В нашей огромной стране, богатой различными природными материалами и многонациональными людскими ресурсами, со временем образовалась масса новых направлений народных промыслов . Даже заимствованные у "соседей" ремесла обрели некую уникальность, мотивы, характерные, порой, только в определенной местности. Народные промыслы России - это наше наследие, которое Вы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру и привнести в нее много нового.
Художественные народные промыслы нуждаются в отдельном описании. Видов ремесел неисчислимое множество, но далеко не все производимые изделия являются высокохудожественными. Но здесь граница очень размыта, если она вообще существует. Давайте разберемся.
Отсутствие четкого определения художественных промыслов и художественных изделий говорит лишь о том, что занимается этим вопросом все меньше и меньше людей. - творческая деятельность ремесленников, направленная на создание уникальных и неповторимых предметов с использованием их ручных приспособлений, навыков, смекалки и внутреннего ощущения красоты. Соответственно художественные изделия - результат творческой работы ремесленника.
Почему во главе всего я ставлю творчество? Я считаю, что как только изделия начинают штамповаться, копироваться - так они автоматически перестают быть художественными. Как мне неприятно видеть в магазине картин копии одного и того же сюжета! Это штамповка! Художник всегда в поиске, у него не может быть одинаковой картины. Так и у любого ремесленника каждое изделие уникально. Ремесленник в состоянии определить свою работу среди всего многообразия вроде бы одинаковых предметов.
Так, ко мне обратился с вопросом мастер, который увидел фотоизображение изделия в галерее на сайте. Эту фотографию я сделал в детском саду своего родного поселка. Мастер опознал свою работу и мы вместе выяснили каким образом данный предмет мог оказаться у меня на сайте.
Подытожим. Среди любого ремесла можно выделить отдельные художественные направления, любой художественный промысел может быть утерян вместе с творческой жилкой. Я совсем не говорю, что конвеер - это плохо. Ему тоже есть место, но нельзя потерять тягу к созданию чего-то нового, уникального.
Классификация видов ремесел
Вам уже знакомы некоторые виды ремесел. Конечно, вы слыхали про изделия из бересты, дерева, металла. Так вот, виды народных промыслов в первую очередь образуются от материала изделий . Это и обработка металла, древесины, камня, глины и других материалов.
Еще одна градация видов народных промыслов уже более узкая, чем предыдущая - деление по способу обработки того или иного материала.В этой статье мы рассмотрим несколько основных видов ремесла. В дальнейшем эта статья будет дополнятся более подробными сведениями, а пока лишь будет кратким ознакомительным материалом.
Четкого деления, думаю, не существует, и можно лишь относительно сформулировать некоторые ремесла. К тому же сейчас виды народных промыслов в России дополнились новыми направлениями. Не знаю можно ли уже называть прижившиеся в наше время рукоделия традиционным ремеслом. Но вернемся к тому, что мне известно. Построю список видов ремесла именно так, как хотел: основные разделы по названию материала, а подкатегории - по способу обработки. Все перечисленные виды могут быть художественными народными промыслами.
1. Дерево
На просторах русской земли много богатств. Одним из доступных несомненно является древесина. Доступна она и не только потому, что покрывает большую часть территории, но и по способам обработки. Согласитесь, для некоторых видов обработки не нужно сложных устройств и приспособлений. Отсюда и многообразие видов и подвидов ремесел, связанных с использованием древесины.
- Резьба по дереву.
Существует несколько видов резьбы по дереву:
- Плосковыемчатая резьба (контурная, скобчатая, геометрическая и др.);
- Рельефная резьба (плоскорельефная резьба, глухая, кудринская и др);
- Сквозная резьба (прорезная и пропильная);
- Скульптурная резьба (объемная);
- Домовая резьба (может сочетать в себе несколько видов);
- Фрезерование . Обработка на токарном станке, фрезе;
- Резьба по бересте;
- Тиснение по бересте;
- Изготовление туесов;
- Сувенирное производство (обереги, украшения, аксессуары, игрушки и картинки);
2. Металл
Когда был открыт металл и его свойства - произошла революция технологий. Многие предметы быта и орудия труда были заменены на металлические. Это не вытеснило другие материалы, отнюдь - позволило более эффективно их обрабатывать. А благодаря свойствам металла ассортимент изделий ремесленников преумножился в несколько раз. Обработка металла технически гораздо сложнее дерева, но дело того стоит и на данный момент можно четко сформулировать способы обработки металла:
- Ковка;
- Гравировка;
- Чеканка;
- Чернение ;
- Литье ;
- Филигрань (напайная, ажурная, объемная);
- Фрезерование . Обработка на токарном станке, фрезе.
3. Глина
Природный материал, получивший не меньшее распространение, чем дерево. Данный вид материала страдает от небольшого числа видов обработки, что сказывается и на разнообразии изделий из глины. Большую часть изделий занимает посуда, а оставшуюся часть скульптура и сувениры. Но пластичность и простота обработки материала, наряду с доступностью, позволяют небольшому количеству видов изделий придать самые невероятные формы.
- Гончарное искусство ;
4. Камень.
Очень сложен в обработке. Из-за редкости некоторых материалов, сложностей в обработке - такая высокая стоимость изделий. Взять хоть скульптуру. Произведения искусства средневековья бесценны, хоть и сделаны из мрамора или гипса. Количество мастеров гораздо меньше, чем количество, скажем, резчиков по дереву. Да и не каждый камень пригоден для обработки. Тем не менее изделия из камня, будь то драгоценный камень или огромный гранит, воистину впечатляют и восхищают.
- Скульптура ;
- Резьба ;
- Гипс (отлив рельефов и объемных фигур);
5. Кость
Костяные резные шкатулки - удивительны. Замысловатые узоры и сюжеты можно рассматривать бесконечно. Но распространение этого вида народных промыслов сильно зависит от территории. Далеко не каждая кость пригодна для обработки, далеко не все животные обладают необходимыми ценными частями тела и все это усугубляется тем, что многие виды животных являются редкими и подлежат охране.
- Резьба ;
6. Нить
Немногие виды народных промыслов можно назвать исключительно женскими. Работу с нитью можно причислить к одному из них. Изготовление изделий из нити связано с невероятной усидчивостью и сосредоточением. При создании сложнейших узоров и предметов не обойтись без арифметики и навыков закройки, так как петли любят счет, а большинство изделий - одежда, к которой применимы отдельные немаловажные требования моды, удобства, практичности и красоты.
- Вязание ;
- Ткачество ;
- Кружево ;
- Вышивание ;
7. Кожа
Изделия из кожи можно встретить все реже и реже. Цена и возможность замены искуственными полимерами сказались на распространении этого вида ремесла. Не припомню, чтобы видел в последнее время настоящее произведение искусства из кожи, сделанное вручную. Тем не менее в недалекие времена применялся этот материал для ручного создания художественных изделий. Главным образом украшались обычные предметы вставками из разноцветной кожи, создавались композиции и узоры.
- Изготовление одежды и обуви ;
- Тиснение ;
- Резьба;
Часто мастера совмещали несколько видов ремесла в одном изделии. Так, берестяные туеса могли быть украшены тиснением, резьбой, росписью, так же как и их деревянные крышки, резной камень заключен в металлическую оправу, а глиняные изделия дополнялись различными материалами для создания причудливых композиций.
Это далеко не полный список видов ремесел. Очень много подвидов, особенности которых получили свои корни и относительно национальности народов, и географического положения, и даже видов животных и растений, распространенных близ селений мастеров.
Многие из перечисленных народных промыслов мы постараемся рассмотреть на примерах и мастер-классах, отражающих особенности технологий и приемов работы. А тебя, мой уважаемый читатель, я прошу об услуге: если есть возможность внести свой вклад в развитие традиционного ремесла и художественных промыслов - обязательно расскажи об этом другим. Сделать это можно и на данном ресурсе. Сайт о народных промыслах ищет таланты.
Народные художественные промыслы - это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за ее пределами.
Хохломская роспись
Это старинный русский народный промысел, который зародился в Заволжье в конце 17 - начале 18 веков в селе Хохлома. Хохломская роспись бывает нескольких типов: красной, черной, зеленой красками на золотистом фоне и наоборот, когда золотые узоры расположены на цветом фоне. На деревянных ложках, ковшах, мисках талантливые мастера рисуют самобытные орнаменты: листья берез, кленов, рядом с которым алеют спелые ягоды калины и рябины и все это "рассыпается" по золотому ковру.
Жостовская роспись
Это лаковая роспись подносов. Главный мотив росписи - цветы, а точнее - целый цветочный букет, который красуется на черном или красном фоне. Особой отличительной чертой жостовской росписи является то, что художник пишет не с натуры, а импровизирует, включает свою фантазию.
Зародилась роспись в подмосковной деревне Жостово, где сначала делали лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки из папье-маше. Однако действительно мировую известность жостовские мастера обрели благодаря красивым расписным подносам. Жостовская живопись может даже светиться и переливаться, если художник использует перламутровые кусочки и накладывает их прямо на поднос. Расписывают подносы масляными красками мягкими беличьими кисточками. В процессе работы мастер держит поднос на колене и, когда необходимо, его поворачивает. Рука с кистью при этом опирается на деревянную планку, которая лежит поперек подноса. Рисунок появляется путем нанесения быстрых и точных мазков. Каждый жостовский поднос - уникальная авторская вещь.
Ростовская финифть
Зарождение этого художественного промысла произошло в 18 веке. Финифтью украшали оклады икон, на медных пластинках рисовали иконы. Финифть была деталью одежды священнослужителей, церковной утвари, украшала обложки-оклады рукописных икон.
Что такое финифть? Это вид искусства, в котором используется сочетание эмали и металла. Часто финифть соседствует с золотом, самоцветами, шитьем, ажурными узорами. Изначально на рисунках изображали исключительно сюжеты из Священного Писания, но позже стали делать женские украшения, на которых расцветали пышные цветочные букеты, красовались яркие фольклорные сюжеты. Предметы, украшенные ростовской финифтью, приобретают красочность, яркость, уникальность. Наносится рисунок специальными огнеупорными красками, которые до обжига имеют обычный серый оттенок, и лишь позже становятся разноцветными
Палехская лаковая живопись
На Владимиро-Суздальской земле есть село Палех, рядом с которым протекает речка Палешка. Жители этого села славились своим талантом и мастерством иконописи. Палехские художники расписывали церкви, храмы по всей России. Однако со временем это мастерство оказалось никому не нужным, Палех становился забытым, вымирал. Новое веяние в село принесла лаковая живопись на шкатулках из папье-маше. Сюжеты выбирались различные: богатыри, парусники в синем море, девица, заточенная в башне. В этой росписи сочетаются лучшие русские традиции и народный фольклор.
Русская матрешка
Матрешка - это не просто изделие народного промысла, это настоящий символ России, любимый сувенир иностранцев, побывавших в нашей стране. Матрешка делается из дерева и с помощью красок "одевается" в русский народный костюм. Также матрешек можно расписывать в разных стилях: "гжель", "хохлома", "палех", "жостово".
Дымковская игрушка
На Вятской земле в слободе Дымково мастера лепили из обычной красной глины посуду и игрушки-свистульки, которые позже обжигали в печи и раскрашивали. Сейчас дымковская игрушка считается одним из самых старинных народных промыслов России. Мастера с помощью глины воплощают в жизнь любые сюжеты. Но не только людей лепят дымковские мастера, о животных тоже не забывают: индюки, петухи, утки с утятами, барашки и многие другие.
Волшебная гжель
Гжельская керамика - это высокохудожественные изделия народного промысла. При росписи используется кобальт, который и дает рисунку характерный яркий синий цвет. Таким образом расписывались практически любые керамические предметы: от посуды до декоративных статуэток. Характерные мотивы гжели - большие цветы, листья, травы.
Вологодское кружево
Любовались ли Вы хоть раз морозными узорами на оконном стекле? Если да, значит можете себе представить, как красиво вологодское кружево: ажурные узоры, сказочная красота. Дорогие кружева украшали одежду бояр и даже царей. Сейчас кружева плетутся, как и в старину, с помощью деревянных коклюшек, а в специальный валик втыкают булавки, вокруг которых обвиваются нити. Однако известны не только вологодские, но и кукарские кружева, которые плетутся на Вятской земле.
Плетение из бересты
Изготавливали предметы из бересты, наверное, практически во всех российских губерниях. Лапти, плетеные короба, корзинки, шкатулки, детские игрушки - все это плели из бересты. Бересту собирают в самом начале лета, когда сок прекращает свое движение по стволу дерева. Собранную бересту чистят, режут на полоски, из которых потом и получаются: обувь, плетенки для хранения крупы и вещей, сумочки и много других полезных предметов.
Русские народные промыслы - особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. Это национальное достояние русского народа.
Русская народная игрушка
Русские игрушки в виде людей, животных или сказочных сцен раньше изготавливались в магических и обрядовых целях, особенно на Севере и в Центре России. Некоторые промыслы существуют уже 700 лет, например филимоновские игрушки-свистульки, которые изготавливаются из глины с последующими росписями. Также с XV-XVI веков берет начало знаменитая глиняная дымковская игрушка, а в XVII веке с селе Богородское Сергиево-Посада появились деревянные, известные как богородские игрушки.
Основные игрушки русского народного промысла:
Русские народные росписи
Домашнюю утварь традиционно можно было расписывать, так у обычных хозяйских предметов появился узнаваемый национальный рисунок - роспись. Из известных способов росписи Палехская, их мотивы различны – от библейских сюжетов и ликов святых до картин из реальной жизни или сказок. Стиль сложился в XVIII веке. Особенно хорошо смотрится на шкатулках. Жостовская роспись берёт начало в деревне Жостово. Существует с 1825 года. Основной узор – цветы. Подходит для росписи посуды и деревянных ложек. И уникальная бело-голубая гжельская роспись керамики и фарфора, в основном посуды и фигурок.
Основные росписи русского народного промысла:
Русские ремёсла
Народные мотивы в промыслах – не только традиция, но и украшение повседневного быта. Некоторые русские ремёсла знают все, матрёшки - деревянные куклы специфической формы разных размеров, но есть и другие: шерстяные платки (Оренбург славится ими с XVIII века), тульские пряники (они покрыты глазурью и начинены повидлом или сгущёнкой) и самовары фабрики П. Н. Фомина, известной с 1870 года (каждый слышал пословицу о поездке «в Тулу со своим самоваром», каслинское литьё – специфические чугунные статуэтки (делаются в г. Касли Челябинской области).
С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX - начале XX века.
Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.
Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.
Жостовская роспись
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю - выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.
Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).
Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.
Палехская миниатюра
После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.
Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.
Федоскинская миниатюра - это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».
Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.
В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.
Хохлома
На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.
Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.
Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.
Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.
Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.
Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:
Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.
Мезенская роспись
Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) - это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.
Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи - черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента - диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.
Вологодское кружево - русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.
Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев - лен.
Сюжеты вологодского кружева самые разные - от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.
Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.
Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.
Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.
Мценское кружево - вид русского кружева, которое плетется на коклюшках.
Мценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру - самое крупное на тот момент производство кружева в России.
Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты - более «воздушный».
В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.
Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.
В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.
Оренбургский пуховый платок - вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).
Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.
В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки - это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.
В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.
До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка - досками-«манерами», сам рисунок - «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.
Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) - народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами .
Крестецкая строчка - это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.
Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.
Каслинское литье - художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.
Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:
Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы.
Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.
Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.
Традиции Каслинского литья - графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов - сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.
Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, - довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.
Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом ».
В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.
Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота - «цевку » и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.
Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.
Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.
Абрамцево-кудринская резьба - это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.
С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.
Расцвет этого промысла приходится на советский период времени - 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.
История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.
Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.
Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.
Филигрань
Филигрань (или скань) - ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью - металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.
Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.
Центрами сканного дела сегодня являются:
- Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла - скань.
- Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла - скань, эмаль, чеканка и другое.
- Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.
Финифть
Финифть - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зеленый.
Вологодская (усольская) финифть - традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.
Также существует ростовская финифть - русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Малахитовые изделия
Малахит - зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений - ваз, чаш, посуды.
Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной . Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика ». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.
Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.
Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства.
Художественная роспись в России
Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Далее подробно о самых известных видах росписи.
Городецкая роспись
Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.
Городецкая роспись - визитная карточка Нижегородской области
Полховско-Майданская роспись
Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.
Знаменитые полх-майданские матрешки
Палехская роспись
Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.
Палехские миниатюры на шкатулка знамениты на весь мир
Роспись Жостово
Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.
Подносы с жостовской росписью очень популярны
Гжель
Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.
Легендарная бело-голубая гжель
Русские ремесла, ставшие промыслами
Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.
Рядом с городом Вятки была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города Вятки. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.
Дымковская игрушка стала художественным промыслом
Филимоновская игрушка
Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.
Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками
Абрамцево-Кудринская резьба
Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.
Абрамцево-Кудринская резьба - еще один промысел, славящий Россию
Вятские кружева
О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.
Вятские кружева
Новые народные промыслы
Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.
Роспись елочных игрушек
Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.
В России появляются и развиваются новые народные промыслы
Самый узнаваемый народный промысел в России
Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень.
Золотая хохлома, пожалуй, самый известный российский народный промысел
Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях.