Гомосексуализм - это сексуальная ориентация на людей своего пола. Как и во многих других формах поведения, в гомосексуализме выделяют облигатную форму и факультативную. При облигатной форме эротически окрашенные контакты с противоположным полом совершенно исключены. Облигатных гомосексуалистов в популяции человека не больше 5%, причем многие авторы считают, что их доля не выше 1% для мужчин, а для женщин еще меньше. Факультативный гомосексуализм часто называют бисексуализмом. Эта форма поведения достаточно широко распространена. Она не имеет генетических или врожденных детерминант.
Факультативный гомосексуализм проявляется в результате средовых влияний. Он может быть транзиторной формой поведения, обусловленной ситуацией, например в тюрьмах, длительных экспедициях. Бисексуальность может определяться культурной средой, в частности достаточно строгой изоляцией женщин, как в античной Греции. Гомосексуальность имитируется - дети, воспитанные в гомосексуальных «семьях», начинают половую жизнь как гомосексуалисты. Гомосексуальные контакты могут стать предпочтительными в результате неудачных гетеросексуальных опытов. Бисексуальность может отражать слабость гендерных стереотипов поведения - «... все, что шевелится». Гомосексуализм может быть обоснован философски (Платон) или эстетически, что сделал Оскар Уайльд. Наконец, гомосексуальность может явиться одной из форм психологической защиты, такой социальной самоидентификации, с помощью которой человек пытается компенсировать свои неудачи в других типах социальных контактов (см. разделы 2.2.2, 5.3.3), как это делают персонажи Э. М. Ремарка и Эдуарда Лимонова.
Таким образом, в основе факультативного гомосексуализма лежат в первую очередь не биологические, а психологические и социальные механизмы. Биологические основы, причем не в 100% случаев, удается обнаружить только для облигатного гомосексуализма. Сразу же отметим, что нет зависимости между сексуальной ориентацией и гормональным статусом организма взрослого человека. У гомосексуалистов нет характерных аномалий гормонального профиля. Ни одно из эндокринных заболеваний не является маркером склонности к гомосексуальности. Ни одна из форм гормонотерапии не приводит к изменению сексуальной ориентации.
Решающим для формирования сексуальной ориентации может быть влияние гормонов в процессе эмбрионального развития. Нервная система формируется по мужскому или по женскому типу под воздействием эмбриональных стероидов (см. раздел 8.1.4). Выраженный половой диморфизм отмечен в некоторых гипоталамических структурах, например в преоптической области, разрушение которой лишает самца способности к копуляции. Естественно, нарушение баланса половых стероидов должно влиять на формирование этих центров.
По очевидным причинам экспериментальные данные по этой проблеме получены почти исключительно на животных (в поведенческом репертуаре многих видов, в том числе у лабораторных крыс и мышей, тоже присутствует гомосексуальность). Введение тестостерона беременным самкам приводит к маскулинизации эмбрионов, т. е. к проявлению мужских особенностей их морфологии и физиологии. Маскулинизация потомков проявляется, в частности, в снижении репродуктивных способностей самок, в их большей агрессивности, в большем количестве садок друг на друга. Соответственно, и у беременной женщины изменение количества андрогенов (например, как следствие приема противодиабетических препаратов) ведет к маскулинизации эмбриона.
Уровень тестостерона в организме беременной повышается в результате стероидогенеза эмбриональных гонад. У крыс, в матке которых эмбрионы лежат как горошины в стручке, из женского эмбриона, расположенного между двумя мужскими, развивается более маскулинизированная самка, чем из того, который соседствовал только с одним мужским или с двумя женскими. Аналогичное наблюдение было сделано и у человека. Сравнивали характеристики слуха женщин из близнецовых пар. Оказалось, что женщины, имевшие брата-близнеца, по сравнению с имевшими сестру-близнеца имеют маскулинизированные характеристики слуховой сенсорной системы.
В переднем гипоталамусе у человека имеется группа интрестициальных ядер (ИЯПГ). Несколько исследовательских групп сообщили, что одно из них - ИЯПГ-3 - значительно больше у мужчин, чем у женщин, а у гомосексуальных мужчин его размеры имеют промежуточное значение. Возможно, что именно это ядро является «центром половой ориентации». Очевидно, что его формирование также может быть нарушено в результате изменения содержания тестостерона в организме беременной, что может приводить к формированию гомосексуальности.
Еще один тип гормональных влияний на сексуальную ориентацию - это влияние стресса. Сопоставляя даты рождения 794 гомосексуалистов ГДР22, группа Гюнтера Дёрнера обнаружила пик, приходящийся на 1944 и 1945 годы. В эти годы условия жизни в Германии резко ухудшились: к голоду, бомбежкам, боям на территории страны добавилось национальное унижение военного поражения. Поэтому уровень стресса, который испытывали жители, был гораздо выше того, который имелся у населения в 1943 и 1946 годах. Вывод о повышении вероятности гомосексуальности при стрессе беременной подтвердился при сборе анамнеза гомосексуальных мужчин. Их матери испытывали в период беременности гораздо больше материальных и психологических трудностей, а также нервных потрясений, чем группа гетеросексуальных мужчин той же возрастной и социальной группы.
Определенная часть гомосексуалистов имеет отклонения от нормального строения ЦНС, вызванные нарушением баланса половых стероидов в эмбриональный период.
Основной механизм действия стресса на сексуальную ориентацию связан с антагонизмом глюкокортикоидов и андрогенов. Повышенное содержание глюкокортикоидов снижает функциональную активность андрогенов, т. е. препятствует их взаимодействию с тканями-мишенями, несмотря на нормальное содержание андрогенов в организме. Поэтому в организме беременной материнские глюкокортикоиды препятствуют организующему влиянию эмбриональных андрогенов. Этот механизм был подтвержден в экспериментах на беременных крысах, которых не подвергали стрессу, им только вводили глюкокортикоиды. Потомство таких животных отличалось сглаженными половыми особенностями: самцы были феминизированы, а самки маскулинизированы. Кроме того, в результате стресса ухудшается кровоснабжение плода, что ведет к недостатку кислорода и, как следствие, к многочисленным неспецифическим дефектам развития.
Итак, сексуальная ориентация, ее отклонение от облигатной гетеросексуальности, связана в определенной части случаев с организующим влиянием андрогенов. Изменение концентрации андрогенов (точнее, баланса половых стероидов) во время критических периодов развития, т. е. в периоды формирования нервных центров, ответственных за сексуальную ориентацию, может приводить к формированию гомосексуальности. Однако следует помнить, что нейроэндокринная теория не является исчерпывающей в проблеме гомосексуальности. Тем не менее определенная часть гомосексуальных мужчин и женщин имеет врожденные отличия от гетеросексуальных людей, и измененная сексуальная ориентация является лишь одним из проявлений этих врожденных аномалий. Следовательно, самоназвание «гей», которое является аббревиатурой Good As You (GAY) - «ничем не хуже тебя», оправдано биологически только в части случаев.
Infox.ru, фонд Дмитрия Зимина «Династия» и журнал «Химия и жизнь» приглашают всех в научное кафе, где ученые рассказывают научным журналистам о самом интересном в науке.
Это заседание клуб посвятил попыткам понять, что же такое гомосексуализм с точки зрения науки.
Суть проблемы
Складывается ощущение, что гомосексуализм стремительно распространяется по миру и становится все более массовым. Что наука может сказать определенного о коренных причинах гомосексуализма с точки зрения генетики, физиологии, психологии, социологии и культурологии? Как зависит его распространенность от уровня жизни и образования? Какие социальные последствия может иметь это явление?
Гости научного кафе: Игорь Семенович Кон, доктор философских наук, академик Российской академии образования, почетный профессор Корнельского университета и Университета Суррея; Марина Львовна Бутовская, антрополог, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Сергей Николаевич Ениколопов, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН; Татьяна Владимировна Буткова и Бибигуль Галиевна Карашева, врачи отделения сексопатологии Института психиатрии Росздрава.
Прежде всего встал вопрос о терминах: ученые хотят говорить не о гомосексуализме, а о гомосексуальности, рассматривая ее как одну из трех социальных ориентаций (наряду с гетеросексуальностью и бисексуальностью). Во-вторых, они опровергли бытующее мнение, что сегодня это явление распространилось как никогда прежде. Чтобы понять, что это не так, достаточно вспомнить нравы Древнего Рима и Древней Греции. Люди с гомосексуальной ориентацией составляли всегда определенный процент популяции – около 4%, а иллюзия их вездесущности в наши дни возникает из-за отмены законодательных запретов.
Гомосексуальность была всегда и не только у человека
«Раньше в нашем обществе считалась ненормальной любая сексуальная активность, не направленная на продолжение рода, - объясняет журналистам Игорь Кон. – Сегодня изменилось понимание сексуальности и, соответственно, общество стало более терпимо к гомосексуалистам».
Марина Бутовская познакомила слушателей с примерами терпимого отношения к гомосексуальности во многих традиционных культурах африканских племен охотников-собирателей. Нетрадиционная ориентация некоторых мужчин не порицается обществом и никак не влияет на их социальный статус.
Сергей Ениколопов, специалист в изучении человеческой агрессии, рассматривает гомофобию в обществе как частный случай неприятия чужого и непонятного. Такое же неприятие нового и вообще другого психологи обнаружили у скинхедов. Это основа агрессии.
Гомосексуализм – не изобретение рода человеческого, эти отношения широко распространены у животных, практически у всех позвоночных. Игорь Кон упомянул, что они встречаются у 450 видов. Сообщества обезьян, состоящие из одних самцов, изучала Марина Бутовская с коллегой. Кстати, в этом исследовании коллективы обезьян моделировали мужские коллективы, например, в армии. До какой-то степени модель оказалась репрезентативной. Гомосексуальные отношения присутствовали.
На вопрос корреспондента Infox.ru, не служит ли гомосексуализм у животных механизмом, сдерживающим рост популяции, ученые ответили, что такая точка зрения существует.
Биологическая природа пока неясна
Про генетические корни гомосексуальности наука пока знает немного. По-видимому, генетическая предрасположенность к этому имеется. Марина Бутовская упомянула про аллель XQ28 на длинном плече Х-хромосомы: показано, что в семьях носителей этого аллеля мужчины чаще становятся гомосексуалистами. С другой стороны, женщины в этих семьях – их сестры особенно плодовиты. Возможно, природе выгодно, чтобы гомосексуальные мужчины не заводили своих детей, а приносили пищу племянникам. Хотя это лишь предположение.
Так что пока специалисты не могут ответить на вопрос журналиста «В мире науки», как отличить настоящего гомосексуалиста, у которого такова природа, от того, кто стал им в силу моды. Так же, как и на вопрос корреспондента Infox.ru, не изучали ли генетики точечные мутации - однонуклеотидный полиморфизм, который может быть связан с гомосексуализмом.
У гомосексуальности есть как биологическая, так и социальная основы, подчеркнул Игорь Кон. В современном мире при сохранения мужского и женского начала происходит ослабление гендерной поляризации. Это отражается на профессиональных и семейных ролях мужчины и женщины. На этом фоне открывается простор для индивидуальных различий. Например, появляются женщины, которые не хотят заводить детей и предпочитают делать карьеру. С этой точки зрения гомосексуальность – это тоже проявление индивидуальности.
Надо ли лечить и как?
Интересна точка зрения практикующих врачей. Как объяснила Татьяна Буткова, врач отделения сексопатологии, у ним приходят пациенты с гомосексуальной ориентацией, которые хотят от нее избавиться. «Мы рассматриваем гомосексуализм как патологию, - сказала Буткова. – С нашей точки зрения, это отклонение от нормы, обусловленное влиянием социальной среды». Всем интересно было узнать, как же врачи-сексопатологи лечат гомосексуалистов. На это врачи ответили, что лечат психопатологию, то есть занимаются психическими особенностями пациентов с нетрадиционной ориентацией. Понятно, что пока ученые фактически не знают биологическую основу этого явления, врачи не знают, что им надо лечить.
Ну и наконец, на вопросы журналистов и матерей, как уберечь своего сына от того, чтобы он пошел по неправильной дорожке, ответ был дан только один. Родители должны иметь с ребенком доверительные отношения, разговаривать, рассказывать, объяснять. А уж что он выберет в своей жизни – решать ему.
Научное кафе
Научное кафе - это общение ученых с журналистами в неформальной обстановке. Гости кафе имеют возможность донести до сведения журналистов важную информацию, а журналисты – задать любые вопросы и установить полезные друг для друга связи. Организаторы кафе угощают участников напитками и закусками.
Попасть на такие заседания можно только по предварительной заявке (количество мест в ресторанах обычно невелико). К тому же многие научные журналисты работают не в Москве. Поэтому устроители кафе и Infox.ru предлагают посмотреть и послушать запись заседания прямо на этой странице, а вскоре - скачать в удобном для себя формате.
Сергей Ивашко, Надежда Маркина
Государственная Дума России 11 июня 2013 года приняла закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. В первую очередь под этими нетрадиционными сексуальными отношениями подразумевается гомосексуальность: в тексте документа на этапе первого чтения прямо говорилось о «пропаганде гомосексуализма» и «искаженном представлении о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных отношений». «Лента.ру», не касаясь , попыталась разобраться с тем, что о природе однополых отношений в разные времена говорила наука и почему с точки зрения психиатрии гомосексуальность перестала быть болезнью и превратилась в вариант нормы.
До цивилизации
О том, как относились к гомосексуальности в самых древних культурах, ученые могут только догадываться. От племен, живших во времена неолита, не осталось почти никаких культурных артефактов, по которым можно было бы судить о сексуальной морали, тем более о восприятии гомосексуальности. Чтобы узнать, как в доисторическом периоде люди могли относиться к различным аспектам своей сексуальности, антропологам остается только обратиться к племенам, сохранившим древний уклад до наших дней.
По наблюдениям антропологов, у австралийских племен аранда повсеместно распространены гомосексуальные игры между детьми, а также сексуальные контакты взрослых с подростками, у которых появились признаки половой зрелости. Африканским же племенам ака и нгангу, напротив, гомосексуальность практически неизвестна - в их языке еще тридцать лет назад не было таких слов. Антропологи, изучавшие их сексуальную культуру и традиции, отметили (результаты представлены в African Studies monograph ), что в обоих сообществах приняты исключительно гетеросексуальные контакты, причем направленные на продление рода.
Впрочем, главный вывод из работ антропологов XIX-XX веков: гомосексуальность встречалась повсюду или практически повсюду.
От язычества к монотеизму
Сохранилось немало свидетельств того, что в Древней Греции мужские гомосексуальные отношения были нормой. Вот, например, цитата из «Пира» Платона:
Там же, в Древней Греции, возник термин «педерастия» (παιδεραστία), описывающий гомосексуальные отношения взрослых с подростками. Антропологи в XX столетии показали, что это не было уникальным явлением, но греческая педерастия намного больше повлияла на культуру Европы, чем аранда или жители Новой Гвинеи. Первые свидетельства педерастии датируются седьмым веком до нашей эры, а в пятом веке она, как указывают археологические данные, стала традицией. Одобряемой, принятой среди свободных граждан и, насколько можно судить по сохранившимся источникам, затрагивающей подростков от 12 до 18 лет.
Таким образом, в тех государствах, где отдаваться поклонникам считается предосудительным, это мнение установилось из-за порочности тех, кто его придерживается, то есть своекорыстных правителей и малодушных подданных; а в тех, где это просто признается прекрасным, этот порядок идет от косности тех, кто его завел. Наши обычаи много лучше, хотя, как я уже сказал, разобраться в них не так-то легко. (перевод С.К. Апта)
В Древнем Риме могли осуждать однополые контакты между мужчинами там, где это противоречило принятым представлениям о мужской роли: а в желании секса с другим мужчиной ничего предосудительного не видели до тех пор, пока речь шла о проникающей позиции. Так, Нерон (умер в 68 году) заключил брак с 16-летним кастрированным юношей.
В третьем веке нашей эры ситуация, однако, начала меняться. В 240-х годах запрещена гомосексуальная проституция, в 293-м происходит раздел на Западную и Восточную империи, в 305 году гомосексуалов решением Эльвирского собора изгоняют из церковной общины, в 314-м на Анкирском соборе их приравнивают к скотоложникам и отлучают от церкви на двадцать лет, в 342-м оказываются запрещены однополые браки. К 395-му Западная Римская империя уже в значительной степени оказывается разрушена - успев в 390 году напоследок ввести смертную казнь за гомосексуальные отношения.
В конце VII столетия в списке наказаний появляется кастрация: шестнадцатый толедский собор в 693 году не только ввел специальный налог для евреев, но также постановил карать гомосексуалов кастрацией, ста ударами плетью, обриванием налысо и изгнанием с отлучением от церкви. Вплоть до Нового времени законы оставались столь же суровыми: во Франции XIII века гомосексуалам (причем это касалось как геев, так и лесбиянок) грозило сожжение на костре, а в 1432 году во Флоренции даже учредили специальный орган для расследования случаев содомии.
Фрески, обнаруженные при раскопках Помпеи, долгое время не показывали публике. Город погиб в 79 году нашей эры при извержении вулкана, и его стены сохранились под толстым слоем пепла.
В 1532 году очередной закон, карающий гомосексуальные контакты смертной казнью, принимает Священная Римская империя. В 1533-м аналогичный документ подписывает Генрих VIII в Англии, в 1543-м закон распространяется на Уэльс. Абсолютное большинство случаев применения антигомосексуальных законов относится к мужчинам, но иногда наказывают и женщин: так, в 1655 году лесбиянки оказались вне закона в Коннектикуте, британской колонии и будущем штате США.
Слово докторам
Вплоть до XVII века говорить о научном или медицинском восприятии гомосексуальности не приходилось. Медицина такими проблемами не занималась, а научный метод еще не сформировался, поэтому все фундаментальные вопросы разрешались в рамках религии и философии. Но с началом Нового времени пришла пора великих открытий: в это время появились микроскопы, в практику вошел экспериментальный метод, природные закономерности начали описывать на языке математики, а новые технологии медленно, но верно повышали производительность труда и уровень жизни. Кроме того, еще в эпоху Ренессанса возник интерес к античной культуре, а мореплавание открыло европейцам другие культуры.
Фрагмент греческой чаши из коллекции Лувра. Да, это и есть педерастия, связь молодого человека (справа) с подростком (слева). Межбедренное соитие, как гласит описание артефакта. В современном русском языке слово «педерастия» стало ругательным синонимом мужской гомосексуальности, однако это исторически неверно.
Под влиянием гуманистических идей в конце XVIII века часть самых жестоких законов, направленных на борьбу с гомосексуальностью, отменяют или заменяют на более мягкие. Одной из первых наказание отменяет революционная Франция, потом Пруссия (1794) и Нидерланды (1811). В 1830 году гомосексуалов перестают преследовать в Бразилии (в 1832-м в Российской империи принимается «Уложение о наказаниях», параграф 995 которого предусматривает за добровольный секс между мужчинами лишение всех прав и ссылку в Сибирь на срок до пяти лет). Все изменения принимают пока что без учета медицинских и научных данных, но наука и медицина уже начали активно заниматься вопросами сексуальности.
Швейцарский врач Самюэль Тиссо (1728 - 1797) написал в 1760 году медицинский трактат, который не затрагивал напрямую гомосексуальность, но оказал значительное влияние на представления врачей: «Онанизм». В этой книге, выдержавшей 63 переиздания, утверждалось, что растрата семени приводит к нарушению работы нервной системы, и на протяжении полутора столетий многие медики воспринимали секс как потенциально опасное для здоровья занятие. Причем если «Онанизм» был написан с отсылкой к анонимному источнику и сегодня не выдержал бы никакой критики, то другие работы Тиссо снискали заслуженную славу: например, «Трактат об эпилепсии» считается одним из первых серьезных исследований этого заболевания.
Спустя более чем столетие, в 1886 году, другой врач, австрийский и немецкий психиатр Рихард фон Крафт-Эбинг, публикует «Психопатологию сексуальности» - книгу, ставшую первой научной работой по сексологии, и труд, основанный на совершенно иных посылках, чем работа Тиссо. Если Тиссо во многом опирался на анонимную брошюру, напечатанную еще до его рождения в Лондоне, то Крафт-Эбинг использует материал наблюдений за больными в клинике университета Граца в Австрии. Он систематизирует множество случаев нетипичного сексуального поведения, включая и гомосексуальность.
Крафт-Эбинг, который уже располагал историческими данными, не считал гомосексуальность моральным пороком. Он видел в ней болезнь, причем плохо поддающуюся лечению, но не самую тяжелую:
На территории России гомосексуальность тоже не была исключением. В Средние века церковное наказание за гомосексуальные контакты было менее суровым, чем в Западной Европе, и составляло от одного года до семи лет покаяния вместо сожжения на костре. Упоминание однополых отношений есть в «Сказании о Борисе и Глебе ». В «Домострое» гомосексуальность осуждается, но даже в меньшей степени, чем пьянство; распространенность однополых связей у мужчин отмечают настоятели монастырей, а иностранные путешественники (например, Юрий Крижанич) отмечают невиданный в Европе того времени разгул содомии.
«У меня в общем сложилось такое убеждение, что лица с превратным половым ощущением отнюдь не представляют собою худших представителей дегенеративных типов. И насколько я мог исследовать потомство гомосексуалистов, оно не представляло вовсе особенно тяжелых проявлений невропатической конституции и наследственного отягощения» (текст можно найти в библиотеке Научного центра психического здоровья РАМН).
Перед этим врач указывал на то, что считает неправильным расхожее мнение о вреде лечения гомосексуалов (дескать, те тогда заведут потомство и передадут болезнь дальше; в то время была очень популярна евгеника, и об «улучшении человеческой породы» писали многие). По мнению Крафт-Эбинга, в обществе, где не запрещены браки ни между пьяницами, ни между «наследственными дегенератами», люди с «превратным половым ощущением» не должны лишаться медицинской помощи.
Спустя некоторое время, в 1901 году, вышло другое исследование: британский врач Хэвлок Элис собрал в Sexual Inversion ряд случаев мужчин-гомосексуалов, которые ничем - кроме своей сексуальной ориентации - не отличались от гетеросексуальных людей того же возраста и социального положения.
Работу Элиса встретили в штыки и запретили к публикации в Великобритании за непристойность (где и труд Крафт-Эбинга назвали «преданием гласности грязного и отвратительного материала перед лицом доверчивого общества»). Но в представлениях ученых и медиков наметились радикальные сдвиги: психиатры стали все чаще обсуждать роль сексуальности в целом, и наиболее известным примером может служить деятельность Зигмунда Фрейда.
Фрейд, который, как и Крафт-Эбинг, начинал с работы в клиниках, разработал теорию, согласно которой сексуальность играет центральную роль в психике человека. Фрейд не только сделал предметом исследования ранее табуированные явления и психические процессы, но и разработал концепцию, в которой все люди рождаются без четких сексуальных предпочтений. По Фрейду, все люди изначально бисексуальны, а гомосексуальность является следствием сбоя в процессе сексуального развития. Причем важно подчеркнуть, что Фрейд уделяет внимание и женской гомосексуальности, которая долгое время оставалась фактически вне поля зрения как врачей, так и философов.
В письме к матери одного из своих пациентов в 1933 году он пишет, что гомосексуальность не является ни даром, ни проклятием; более того, ее нельзя классифицировать как болезнь. Это, как считал Фрейд, следствие задержки сексуального развития, состояние нетипичное и не идеальное, но все-таки не заболевание. Отец психоанализа признавал возможность изменения сексуальной ориентации лишь с рядом оговорок: по его мнению, изменить гомосексуальность на гетеросексуальность возможно лишь в исключительных случаях.
Работы Крафт-Эбинга, Хэвлока, Фрейда и ряда других исследователей вызвали не только обсуждение в профессиональной среде. Следствием их стало еще и то, что в Европе начали действовать организации в поддержку гомосексуалов.
Одной из самых значимых таких организаций стал немецкий Научно-гуманитарный комитет. Он занимался не только сбором подписей под петициями об отмене 175 параграфа уголовного кодекса (о преследовании мужчин, вступивших в сексуальный контакт), но и исследовательской работой. С 1919 года комитет сотрудничает с Институтом сексуальных наук, частной исследовательской организацией: в 1933 году и институт, и комитет разгромлены нацистами. В марте 1933-го в концлагерь отправился администратор института Курт Хиллер, а 6 мая здание атаковал Немецкий студенческий союз. Библиотеку вытащили и сожгли. Эти события были в череде тех, которые снова вывели проблему из медицинско-научной плоскости.
Если для христиан это была не болезнь, а для Крафт-Эбинга - не грех, то национал-социалисты провозгласили гомосексуальность порочным поведением, которое при этом имеет биологическую природу. Таким образом, преследование и даже физическое уничтожение геев впервые получило не религиозное, а псевдобиологическое обоснование. С 1933 по 1937 год число осужденных по 175 параграфу возрастает в десять раз. Причем, как и в случае с христианскими законами более чем полуторатысячелетней давности, преследовались преимущественно гомосексуальные контакты среди мужчин, а не среди женщин.
К лесбиянкам относились негативно, но масштаб их преследований был все же меньше. В 1928 году немецкая полиция закрыла журнал Die Freundin и запретила всю остальную лесбийскую литературу на основе акта о защите несовершеннолетних от непристойных публикаций, однако даже при нацистах число осужденных лесбиянок было крайне невелико, а формально 175 параграф на них не распространялся. Большая часть лесбиянок, попавшая в итоге в концлагеря, была осуждена за «асоциальное поведение».
Возможно, если бы не нацисты, вопрос взаимоотношений медицины и гомосексуальности решился бы спокойнее. Но после того, как медицинско-биологические аргументы оказались использованы для оправдания массовых убийств и преследований, проблема просто не имела шансов разрешиться в тихой научной дискуссии.
Психиатрия
Мнения врачей первой половины XX столетия оставались мнением отдельных специалистов, которые систематизировали свои данные на основе своего же опыта. Строго говоря, это еще не было полноценным научным подходом - хотя бы потому, что врач неизбежно подходил к пациентам предвзято, а его восприятие обуславливалось условиями работы.
![](https://i2.wp.com/icdn.lenta.ru/images/2013/06/20/15/20130620153100036/preview_6b748d62425ec6458810f98a43f8e5f3.jpg)
Хэвлок Элис описал в работе «Сексуальная инверсия» случаи мужчин-гомосексуалов, которые ничем не отличались от гетеросексуалов. Считал, что в общем случае гомосексуальность не связана с «дегенерацией».
Дальнейшее развитие науки было связано с внедрением двух инноваций. Это математическая статистика и слепой метод . Статистика позволяет сказать то, с какой вероятностью увиденные где-то различия могли получиться случайным образом (и, соответственно, не иметь никакой реальной значимости; падение монеты три раза «орлом» не дает права говорить об ее асимметрии), а слепой метод - избежать сознательной или неосознанной предвзятости при анализе данных.
Вывести исследования гомосексуальности на новый уровень смогла в 1957 году американская психолог Эвелин Хукер. Она взяла по 30 анкет гетеро- и гомосексуальных мужчин, после чего отдала их психиатрам для экспертизы. Врачи не смогли найти какой-либо разницы между гетеро- и гомосексуальной психикой.
Хукер использовала стандартные для своего времени ассоциативные тесты: тематический апперцептивный тест ТАТ, тест Роршаха и задание, где по картинке требовалось придумать историю. Такие же методики успешно применялись врачами для диагностики психических заболеваний, но в случае с гомосексуальностью оказались бессильны. Если мужчина не говорил сам про то, что предпочитает мужчин, психиатрические тесты признавали его нормальным.
До этого немногочисленные научные данные о гомосексуалах были получены при обследовании осужденных в тюрьмах или пациентов психиатрических клиник; работы Хукер позволили не только получить более адекватное представление о гомосексуальности у мужчин, но и задаться вопросом о социальных последствиях диагностики. В США 1950-х годов продолжали действовать законы против содомии, а психиатрический диагноз «гомосексуализм» с 1952 года рассматривался как «социопатическое расстройство личности». Гомосексуалов фактически приравнивали к психопатам (современное название болезни - диссоциальное расстройство личности), то есть больным, которые склонны совершать асоциальные действия, неспособны формировать привязанности и предрасположены к насилию.
![](https://i2.wp.com/icdn.lenta.ru/images/2013/06/20/15/20130620152944897/preview_b57f0382d33422e66a0367d8fbcb88cf.jpg)
Первый систематизировал информацию о нетипичном (и считавшемся тогда нетипичным) сексуальном поведении. Описал как серьезные нарушения вроде некрофилии, так и гомосексуальное поведение. Определил норму как поведение, направленное на воспроизведение потомства, однако промышленная революция сделала ее применение затруднительным: большинство гетеросексуальных пар стало использовать контрацепцию.
Безусловно, использованные Хукер тесты сейчас устарели, а выборка из тридцати человек как минимум невелика. Но для 1957 года это была вполне качественная научная работа. Позже психологи и психиатры провели исследования с большим числом опрошенных, были организованы общенациональные опросы (например, National Health and Social Life Survey), на тему психического здоровья гомосексуалов опубликовали сотни работ, однако опровергнуть основной вывод Хукер никому не удалось.
Кроме исследований Хукер свою роль в пересмотре мнения психиатров сыграли и работы Альфреда Кинси, показавшего то, что сам термин «сексуальные меньшинства» не столь уж корректен. Кинси не был ни врачом, ни психологом. Зоолог по образованию, в 1938 году он был приглашен читать курс по основам семейной жизни в университете Индианы, после чего занялся изучением человеческой сексуальности. Кинси провел опросы, результаты которых были представлены в двух сенсационных книгах: Sexual Behavior in the Human Male 1947 года и Sexual Behavior in the Human Female 1953 года. Сенсационными их сделали обнародованные данные, по которым 37 процентов всех опрошенных мужчин хотя бы раз в жизни имели опыт однополых сексуальных контактов.
Следствием новых исследований стал раскол в профессиональном сообществе, усугубившийся общей напряженной атмосферой. С 1970 года заседания Американской психиатрической ассоциации (APA) начали пикетироваться геями и лесбиянками. Они выступали за исключение гомосексуализма из списка болезней, не желая попадать в категорию «психопатов». Медлить с решением вопроса о классификации гомосексуальности было уже нельзя.
9 апреля 1974 года APA провела голосование по этому вопросу со следующими результатами: из 17905 членов APA проголосовало 10555, из которых 58 процентов поддержало исключение гомосексуальности из перечня болезней (по данным, которые приводит ряд американских консерваторов, «за» исключение высказалось 5854 человека, «против» проголосовало 3810, еще 367 воздержались). Гомосексуальность в Америке была официально признана вариантом нормы.
После психиатрии
В своем решении члены APA руководствовались определением здоровья, утвержденным ВОЗ в 1948 году. Это определение звучит так: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». С этой точки зрения геев или лесбиянок действительно сложно считать больными: психиатрам практически не удалось найти указаний на то, что гомосексуальность сама по себе нарушает физическое, душевное и социальное благополучие.
![](https://i1.wp.com/icdn.lenta.ru/images/2013/06/20/15/20130620152906058/preview_1bb2b87949fe77ef7ee2db99bf2015d1.jpg)
Знаменитый психиатр, основатель психоанализа. Фактически снял табу с общественного обсуждения сексуальности. Считал гомосексуальность следствием задержки психосексуального развития, но не болезнью.
Нарушать благополучие может преследование человека за его сексуальную ориентацию, но сама ориентация тут ни при чем: пример людей, благополучно скрывавших свою гомосексуальность, доказал возможность полноценной самореализации и сохранения физического здоровья. В обществах, где геев и лесбиянок не преследуют, они могут жить полноценной жизнью и не скрывать своей ориентации: примером могут быть хотя бы премьер-министр Исландии или мэр Хьюстона - обе эти женщины открытые лесбиянки.
После 1991 года, когда поправка об исключении гомосексуальности из списка болезней была принята Международной ассоциацией здравоохранения, вопрос о том, является ли гомосексуальность патологией, можно считать закрытым окончательно. Однако по-прежнему остается вопрос о том, каковы особенности геев, лесбиянок и бисексуалов. Медикам важно не просто знать, здорова ли та или иная группа, но и понимать, чем она отличается: так, знания о повышенной склонности рыжеволосых к меланоме необходимы дерматологам, косметологам и онкологам. Кроме того, серьезной проблемой является гомофобия и преследование геев с лесбиянками: теме подростковых суицидов, спровоцированных травлей со стороны сверстников, посвящены уже сотни медицинских публикаций. А еще есть эпидемиологические исследования, которые обосновали единственный действующий сейчас в США и ряде других стран запрет для геев.
Эпидемиологические исследования касаются специфики распространения болезней среди гомосексуальных или бисексуальных мужчин и женщин. Геи чаще гетеросексуалов практикуют анальный секс, который сопряжен с большими рисками заражения ВИЧ и другими инфекциями, в то время как для лесбиянок риск заражения, как правило, ниже: из-за большего риска геев во многих странах не допускают до донорства крови (конечно, правильнее было бы ограничить допуск тех, кто практикует анальный секс без презерватива с несколькими партнерами, но выявить таких людей сложнее, чем, скажем, зарегистрированные однополые пары). Гей-активисты возмущаются, медики непреклонны : в целом среди мужчин, практикующих секс с мужчинами, вероятность обнаружить ВИЧ или вирус гепатита выше. По тем же причинам в США не пускают в доноры тех, кто употреблял внутривенные наркотики или занимался сексом за деньги, так что это не исключительно антигейская мера.
Социально-психологические особенности интереснее, поскольку могут быть связаны именно с сексуальной ориентацией, и их изучают с разных позиций. Например, есть такой вопрос: можно ли приписать только гомофобии большее число суицидов и психических расстройств среди геев и лесбиянок?
Ряд исследований показал, что среди гомосексуалов выше уровень потребления алкоголя и марихуаны во Франции , а у американских лесбиянок выше риск алкоголизма по сравнению с гетеросексуальными женщинами. Возможно, это обусловлено стигмой, негативным отношением со стороны окружающих, но некоторые авторы склонны связывать сексуальную ориентацию с предрасположенностью к поискам новых ощущений или формированию зависимостей.
Важно подчеркнуть, что аналогичные предрасположенности к алкоголизму выявлены у носителей определенных генов, а также носителей определенных личностных черт. Однако объявлять патологией гены или склонность идти на риск никто не спешит.
Исследования показали, что геев и лесбиянок в целом нельзя отличить от гетеросексуальных мужчин и женщин. С точки зрения психиатров, разницы нет, и говорить о патологии можно в той же степени, в какой уместно рассуждение о патологичности повышенного любопытства или обостренного обоняния: в ряде случаев это может приводить к проблемам, но не заслуживает определения «болезни». Исследования механизмов сексуальной ориентации, особенностей психологии геев и лесбиянок, проблем гомофобии, связи сексуальных предпочтений с мужественностью или женственностью продолжаются, но уже за пределами категорий болезни.
Гомофобию оправдывают рядом типичных утверждений, таких как «гомосексуальность — это ненормально». Мы знаем примеры множества подобных мифов, таких как и ядовитость ГМО.
Аргумент неестественности гомосексуализма, который так часто используют гомофобы в спорах, дабы доказать всем свою правоту, мы и разберем в сегодняшней статье. Насколько же это утверждение достоверно и обоснованно?
Примеры гомосексуальности в природе
На самом деле гомосексуальность в природе встречается достаточно часто и является совершенной нормой. Этим промышляют такие животные, как: лейсанские альбатросы, бонобо, африканские львы, чайки, жирафы, пингвины и многие другие. Самки лейсанских альбатросов, например, ведут себя как полноценные гетеросексуальные пары, порой их союзы длятся очень долгое время.
А вот у жирафов иная причина, по которой самцы вступают в однополые контакты. Состоит она в том, жирафы так улучшают свои навыки в сексе, отрабатывая их на других самцах, и только после этого могут вступать в разнополые сексуальные связи.
Что касается слонов, так у них вообще половина сексуальных контактов носит гомосексуальный характер. И это далеко не все примеры однополых связей среди животных, гомосексуальность наблюдается у полутора тысяч видов. Сюда входят животные, птицы и даже насекомые.
Кстати, у мушек дрозофил даже был выявлен ген бисексуальности. Уж природа точно знает толк в естественности и неестественности.
Греческая гомосексуальность
Человеческая цивилизация тоже не отстает. На разных этапах ее существования, в разных исторических эпохах гомосексуализм являлся неотъемлемой частью человека. Свидетельств огромное множество. Это и древнегреческие амфоры, памятники литературы и живописи из Древнего Рима.
Многие народы практиковали гомосексуальность как часть религиозного культа, а многие традиционные, в том числе и нынешние, общества не только допускают гомосексуальную связь, но и делают их обязательной частью обрядов инициации.
Например, древние кельты с их гомосексуальной ритуалистикой и военными культами, ориентированными на гомосексуальную близость, или Хаммурапи-царь Вавилона, имевший наложников мужчин. В мифологии древних греков также имела место нетрадиционная любовь: Зевс вознес своего любовника Ганимеда на Олимп. И судя по греческим мифам, у Зевса был не один любовник.
В достоверности приведенных выше исторических фактов ученые не сомневаются. Удивительно, что вся эта информация дошла до наших дней, ведь преодолеть огромное количество лет и гомофобные предрассудки людей — настоящее чудо.
Существует ли «ген гомосексуализма»?
Так, мы выяснили, что гомосексуальность – совершенно естественное явление, повально встречающееся в природе и даже обусловленное генетически. Но тогда возникает очень важный вопрос. Почему гомосексуальность остается в течение эволюционного времени, если такие особи не оставляют потомства?
Здесь стоит сказать, что, по-видимому, никакого «гена гомосексуальности» не существует. Есть определенные аллели генов, то есть разные варианты одного и того же гена, которые могут встречаться в популяции. И среди разных аллелей могут встречаться и те, наличие которых повышает вероятность развития гомосексуальных предпочтений.
Аллелей, влияющих на сексуальную ориентацию, может быть больше сотни, и для их раскрытия могут потребоваться десятки лет. Важно запомнить, что фраза «ген гомосексуальности» очень плохо отражает суть.
Теории гомосексуального поведения
Существует немало теорий, объясняющих, почему в любой популяции раздельнополых животных гомосексуальные особи, несмотря на давление естественного отбора, остаются. Например, если некая аллель дает женщине репродуктивное преимущество (она оставляет больше потомства), но та же аллель, при наличии ее у мужчины, повышает тягу к особям своего пола, то такая аллель все равно останется в популяции, ведь она дает репродуктивное преимущество женщинам.
Исследования показывают, что женщины-родственницы гомосексуалов значительно более плодовиты, чем родственницы гетеросексуалов, да и семьи у гомосексуалов как правило больше.
Есть и другое объяснение, согласно которому гены, повышающие тягу к лицам своего же пола, дают репродуктивное преимущество своим носителям. Так, согласно исследованиям, множество женщин находит типичные качества гомосексуальных мужчин (таких как меньшая мускулинность, большая женственность в чертах лиц) более привлекательными для построения отношений.
Возможно, это связано с лучшей способностью к воспитанию детей и большее проявление эмпатии. Это подтверждается и тем, что пары близнецов, где один брат гомосексуален, а второй гетеросексуален, натурал имеет больше контактов с женщинами, чем в парах, где оба брата традиционной ориентации.
Есть еще одна теория (Paul Vasey), согласно которой гомосексуальные особи компенсируют отсутствие собственных детей содействием репродуктивному успеху своих братьев и сестер. Вкратце суть таких в том, что поведение особей обеспечивает преимущество генам, а не отдельным индивидуумам.
Так, исследования мужчин-геев в Самоа, где они, кстати, не используют такие слова, как «гей», а идентифицируют себя как люди третьего пола и совершенно интегрированы в местную культуру, показали, что такие мужчины тратят больше сил и средств на своих племянников и племянниц в сравнении с мужчинами-натуралами.
Возможно, что гомосексуальное поведение в человека приобрело адаптивную значимость, обеспечивая прочные союзы между однополыми особями и напрямую повышая их вероятность выживания.
Так, на основании вышеизложенного ясно одно: гомосексуализм — общепринятая, широкораспространенная норма, а гомофобия, напротив, противоестественное извращение. А в следующих статьях мы поговорим о других мифах вроде того, что , о проблемах, с которыми сталкиваются представители ЛГБТ-сообщества и о гомофобии в России.
Все статистические исследования всякий раз показывали, что однополые предпочтения формируются в утробе или на первых месяцах жизни. Несмотря на это, на бытовом уровне очень часто можно слышать логику: если дать мальчику играть с куклами, если у него будет суровая мать, если отец будет брать девочку на охоту, предпочтения ребенка поменяются в худшую, самую опасную и черную сторону. То же самое произойдет, если позволить геям воспитывать детей, разрешить им шагать с транспарантами по улице и пропагандировать толерантность в массмедиа.
Это противостояние отражает более общий спор. Для науки человек — это сложная система со своей внутренней логикой развития. Для, условно говоря, педагога человек — это, скорее, tabula rasa, чистый лист, на котором можно написать как хорошее, так и плохое. о судьбе американской судьи, которую подозревают в гомосексуальности, поднимает как раз эту тему.
Леда Плеханова : «Есть многочисленные мнения, что гомосексуализм бывает приобретенным. А также есть примеры, когда люди резко меняли свою ориентацию. Зачастую и как дань моде».
Руслан Муравьев про опасность гей-парадов как средства пропаганды: «У меня дети впечатлительные. Это ничего страшного, по-вашему? А то, может, вы и им диагноз правильный поставите. Лучше, наверное, на улицу не пускать? Да?»
Исследование разлученных после рождения однояйцевых близнецов показывает , что если один из них — гей, то второй окажется геем с вероятностью более 50%. Это говорит об очень сильном влиянии генов: ведь даже при отчетливой склонности человек под давлением среды может так и не найти свою сексуальную идентичность (или не сказать о ней исследователю).
Другое исследование показало , что очередность появления мальчиков в семье и их число играют важную роль: каждый старший брат повышает вероятность для младшего стать геем на 33%. Среди первенцев геев мало, среди тех, у кого есть один старший брат, — на треть больше и т. д. (Правда, почему-то влияют только старшие братья-правши.) Ученые считают, что причина — в иммунной системе матери, которая с каждой беременностью все сильнее реагирует на присутствие мальчика в утробе.
Некоторые анатомические черты, которые рано формируются у эмбриона, хорошо коррелируют с сексуальностью. Так, избыток папиллярных узоров на левом указательном пальце по сравнению с правым встречается у гомосексуалов вдвое чаще , чем у стрейтов — эта черта формируется на 17-й неделе развития эмбриона. Узоры на пальцах хороши как раз тем, что они не влияют на сексуальность — это просто маркеры: очевидно, особенности узора вызваны какими-то причинами (гормоны матери?), которые влияют и на сексуальность.
Лесбиянки долгое время были обижены вниманием исследователей, тем весомее исследование мозга , показавшее, что механизм сексуального возбуждения одинаков у лесбиянок и у гетеросексуальных мужчин, а также у женщин и гомосексуальных мужчин.
Верхний ряд - левое миндалевидное тело (амигдала), нижний - правое. Показана активность при половом возбуждении. Первый образец слева - гетеросексуальный мужчина, второй - гетеросексуальная женщина, далее - гей и лесбиянка
На картинке видно четкое различие активированных зон мозга. Это его анатомия, базовое устройство, формирующееся при эмбриогенезе.
По разным исследованиям, доля людей с выраженной гомосексуальностью в разных культурах составляет от 2% до 13%. Изучать эту демографию трудно: люди часто скрывают свои предпочтения от окружающих, многие — и от себя. При удачно сложившихся обстоятельствах человек может сбросить с себя этот гнет и «выйти из шкафа» — отсюда все сюжеты с «неожиданным» изменением сексуальности. Для кого-то, впрочем, это выглядит так: человеку повезло — его порок не вырывался наружу, а вот попал он в плохую среду — и жизнь пошла под откос.
Но, вообще, зря меня про это : мой рассказ не поможет разрешить спор о том, как быть с этим пороком. Совершенно неважно, что наука доказывает врожденность гомосексуальности. Потому что те, кто боится этого явления, увидят тут только рецепт для борьбы, для спасения своих детей и человечества. Здесь я подхожу к еще одному взгляду, который извечно присутствует в культуре наряду с идеей tabula rasa. Согласно викторианской морали, природа — это зло, набор хтонических сил, которые одолевают человека. Но дух человека — это как всадник, способный оседлать природу. Даже если не повезло и табула исходно нечиста, можно переписать ее.
Раз так, то наука, узнавшая, что гомосексуальность — врожденное явление, должна помочь «исцелить» человечество от него. Два года назад священник Альберт Молер, президент Южной баптистской теологической семинарии, говорил : «Если будет установлена биологическая природа [гомосексуальности] и будут разработаны пренатальный тест и методы лечения, способные вернуть ориентацию к гетеросексуальной, мы поддержим это». Тогда же священник Джозеф Фессио (британский редактор трудов папы Бенедикта XVI) заявлял: «Поскольку с точки зрения Церкви гомосексуальность — это нарушение, болезнь, Церковь будет рада любым попыткам искоренить те нейробиологические факторы, которые способствуют ее возникновению».
В наш век ничего не стоит отбраковать эмбрион по генетическому признаку. И как только станут окончательно известны гены и факторы эмбриогенеза, ответственные за формирование гомосексуальности, для человечества наступит важное испытание. Люди (если только их настрой не изменится) смогут впервые в истории остановить появление в обществе таких фигур, как Алан Тьюринг и Оскар Уайльд, Андрей Колмогоров и Анни Лейбовиц, Харви Милк и Стивен Фрай.
Я не хочу, чтобы мои дети жили в таком мире.