действия, такие глаголы отвечают на вопрос что сделал? И выберем те из них, которые подходят:
Возьмем для примера пару глаголов несовершенного и совершенного вида: кошка (что делает?) - мяукает, и кошка (что сделала?) - мяукнула. Очевидно, что во втором случае возможно только прошедшее время.
Спасибо, помогли с заданием справиться неучу. Буду теперь знать, что глаголы, не имеющие форм настоящего времени - это глаголы совершенного вида, то есть те, которые отвечают на вопрос что сделать? Спасибо!
Чтобы решить ваше задание, нужно понять, что же это за глаголы такие.
Теперь стает более понятно - это глаголы, которые, кратко говоря, не могут употребляться в настоящем времени. Из всего вашего списка можно выделить такие глаголы, которые и будут решением к этому вопросу:
мяукнуть; залаять; прокукарекать; поспорить; повторить; чихнуть; научить.
Вам надо выписать все глаголы вида совершенного . Поясню.
Задание это выполнить несложно, если помнить о том, что форм настоящего времени нет у всех без исключения глаголов вида совершенного .
В школьных учебниках датся материал о зависимости наличия у глаголов форм времени от вида.
У глаголов вида несовершенного в наклонении изъявительном (изменение по временам характерная черта глаголов только в этом наклонении) есть все три формы времени, а время будущее у них сложное, например:
Глаголы же вида совершенного в наклонении изъявительном имеют только две формы времени: прошедшее и будущее , зато будущее у них простое, например:
Среди перечисленных Вами слов глаголами вида несовершенного являются следующие: ГУДЕТЬ, КИПЕТЬ, СВИСТЕТЬ, ЗВЕНЕТЬ, ВИСЕТЬ, КОЛОТЬ. А этот факт однозначно свидетельствует: данные глаголы Вам выписывать не следует, ибо именно у них время настоящее имеется .
А вот глаголы МЯУКНУТЬ, ЗАЛАЯТЬ, ПРОКУКАРЕКАТЬ, ЧИХНУТЬ, ПОСПОРИТЬ, НАУЧИТЬ, ПОВТОРИТЬ вида совершенного , из чего следует, что времени настоящего они НЕ ИМЕЮТ . Их-то и надо выписать.
Итак:
Глагол, чаще всего выступающий в предложении сказуемым, является исключительно самостоятельной частью речи. Он обозначает действие или состояние подлежащего. Весна идёт, тепло несёт.
Правила глаголов
Все глаголы имеют начальную (инфинитив, неопределённую) форму. Отличить её можно по окончаниям -ть, -ться, также эти слова отвечают на вопросы «что делать», «что сделать». В предложении чаще всего выступает сказуемым или его частью и подлежащим, но может выполнять роли других членов.
Мы хотим увидеть новые учебники.
Видеть - это смотреть душой.
Она любила смотреть на звезды.
Если к глаголу можно задать вопрос «что делать», то он относится к совершенному виду (радоваться, молчать) . Когда к нему можно задать вопрос «что сделать» - это несовершенный глагол (обрадоваться, помолчать). Иногда встречаются также двувидовые глаголы, они могут относиться то к одному, то к другому виду, в зависимости от контекста.
Я исследовал подвал вчера. (совершенный вид).
Я уже исследовал подвал. (несовершенный вид).
Возвратные глаголы означают действие, которое направлено на себя. Они образуются с помощью постфиксов -ся, -ться (играться, кусаться). Невозвратными называются все остальные глаголы (играть, кусать).
Сказуемые, соединяющиеся с другими частями предложения в форме винительного падежа без использования предлога, относятся к переходным глаголам (вымыть кружку, позвать маму). В категорию переходных входят те, которые не могут сочетаться без дополнительных частей речи (лететь, лежать). В эту группу входят также все глаголы возвратной формы (умываться, убираться).
Правописание глаголов
В предложениях, по правилам глаголов, они могут относиться к одному из трёх наклонений. В форме изъявительного - глаголы можно менять по временам (жили, живём, будем жить), числам (моет, моют), лицам (я повторяю, ты повторяешь, он повторяет). Если для выполнения действия требуется соблюдение некоторых правил, то такие сказуемые относятся к условным (Если всем будет удобно, я подошёл бы). Данная форма образуется частичками бы, б (заглянул бы, смогла б) и может изменяться в родах и числах. Особенно следует отметить повелительный вид сказуемых, который может заставлять, побуждать, призывать к действию (Придите ко мне!). Глаголы такого наклонения могут меняться в лицах и числах.
По правилам глаголов, в прошедшем времени они означают уже произошедшее/происходившее действие (Я сам купил вещи). Также они не могут менять личную форму. К сказуемому настоящего времени можно подставить вопрос «что делает» (Он сам покупает вещи.). Совершенные глаголы не используются в настоящем времени. В правилах глаголов будущего времени существуют две формы: составная (с дополнительным словом будет ) и простая (однословная). Соответственно можно задавать разные вопросы: «что сделаешь» (Ты сам купишь вещи.); «что будешь делать» (Ты будешь покупать вещи сам).
Изменение глаголов
Перемена сказуемых в лице и числе объясняется их спряжениями. Они проявляется исключительно в изъявительной форме и несомненно в виде времени настоящего или будущего.
Для формы в единственном числе личные глаголы изменяются так :
- 1 лицо - Я открываю. Я люблю.
- 2 лицо - Ты открываешь. Ты любишь.
- 3 лицо - Он открывает. Он любит.
Для формы во множественном числе личные глаголы изменяются так:
- 1 лицо - Мы открываем. Мы любим.
- 2 лицо - Вы открываете. Вы любите.
- 3 лицо - Они открывают. Они любят.
Если есть возможность поставить под ударение, разновидность спряжения можно определить так:
- -е меняется на -у(-ю) - 1 спряжение смотреть-смотрю ;
- -и меняется на -а(-я) - 2 спряжение звонит-звонят.
В остальных случаях суффикс в начальной форме определяет спряжение:
- 2 спряжение -и(ть) (красить) и особые исключения;
- 1 спряжение включает в себя остальные глаголы на -а(ть), -я(ть), -у(ть), -е(ть), -ы(ть), -о(ть) (хотеть, знать );
- Бывает 4 слова-исключения: зыбиться, зиждиться, брить и стелить и образованные от них.
Слова без упомянутых суффиксов - жить, бить.
Встречаются также такие глаголы, которые меняются и как первое спряжение, и как второе.
Ед. число:
- 1 лицо - Я побегу. Я захочу.
- 2 лицо - Ты побежишь. Ты захочешь.
- 3 лицо - Он побежит. Он захочет.
Мн. число:
- 1 лицо - Мы побежим. Мы захотим.
- 2 лицо - Вы побежите. Вы захотите.
- 3 лицо - Они побегут. Они захотят.
У глагола-исключения брезжить существуют только формы 3 лица в разделе единственного числа или множественного (брезжит - брезжат ).
Слова есть и дать и производные от них являются исключениями и образуют особенные личные формы.
Безличные глаголы
Местами попадаются безличные глаголы. К ним относятся слова, обозначающие пассивное сказуемое, которое происходит без участия подлежащего (вечереет, смеркается).
Основным признаком, с которым можно определить безличность правильного глагола, является его неизменность в числах и лицах. Чаще всего эти виды глаголов выступают в виде сказуемых в простых односоставных предложениях. Для формы настоящего времени применяются в качестве 3 лица и только единственного числа, а в прошлом - как единственное число и средний род.
Обычные глаголы иногда используются для замещения безличных, если появляются в виде единственного сказуемого предложения.
- Небо посветлело - личный глагол.
- За окном посветлело - безличный.
Несколько важных правил
Грамотное правописание глаголов и гласных в настоящем времени или формах простого будущего зависит от спряжения:
1 спряжение - в нем используются окончания -е, -у(-ю) забывает, забудут;
2 спряжение - стоит ставить окончания -и, -а(-я) красит, красят.
- Для повелительного наклонения второго лица глаголов обоих спряжений употребляют суффикс -и (Мы идём домой. - Идите домой.);
- В случае с прошедшим временем: перед суффиксом -л ставится такая же буква, как в инфинитиве перед -ть (красить - красил, свистеть - свистел );
- Если есть обес-/обез-: переходные - пишется суффикс -и- (обеспечил «кого?» «что?» ); непереходные - используется -е- (обеспокоен );
- Леденеть, оледенеть, окровенить и подобные глаголы, образованные от существительного, пишутся с гласной -е- после корня (в ;
- В инфинитиве, в случае использования прошедших форм, пишутся -ова-, -ева-, в том же случае, когда выбирается настоящее или простое будущее время и единственное число, форма написания первого лица имеет суффиксы -у(ю), -ю(ю) (чередовать - чередую, завоевать - завоюю).
Если же чередования не происходит, употребляются суффиксы -ыва-, -ива-; (перечитывать - перечитываю, перекраивать - перекраиваю).
Если имеется окончание -вать, -ваю под ударением и суффикс -ва-, тогда по правилам русского языка у глагола перед суффиксом пишется такая же буква, что и в начальной форме (полить - поливать -поливаю).
Заключение
Эти несколько простых правил и примеров помогут запомнить, как нужно использовать глаголы при написании. Конечно, чтобы изучить все нормы и исключения, понадобятся более глубокие исследования. Однако для написания более-менее простых текстов, не претендующих на публикации в журналах и газетах, этого будет вполне достаточно.
Начальная форма глагола называется инфинитивом (неопределенной формой) . Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? , например: видеть, везти, рассмотреть.
В современном русском языке различают два вида глаголов: совершенный и несовершенный.
Глаголы несовершенного вида отвечают на [допрос что делать? и указывают на незавершен-рность действия, например: решать, читать.
Глаголы совершенного вида указывают на Завершенность действия, на его конец или результат и отвечают на вопрос что сделать? , например: решить, прочитать.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол (другого вида с одним и тем же лексическим значением.
Такие глаголы образуют видовую пару: зацвести (в мае) - зацветать (вовремя) ; спасти (друга) - спасать (друга) .
Есть глаголы, которые не образуют форм другого вида, например, глаголы сожалеть, подпевать и др. не образуют парных форм совершенного вида, а глаголы зашагать, ринуться и др. - парных форм несовершенного вида. Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются в значении и совершенного, и несовершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми, например: жениться, казнить, использовать.
Глаголы делятся на переходные и непереходные.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными: Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном, березу, елку и сосну в лесу задумчивом и темном. (М. Исаковский.) Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет: люблю (ч т о?) - сторону, березу, елку, сосну, значит, глагол люблю - переходный.
Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить (на лыжах) , купаться (в море) , претворять (в жизнь) .
Глаголы изменяются по наклонениям, т. е. один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, повелительного и условного наклонения.
Изъявительное наклонение глагола обозначает реальное действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем, например: читаю, читал, буду читать.
Повелительное наклонение глагола выражает волю говорящего - просьбу, приказание, например: читай, говори, зажгите.
Условное наклонение глагола обозначает действия желаемые или возможные, выполнение которых зависит от каких-то условий, например: читал бы, говорил бы, зажег бы. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. Категория времени отражает отношение действия к моменту речи. Настоящее время показывает, что действие происходит в момент речи о нем, например: светит, прибывает. Прошедшее время обозначает действие, которое происходило или произошло до начала речи о нем, например: светил, прибывал. Будущее время обозначает действие, которое будет происходить после окончания речи о нем, например: Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С. Есенин.) От глаголов совершенного вида образуется будущее простое время: прочитаю; от глаголов несовершенного вида - будущее составное i время: буду читать.
Глагол - самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.
Глаголы бывают:
- несовершенного вида
— отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться); - переходные
- сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
непереходные - сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море); - 1-го спряжения
- глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
2-го спряжения - глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить); - возвратными
- с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
невозвратными (встречать, умывать, учить).
Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.
Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.
Глаголы изменяются:
- по трём наклонениям:
- изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) - глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
- условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) - глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
- повелительное наклонение (беги, смотри, иди) - глаголы с выражением просьбы, приказа.
- по трём временам:
- прошедшее время - отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
- настоящее время - действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
- будущее время - действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
- по лицам и числам
в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).
Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени - по числам и родам (я писал, она писала, они писали).
Неопределённая форма
Начальная форма глагола - неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть - увидеть, сеять - посеять, смотреть - рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.
Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами - с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать? (совершенный вид).
Спряжения глаголов
Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.
Глаголы-исключения
I спряжение:
брить, стелить
(2 глагола)
II спряжение:
-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
-ать: гнать, держать, слышать, дышать
(11 глаголов)
При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.
Лицо | I спряжение | II спряжение | ||
---|---|---|---|---|
Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | |
1-е | -у/-ю | -ем | -у/-ю | -им |
2-е | -ешь | -ете | -ишь | -ите |
3-е | -ет | -ут/-ют | -ит | -ат/-ят |
Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь - выполнять (несов. вид), выполним - выполнить (сов. вид).
Примеры:
читаю
→ читать
→ I спряжение
построят
→ построить
→ II спряжение
При определении спряжения глагола учитывайте, что:
- Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать - сделать, работать - поработать, учить - выучить, гнать - обогнать;
- Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться - умывать, советоваться - советовать, учиться - учить, извиниться - извинить;
- Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку - печёшь, берегу - беречь, хожу - ходишь, прошу - просишь, отвечу - ответишь и др.
От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению - разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.
Примеры глаголов
Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.
Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
Женского рода (что делала?): плыла, висела.
Среднего рода (что делало?): плыло, висело.
Синтаксическая роль
В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.
Стану
сказывать
я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться
- всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать
. (Дополнение.)
Нетерпение доехать
до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться
. (Обстоятельство.)