Cлайд 1
Семейное насилие в отношении младших школьников и возможные последствияCлайд 2
Cлайд 3
Насилие – применение физической силы к кому-либо, принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности, притеснение. Насилие в семье – это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.Cлайд 4
Индикаторы жестокого обращения в отношении младших школьников: агрессивность или, наоборот, подавленность; безнадзорность; ухудшение успеваемости; ухудшение здоровья; физические признаки (ссадины, кровоподтеки и т.д.); информация из других источников (одноклассники, их родители и т.д.).Cлайд 5
Факторы, которые способствуют жестокому обращению с детьми Принято жестокое отношение к детям Критическая ситуация или стечение обстоятельств Недостаток элементарных знаний о детском развитии Строгие наказания обычно не считают насилиемCлайд 6
Основные виды семейного насилия в отношении младших школьников: физическое насилие; эмоциональное (психическое) насилие; сексуальное насилие; отсутствие заботы о детях;Cлайд 7
Группа детей, которая в силу внутренних или внешних обстоятельств имеют повышенный риск подвергнуться насилию со стороны взрослых дети – инвалиды с физическими и умственными недостатками; дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности или родов; дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей; нежеланные дети; нелюбимый ребенок в семье; дети, имеющие сходство с нелюбимыми родственниками; дети с расстройствами и нетипичными вариантами поведения – раздражительные, гиперактивные, агрессивные, со слабым контролем поведения и др.; высокоодаренные или талантливые детиCлайд 8
Ближайшие последствия насилия Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка. Когнитивные последствия – изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе. Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии. Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка. Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения.Cлайд 9
Отдаленные последствия насилия Стойкие нарушения на физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и социальном уровнеCлайд 10
Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов: Характеристика насилия над младшим школьником: от кого исходило насилие; является ли ребенок прямым объектом насильственных действий или свидетелем насилия в адрес значимых для него людей; вид(ы) насилия, которым он подвергался; длительность ситуации насилия; частота насильственных действий и эпизодов; степень тяжести насильственных действий; особенности раскрытия факта насилия; Личностные особенности младшего школьника: устойчивость ребенка по отношению к стрессам; уровень самооценки; уровень интеллектуального развития.Cлайд 11
Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро В. Сухомлинский
Насилие в семье может иметь разный вектор направленности: - со стороны мужа по отношению к жене; - со стороны жены по отношению к мужу; - со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; - со стороны старших детей к младшим; - со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам; - со стороны одних членов семьи по отношению к другим.
ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ ВЫЯВИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ - ребенок постоянно голодает из-за нехватки пищи; - ребенок всегда опаздывает в школу; - ребенок всегда пропускает школу; - ребенок носит грязную одежду, что имеет неприятный запах; - ребенок одет не по погоде, не по сезону; - ребенок выглядит усталым и больным; - ребенок выглядит заброшенным;
Нехватка необходимого медицинского лечения (ребенка не водят к врачу, есть ряд запущенных хронических заболеваний); - ногти у ребенка не стриженные и грязные; - у ребенка постоянные инфекции, вызванные нехваткой гигиены; - за ребенком не следят и его часто оставляют на произвол судьбы; - информация о трудовой деятельности ребенка (особенно младшего возраста); - ребенок попрошайничает, убегает из дома
ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЗАЩИТУ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ. Статья 52. Любое насилие над ребенком преследуется законом... Статья 56. Каждый гражданин Украины имеет право на защиту и получение правовой помощи. Статья 10 Закона Украины «Об охране детства». Статьей установлено, что каждому ребенку гарантируется право на свободу, личную неприкосновенность и защиту достоинства. Любое насилие над ребенком и его эксплуатация преследуются законом.
Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие: физические недостатки - носящие очки, проблемы со слухом, нарушением двигательного аппарата и др.; особенности поведения - замкнутые дети или дети с импульсивным поведением; особенности внешности - рыжие волосы, большие уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота, худоба); страх перед школой; отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети).
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ сопровождается сексуальными домогательствами и сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних. «КИБЕРБУЛИНГ" - это насилие (в том числе сексуальное) через Интернет: технически сфабрикованные сексуальные фото с изображением выбранной жертвы, сексуально оскорбительные записки, письма, сплетни, злословие, видео и т.д.
ФИЗИЧЕСКОЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО сопровождается нанесением физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме сотрясения, побоев, истязания, в виде ударов и пощечин.
Проблема насилия в школьной среде является результатом действия многих факторов, среди которых можно выделить: - социальные условия; - психологические особенности школьников; - компьютерные игры - жестокие герои видеоигр выступают как модели поведения, которым следуют школьники.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Помните, что насилие над вами, совершенное родителями, не является нормой жизни. Насилие - недопустимая вещь в отношениях людей. 2. В семье вы имеете право на то, чтобы к вам относились с уважением, не оскорбляли. 3. Вы имеете право на защиту, если даже родные люди унижают ваше достоинство. 4. Поделитесь своими проблемами с учителем, классным руководителем, психологом школы, обратитесь в милицию или в службу по делам несовершеннолетних в случае совершения в отношении вас насилия или жестокости. 5. Не верьте в угрозы со стороны обидчиков. 7.Знайте, когда вас постоянно контролируют, унижают, принуждают к чему-то, используют в общении с вами бранные слова - это насилие. 8. Не считайте, что вы заслужили такое отношение со стороны взрослых. Никто, в том числе ваши родители, родные, не имеют права унижать вас, вести себя жестоко по отношению к ребенку - это карается законом.
ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ: Управление по защите прав ребенка при Министерстве Украины по делам семьи и молодежи Отдел защиты прав ребенка при Министерстве Украины по делам семьи и молодежи Отдел профилактики беспризорности и безнадзорности детей при Министерстве по делам семьи и молодежи Отдел семейных форм воспитания, опеки и попечительства при Министерстве по делам семьи и молодежи Государственный центр социальных служб для молодежи Украинский молодежный центр Департамент криминальной милиции по делам несовершеннолетних, Всеукраинская бесплатная детская линия «Телефон Доверия»
Покинут счастьем будет тот, Кого ребёнком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. Саади
насилию в семье
Вербий Е. Ю., учитель английского языка
Дёмкина В. В., учитель математики
МКОУ «Крепинская СОШ» Калачевский р-он
Волгоградской обл.
Виды насилия
1. Физическое
2. Эмоциональное
Что Вы говорите ребёнку, Что Вы говорите ребёнку,
- когда он в очередной раз не убрал в комнате?
- когда он прогулял уроки?
- когда он в очередной раз пришёл домой в не назначенный час?
Ситуации
1. «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!»
- 1. «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!»
- 2. «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!»
- 3. «Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью!»
Поощрения
1) Лишение чего-либо (морального или материального) 1) Лишение чего-либо (морального или материального) 2) Поставить в угол, домашний арест 3) Обругать, пристыдить 4) Молчание, т. е бойкот 5) Заставить что-либо сделать 6) Физическое наказание (шлепок, намеренная боль) 7) Порицание 8) Сравнение с другими детьми 9) Жалоба папе
Наказания
1) Уважение к детям 1) Уважение к детям 2) Последовательность 3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности 4) Справедливость: нельзя наказывать сгоряча 5) Соответствие между отрицательным поступком и наказанием 6) Твердость, если наказание объявлено, то его не следует отменять 7) Коллективный характер наказания - участвует вся семья.
которые необходимо учитывать при наказании
Слово Слово
2) Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний.
3) Не ставьте своему ребенку каких бы ни было условий.
4) Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
5) Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе.
6) Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
7) Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
9) Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.
Памятка для родителей
Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребёнка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я её иметь вообще?
Дети – во всех смыслах – наше будущее.
Если мы не хотим иметь жестокое будущее, мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем.
Все интересующие вопросы вы можете задать специалистам на сайте WWW.YA-RODITEL.RU
Памятка для родителей
«Противодействие жестокому обращению с детьми»
Прежде чем применить физическое наказание к ребенку,
ОСТАНОВИТЕСЬ!
«Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».
Из истории детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.
Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.
Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: со стороны мужа по отношению к жене; со стороны жены по отношению к мужу; со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению к младшим; со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам; со стороны одних членов семьи по отношению к другим.
Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
Защита детей государством Конвенция о правах ребенка; Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«; З акон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«; Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними.
Кроме того, авторы законопроекта обращают внимание на то, что в ныне действующем законодательстве предусмотрено более строгое наказание за жестокое обращение с животными - лишение свободы на срок до двух лет, чем за жестокое обращение с несовершеннолетними - лишь ограничение свободы на срок до трех лет. За жестокое обращение с несовершеннолетними предлагается ввести уголовную ответственность - лишение свободы до трех лет.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
Пренебрежение Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Сексуальное насилие над детьми Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
Психологическое насилие Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психологическому насилию относится угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.
Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети! Виктор Павлов