Существенные перемены в отношении клинописи произошли, когда за дело взялись археологи. В начале 40-х гг. XIX в. Француз Поль Бота и англичанин Генри Лейард раскопали на севере Ирака две столицы Ассирии - Ниневию и Кальху, о которых говорится в Библии. Необычной находкой сезона 1849 года стала библиотека царя Ашшурбанапала из Ниневии, собранная в период государства Передней Азии. Библиотека содержала более 20 тысяч клинописных табличек. Это был один из важнейших источников знаний о клинописной литературе. Клинописные знаки были «явно не персидского, но семитского происхождения», - отмечает Г.В. Синило. Ученые получили такое большое количество семитских текстов, что перевод этих текстов дело недалекого будущего. И вот будущее пришло. В.В. Емельянов пишет об этом так: «Королевское общество по изучению Азии предложило четырем лучшим знатокам клинописи испытать свои способности. Раулинсон, Тэлбот, Хинкс и работавший во Франции немецко-еврейский ученый Юлиус Опперт (1825--1905) получили в запечатанных конвертах надпись ассирийского царя Тиглатпаласара I и должны были прочесть и перевести ее независимо друг от друга. Если во всех четырех присланных обществу работах дешифровка и перевод будут примерно одинаковы, значит, можно говорить о начале новой науки. Если нет - что ж нужно работать дальше. Истинно английский лабораторный эксперимент. Переводы сошлись, и день 17 марта 1857 года стал официальным днем рождения ассириологии - науки об истории, языках и культуре народов клинописной традиции».
В результате появилась такая наука как ассириология, так как изначально найденные тексты считали ассирийскими по происхождению. Поздней эти тексты назвали ассиро-вавилонскими или аккадскими - по имени города Аккадэ, цари которого первыми оставили записи на этом языке. Аккадские надписи расшифровывались довольно стремительно. Оказалось, что аккадский похож на древнееврейский и арабский языки. Но были и обнаружены таблички, которые не поддавались дешифровке, либо таблички, написанные на двух языках. В.В. Емельянов пишет: «обнаружились обстоятельства, омрачившие триумф дешифровщиков. Множество текстов из Ниневийской библиотеки было составлено на двух языках. Уже Хинкс, Опперт и Раулинсон заметили, что клинопись изначально не рассчитана на семитский язык: во-первых, знаки следуют слева направо; во-вторых, они во многих случаях читаются односложно; в-третьих, их названия не соответствуют семитским именам изображаемых предметов. Тогда вспомнили о существовании клинописных словарей с надписями трех видов, и оказалось, что каждое семитское слово в них комментирует слово, записанное той же клинописью, но на непонятном языке. Неужели клинопись изобрели не семиты? И если не семиты, то кто? Как назывался этот народ, когда он жил и почему о нем ни словом не упомянуто в Книге книг? К разрешению этой проблемы приступили лучшие филологические умы Франции и Германии. В результате сложилось две точки зрения».
17 января 1869 г. в Париже филолог Ю. Опперт представил свой доклад на заседании Общества нумизматики и археологии, в котором высказал довольно смелую мысль о том, что народ, придумавший клинопись, - шумеры. В доказательства он приводил некоторые эпитеты, которыми называли себя ассирийские цари, называвшие себя «царями Шумера и Аккада». Опперт рассуждал, что раз Аккад связан с семитским народом Месопотамии (в то время этому были уже документальные подтверждения), значит, Шумер был местом происхождения несемитского племени, которое придумало клинопись. Так же эта теория нашла отражение и в словарях, в которых было найдено выражение «шумерский язык», синонимом к которому являлось словосочетание «язык прорицаний». В своих рассуждениях Опперт пошел дальше: «анализ структуры шумерского языка привел его к выводу о его близком родстве с турецким, финским и венгерским языками,- блистательное проникновение в структуру языка, который еще двадцать лет назад не существовал для научного мира». Тем не менее, ученые решили, что шумерский язык древнее аккадского и что для аккадцев он выполнял такую же роль, что греческий для римлян и латынь для средневековой Европы. Однако появилась интересная мысль о том, что название Шумер не связано с территорией, о которой говорил, Оперт, и это не было самоназванием шумеров. В доказательство можно привести несколько точек зрения. Например, известный немецкий шумеролог XX в. А. Фалькенштейн, выдвигает гипотезу, что слово Шумер - искаженная семитская форма шумерского названия территории, где находился храм шумерского бога Энлиля. Другая точка зрения была у датского шумеролога А. Вестенхольца. Шумер - это искажение словосочетания Ки-эме-гир («земля благородного языка»; именно так называли свой язык шумеры). Итак, мы видим, что однозначного ответа, откуда произошло название Шумер, до сих пор нет.
Тем не менее, существовало другое понимание происхождения клинописи. Его выдвинул известный всему миру выдающийся семитолог Иосиф Галеви в 1874 г. Он отстаивал мнение, что семиты придумали клинопись, а непонятный язык - это всего лишь тайнопись вавилонских жрецов. Однако эта абсурдная точка зрения была опровергнута, когда французский консул в Ираке Эрнест де Сарзек раскопал шумерский город Лагаш, который был совершенно непохож на семитское поселение. Об этом пишет В.В. Емельянов: «Клинопись этого города была близка к рисунку, а статуи изображали бритоголовых безбородых людей среднего роста, с носами арменоидного типа, с довольно короткими конечностями, но зато с большими ушами и глазами». После этого открытия исследования шли быстрыми темпами: открыли священный центр шумеров город Ниппур, а затем и город Ур. И по сей день, ведутся раскопки шумерских городов учеными и археологами из разных стран.
Нельзя обойти стороной и человека, который первым в мире написал книгу «История Древнего Востока». Им был филолог и нумизмат Француа Ленорман, который попытался дать характеристику грамматике шумерского языка. Однако он не знал, как назвать этот несемитский язык и по ошибке назвал его «аккадским», но это не умаляет его достижений в сфере изучения шумерского языка.
Результатами всех, более чем столетних, исследований стали два многотомных словаря: на английском языке, издается Институтом востоковедения Чикагского университета, и на немецком - под международным патронажем.
Благодаря исследованиям ученых, миру постепенно становилось известно о древних жителях Месопотамии, а у археологов в руках оказывалось все больше и больше глиняных «книг», которые находили под песками пустынь Ближнего Востока.
Изучение шумерского языка продолжается и сегодня, но все же остается загадкой происхождение, как самих шумеров, так и шумерского языка. По поводу последнего было выдвинуто множество мнений. Одна гипотеза принадлежит И.М. Дьяконову. Он предполагал, что шумерский язык может быть родственным языкам народов мунда (северо-восток Индостана), являющихся наследниками древнейшего доарийского населения Индии. По этому поводу В.В. Емельянов говорит, что «его предположение может быть отчасти подтверждено сообщениями шумерских источников о контактах с землей Арата - аналогичный населенный пункт упоминается и в древнеиндийских текстах ведического периода». И в подтверждение того, что это только теория, В.К. Афанасьева отмечает: «шумерийцы до сих пор остаются одними из наиболее загадочных жителей земли. Мы знаем, что они пришли в Двуречье, но не знаем откуда. Мы знаем их богатейшую литературу, но до последних лет ни среди мертвых, ни среди живых языков не удавалось отыскать для них не то, что близкого, даже далекого родственника. Все же исследования и изыскания продолжаются, изучение шумерской фонетики медленно, кропотливо и неуклонно движется, и, возможно, в этой области нас ожидают в недалеком будущем большие открытия. Так, удалось наметить возможности типологического (но только типологического!) сближения шумерского с кетским на Енисее и с языком одного из племен горного Афганистана. Появилось предположение, что, скорее всего шумерийцы пришли откуда-то с Востока и, возможно, долгое время их обитания были глубинные области Иранского нагорья. Насколько справедливы эти гипотезы, покажет будущее».
Поэтому с 1889 г. шумерологию принимают как самостоятельную дисциплину, и термин «шумерский» принимают для определения истории, языка и культуры этого народа.
Тип : силлабо-идеографическая
Языковая семья : не установлена
Локализация : Северная Месопотамия
Время распространения :3300 г. до н. э. - 100 г. н. э.
Родиной же всего человечества шумеры называли остров Дильмуи, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.
Наиболее ранняя представлена на текстах, найденных в шумерских городах Урук и Джемдет-Насра, датированных 3300 г. до н.
Шумерский язык до сих пор продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку и сейчас не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумеры создали Убайдскую культуру на юге Двуречья конца V - начала IV тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности шумеры оставили множество памятников своей культуры, запечатлев их на глиняных табличках.
Сама клинопись была письмом силлабическим, состоящим из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительными были около 300; в их число входили более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 для сложных; были знаки для цифр по шестидесятичной и десятичной системам.
Шумерская письменность развивалась на протяжении 2200 лет
Большинство знаков имеют по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко рядом с шумерским они приобретали и семитическое значение. Порой они изображали смежные понятия (например, «солнце» - bar и «светить» - lah).
Само изобретение шумерской письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой. Ее заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.
На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население - Нижней Месопотамии было шумерским. Широко известная история о Великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.
Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых XXVI в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.
Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на Древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.
Впоследствии письменность утрачивает рисуночный характер и трансформируется в клинопись.
Клинописью в Месопотамии пользовались почти три тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году необычайно энергичный англичанин Генри Роулинсон - английский офицер и любитель древностей - не расшифровал ее. Однажды ему сообщили, что на отвесной скале в Бехистуне (близ города Хамадан в Иране) сохранилась надпись. Это оказалась одна и та лее надпись, выполненная на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.
В математике шумеры умели считать десятками. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.
На рисунке вы видите, как за 500 лет иероглифические изображения числительных превратились в клинописные.
Видоизменение числительных шумерского языка из иероглифов в клинопись
Сколько слов в шумерском?
Сколько нужно знать слов чтобы ориентироваться в шумерских текстах? Сколько их вообще? Не миллионы. В шумерских литературных текстах употребляется 3.064 различных слова. Больше тысячи из них употребляются лишь 1 или 2 раза и их можно отнести к категории редких. Другие употребляются гораздо чаще. Частотные словари составляются именно по этому принципу. Сперва идут слова которые употребляются чаще других. Чтобы понимать каждое четвертое слово в шумерских текстах достаточно знать 23 самых употр. слова. А каждое третье-всего лишь 36. Если представить что каждое предложение в любом языке можно свести к трёхчленной информации что "кто-то"+"что-то"+"сделал", то практически в каждом шумерском предложени вам будет понятно минимум одно слово из трёх. А если знать 172 слова, то уже и 2 из трёх... Зная всего 79 самых частых слов вы можете особо не кривя душой говорить что знаете шумерский язык "наполовину..." Разумеется, это шутка. Это богатый и развитый язык, в нем почти столько же слов как в Библии. Но тем не менее...
#25 Первые 25 слов составляют ©26.7% всех слов шумерских текстов. Шумер: шумерский язык
December 26th, 2010
Встречаемость (частота употребления) на каждую 1.000 слов шумерских текстов:
Список составлен на основе анализа 411 оригинальных шумерских литературных текстов общим объёмом 131.106 слов. Сюда не входят имена собственные, географические названия и так далее, которые даны отдельным списком.
****
@ дуг4 ГОВОРИТЬ 21.1
@ ки ЗЕМЛЯ 18.6
@ шу ЛАДОНЬ 15.4
@ галь БОЛЬШОЙ 13.5
@ лу2 ЧЕЛОВЕК 13.3
@ э2 ДОМ 12.3
@ гар КЛАСТЬ 12.3
@ шаг4 СЕРДЦЕ 11.5
@ кур ГОРА 11.3
@ лугаль ЦАРЬ 10.8 ("большой человек")
@ уд ДЕНЬ 10.8
@ иги ГЛАЗ 10.2
@ куг СВЕТЛЫЙ 9.5
@ ан НЕБО 9.4
@ саг ГОЛОВА 8.9
@ эн ВЛАДЫКА 8.7
@ э3 ВХОДИТЬ или ВЫХОДИТЬ 8.5
@ ак ДЕЛАТЬ 8.5
@ губ СТАВИТЬ 7.8
@ ген ИДТИ 7.7
@ галь2 НАХОДИТЬСЯ 7.7
@ ниг2 ВЕЩЬ 7.6
@ ири ГОРОД 7.2
@ де6 НЕСТИ 7.1
@ зид ПРАВЫЙ 7.1
#50 ©40.3% Шумер: шумерский язык: словарь шумерского языка
December 26th, 2010
@ "ги4" ВОЗВРАЩАТЬСЯ 7.0
@ "мах" МОГУЧИЙ 6.8
@ "иним" СЛОВО 6.5
@ "ме" БЫТЬ 6.5
@ "дингир" БОГ 6.4
@ "а" ВОДА 6.4
@ "думу" РЕБЁНОК 6.4
@ "дуг3" ДОБРЫЙ 6.3
@ "зу" ЗНАТЬ 5.9
@ "а2" РУКА 5.6
@ "ме" ЖИВОЕ СУЩЕСТВО 5.5
@ "шум2" ДАВАТЬ 5.1
@ "ла2" ВЕШАТЬ 5.1
@ "нам" СУДЬБА 5.1
@ "са2" РАВНЫЙ 5.0
@ "иль2" ПОДНИМАТЬ 4.9
@ "нин" ГОСПОЖА 4.7
@ "ду3" ВЫПРЯМЛЯТЬ 4.6
@ "тар" РЕЗАТЬ 4.5
@ "саг9" ХОРОШИЙ 4.4
@ "ге26" Я 4.4
@ "гу2" ШЕЯ 4.3
@ "гу3" ГОЛОС 4.2
@ "калам" ШУМЕР 4.2
@ "туку" БРАТЬ 4.0
*** Первые #50 слов покрывают 40.30% шумерских текстов.
#75 ©49.1% Шумер: шумерский язык: словарь шумерского языка
December 26th, 2010
@ "гу7" ЕСТЬ 4.0
@ "ду8" РАССТИЛАТЬ 4.0
@ "ама" МАТЬ 4.0
@ "му" ИМЯ 4.0
@ "де2" ЛИТЬ 3.9
@ "зиг3" ВСТАВАТЬ 3.9
@ "даб5" ХВАТАТЬ 3.8
@ "пад3" НАХОДИТЬ 3.8
@ "те" ПРИБЛИЖАТЬСЯ 3.7
@ "аг2" МЕРЯТЬ 3.6
@ "ур-саг" ГЕРОЙ 3.6 ("собачья голова")
@ "кур9" ВХОДИТЬ 3.5
@ "суд" ДАЛЕКИЙ 3.5
@ "за" ТЫ 3.5
@ "туд" РОЖДАТЬ 3.4
@ "а-а" ОТЕЦ 3.4
@ "ка" РОТ 3.3
@ "си" РОГ 3.3
@ "гири3" НОГА 3.2
@ "хуль2" РАДОСТНЫЙ 3.1
@ "уг3" ЛЮДИ 3.1
@ "ус2" СОСЕДНИЙ 3.0
@ "ни2" СТРАХ 2.9
@ "нун" ПРИНЦ 2.9
@ "шуб" ПАДАТЬ 2.7
*** Первые #75 слов покрывают 49.14% шумерских текстов. Шумер * шумерский язык * шумерского языка
#100 ©55.1% Шумер: шумерский язык: словарь шумерского языка
December 26th, 2010
@ "гуд" БЫК 2.7
@ "заг" СТОРОНА 2.7 (буквально-"плечо")
@ "гиш" ДЕРЕВО 2.7
@ "бар" ОТКЛАДЫВАТЬ В СТОРОНУ 2.7
@ "ри" НАПРАВЛЯТЬ 2.7
@ "гуль" РАЗРУШАТЬ 2.6
@ "сипад" ПАСТУХ 2.6 ("клеймящий рога")
@ "му" ГОД 2.6
@ "туш" САДИТЬСЯ 2.5
@ "ну2" ЛОЖИТЬСЯ 2.5
@ "ше" ЯЧМЕНЬ 2.5
@ "си" НАПОЛНЯТЬ 2.4
@ "му2" РАСТИ 2.3
@ "а-на" ЧТО? 2.3
@ "дириг" ПРЕВОСХОДНЫЙ 2.3
@ "сиг10" ПОМЕЩАТЬ 2.3
@ "гиг" БОЛЬНОЙ 2.2
@ "ду7" СОВЕРШЕННЫЙ 2.2
@ "хуль" ЗЛОЙ 2.1
@ "тиль3" ПРОЖИВАТЬ 2.1
@ "кур2" РАЗЛИЧНЫЙ 2.1
@ "баль" ПЕРЕВОРАЧИВАТЬ 2.1
@ "таг" ПРИКАСАТЬСЯ 2.1
@ "тур" МАЛЕНЬКИЙ 2.0
@ "хур-саг" ГОРНАЯ ГРЯДА 2.0 ("царапать"+"голова")
*** Первые #100 слов покрывают 55.18% шумерских текстов.
©Note: образное обозначение горных цепей hur-sañ:"царапающие головы" имеет соответствие и в европейских языках. Испанское sierra-"пила", русское "гребень, глава (горы)". Та й украинськи "хмарочосы"-небоскребы таксамо. Шумер: шумерский язык
словарь шумерского языка: #101-125 БИТЬ-КРЕПКИЙ 59.9 % шумерских слов
December 26th, 2010
@ "ра" БИТЬ 2.0
@ "эш3" ЧАСОВНЯ 2.0
@ "за-гин3" ЛАЗУРИТ 2.0 ("горные бусины")
@ "у2" ТРАВА 2.0
@ "эд3" ПОДНИМАТЬСЯ или СПУСКАТЬСЯ 2.0
@ "уд" БУРЯ 2.0
@ "ид2" ВОДНЫЙ ПОТОК 1.9
@ "куд" ОТРЕЗАТЬ 1.9
@ "дагаль" ОБШИРНЫЙ 1.9
@ "а-ба" КТО? 1.9
@ "па" ВЕТКА 1.9
@ "гештуг2" УХО 1.9 ("одеяние слуха")
@ "бараг" ПОМОСТ 1.8
@ "зи" ЖИЗНЬ 1.8 (буквально: "дыхание")
Note: В Библейских текстах это слово употребляется в том же значении. "...и вдохнул в него дыхание жизни..." ("Книга Бытия"). Русские слова "дух", "душа" и "вдохновение" содержат тот же корень.
@ "диб" ПРОХОДИТЬ 1.8
@ "гид2" ДЛИННЫЙ 1.8
@ "бар" ВНЕШНЯЯ СТОРОНА 1.8 (буквально: "бок")
@ "ма2" ЛОДКА 1.8
@ "дам" ЖЕНА 1.8
@ "и3" МАСЛО 1.7
@ "мунус" ЖЕНЩИНА 1.7
@ "эр2" СЛЕЗА 1.7
@ "ген6" ПРОЧНЫЙ 1.7
@ "нам-лугаль" ЦАРСТВОВАНИЕ 1.7 ("судьба царя")
@ "калаг" КРЕПКИЙ 1.7
ШУМЕР: ШУМЕРСКИЙ ЯЗЫК: СЛОВАРЬ ШУМЕРСКОГО ЯЗЫКА
#150 (63.8% всех шумерских слов)
@ "ме3" БИТВА 1.7
@ "хе2-галь" ИЗОБИЛИЕ 1.7 ("пусть будет!")
@ "шуль" ЮНОША 1.7
@ "заль" ПЕРЕХОДИТЬ 1.6
@ "э-не" ОН, ОНА 1.6
@ "шеш" БРАТ 1.6
@ "саг3" БИТЬ 1.6
@ "габа" ГРУДЬ 1.6
@ "наг" ПИТЬ 1.6
@ "хи-ли" КРАСИВЫЙ 1.5
@ "тиль" ПОЛНЫЙ 1.5
@ "сикиль" ЧИСТЫЙ 1.5
@ "дили" ЕДИНСТВЕННЫЙ 1.5
@ "э2-галь" ДВОРЕЦ ("большой дом") 1.5
@ "мушен" ПТИЦА 1.5
@ "эдин" СТЕПЬ 1.5
@ "кеше2" СВЯЗЫВАТЬ 1.5
@ "хуш" ЯРОСТНЫЙ 1.5
@ "абзу" ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ 1.4
@ "нин9" СЕСТРА 1.4
@ "амаш" ЗАГОН ДЛЯ ОВЕЦ 1.4
@ "ку6" РЫБА 1.4
@ "шар2" МНОГОЧИСЛЕННЫЙ 1.4
@ "тукуль" ОРУЖИЕ 1.4
@ "ур2" КОРЕНЬ 1.4
словарь шумерского языка: #176-200 УТОМЛЕННЫЙ - УЖАСНОЕ СИЯНИЕ 69.8 % всех шумерских слов
December 26th, 2010
@ "куш2" УТОМЛЕННЫЙ 1.1
@ "ги6" НОЧЬ 1.1
@ "ам" ДИКИЙ БЫК 1.1
@ "гири17-заль" РАДОСТЬ 1.1
@ "за3-ми2" ХВАЛИТЬ 1.1
@ "гур" ПОВОРАЧИВАТЬ 1.1
@ "ки-баль" МЯТЕЖНАЯ СТРАНА ("перевернутая земля") 1.1
@ "а-шаг4" ПОЛЕ 1.1
@ "теш2" СОГЛАСИЕ 1.1
@ "ди" СУД 1.1
@ "ки-туш" МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ("место+сидеть") 1.1
@ "сахар" ПЕСОК 1.1
@ "у3" И 1.1
@ "ки-сикиль" ДЕВУШКА ("чистое место") 1.1
@ "аб2" КОРОВА 1.1
@ "ги" ТРОСТНИК 1.1
@ "ни2-би" СЕБЯ 1.0
@ "кар" УБЕГАТЬ 1.0
@ "дуль" СКЛАДЫВАТЬ ВМЕСТЕ 1.0
@ "куг" ДРАГОЦЕННЫЙ МЕТАЛЛ ("блестящий") 1.0
@ "ур5" ТОТ 1.0
@ "шир3" ПЕСНЯ 1.0
@ "тах" ПРИБАВЛЯТЬ 1.0
@ "киг2" ИСКАТЬ 1.0
@ "ме-лем4" "УЖАСНОЕ СИЯНИЕ" 1.0
Добро пожаловать в словарь русский - шумерский. Пожалуйста, напишите слово или фразу, которую Вы хотите проверить, в текстовом поле слева.
Недавние изменения
Glosbe является домом для тысячи словарей. Мы предлагаем не только словарь русский - шумерский, но и словари всех существующиих парыязыков - онлайн и бесплатно. Посетите главную страницу нашего сайта, чтобы выбрать из доступных языков.
Translation Memory
Glosbe словари являются уникальными. На Glosbe вы можете увидеть не только перевод на язык русский или шумерский: мы предоставляем примеры использования, показывая десятки примеров перевода предложений содержащих переведенные фразы. Это называется «память переводов» и очень полезно для переводчиков. Можно увидеть не только перевод слова, но и как оно ведет себя в предложении. Наша память переводов приходят в основном из параллельных корпусов, которые были сделаны людьми. Такой перевод предложений является очень полезным дополнением к словарям.
Статистика
В настоящее время у нас есть 204 переведенных фраз. В настоящее время у нас есть 5729350 переводов предложений
Сотрудничество
Помогите нам в создании крупнейшего русский - шумерский словарь онлайн. Просто войдите и добавьте новый перевод. Glosbe является объединенным проектом и каждый может добавлять (или удалять) переводы. Это делает наш словарь русский шумерский настоящим, так как он создается носителями языков, которые использует язык каждый день. Вы также можете быть уверены, что любая ошибка в словаре будет исправлена быстро, так что вы можете положиться на наши данные. Если вы нашли ошибку или вы сможете добавлять новые данные, пожалуйста, сделайте это. Тысячи людей будут благодарны за это.
Вы должны знать, что Glosbe наполняется не словами, а представлениями о том, что означают эти слова. Благодаря этому, за счет добавления одного нового перевода, создаются десятки новых переводов! Помогите нам развивать словари Glosbe и Вы увидите, как ваши знания помогают людям по всему миру.
Вопрос о языке шумеров является едва ли не самой главной тайной этой цивилизации. Археологи имеют не так много, но всё же достаточно объектов для раскопок - скрытых под землёй и песком руин шумерских городов. Историки изучают, переводят и сравнивают тексты клинописных глиняных табличек шумеров, в которых содержатся сведения о различных сферах жизни этого общества, от повседневных бытовых вопросов до дипломатических договоров и легендарных эпосов. А вот у лингвистов задача всё никак не решается: примерно полтора века назад они расшифровали шумерскую клинопись, но вот дальше исследования не идут…
О шумерском языке известно многое…
Впрочем, говорить о шумерском языке как о совсем уж загадочном не совсем правильно. На самом деле информации о языке этой древней цивилизации у учёных много. Благодаря расшифровке клинописных табличек историки сумели выяснить, что шумерский язык распространился в Междуречье в IV тысячелетии до нашей эры и в качестве основного разговорного использовался вплоть до начала II тысячелетия до нашей эры. После этого разговорным языком этих территорий стал язык новых завоевателей, аккадцев, но шумерский язык продолжал долгие века оставаться основным универсальным письменным языком региона, активно использовавшимся для контактов между различными народами и государствами. Окончательно употребление шумерского языка прекратилось примерно во II веке до нашей эры, то есть уже после завоевания Персидской империи Александром Македонским .
Кроме того, основываясь на материалах клинописных табличек, лингвисты смогли даже выделить периоды развития шумерского языка: архаический (3200 - 2750 годы до нашей эры); старошумерский (2750 - 2136 годы до нашей эры); новошумерский (2136 - 1196 годы до нашей эры); позднешумерский (1996 - 1736 годы до нашей эры); послешумерский, то есть период, когда язык развивался лишь в письменно виде, без практического использования устной речи живыми носителями языка (XVIII - II века до нашей эры). Более того: в наше время предпринимаются значительные усилия по восстановлению фонетики, звучания шумерского языка, то есть восстановления его устной формы. Правда, это довольно сложная задача, так как шумерская письменность является полифонической, то есть различные символы имеют разное произношение.
Главные загадки не раскрыты
Однако все эти важные достижения учёных для науки всё-таки на данный момент отошли на второй план. Когда древний язык имеет множество памятников, когда письменность в общем и целом восстановлена, что позволяет переводить сложные тексты на самые разные темы, когда даже установлены фазы и особенности развития языка, главным становится вопрос о его происхождении. Так как именно лингвистические данные являются основными в исследовании вопроса о родственных связях различных древних народов, об их взаимоотношениях, ареалах обитания и территориальных миграциях. Археологических данных в таких случаях обычно либо катастрофически не хватает, либо они вовсе отсутствуют.