Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений с помощью установленных законом процедур.
Легальная власть - это политическая власть, носящая правовой характер.
Она называется еще разумно узаконенной, поскольку господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения.
Легальность власти координируется Конституцией РФ и законодательством, которые определяют пути формирования власти (например, законы об избрании президента, Государственной Думы, акты об исследовании престола и т.д.).
Легальность предполагает способность власти действовать в рамках установленных ею норм. Отказ власти от этих норм нарушает упорядоченность социально-политических отношений, предопределяет ее неэффективность. Такая власть может становиться просто опасной для общества.
Легальность соответствует понятию «законность», носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность.
Государственная власть и законность - это нерасторжимые и взаимообусловленные явления и понятия, но их соотношение почти не изучено. В самом общем виде законность можно охарактеризовать как требование строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения законов всеми, как последовательное проведение законов в жизнь, в поведение людей, в деятельность государственных и негосударственных органов и организаций. В понятие законности включается также требование высокого качества самих законов. Законность можно рассматривать и в качестве важнейшего метода осуществления государственной власти, состоящего в подготовке и издании законов, а затем в строгом и неуклонном проведении их в жизнь в целях достижения организованности и порядка в обществе.
Государственная власть нуждается в легализации, узаконивании. Легализация (от корня латинских слов «закон», «законный») государственной власти - это признание правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Обоснование властных полномочий коренится в юридических актах и процедурах, в правовых отношениях. Однако бывают так называемые конституционные законы, легализующие антинародную, антидемократическую, террористическую государственную власть. Таковы были, например, правовые акты гитлеровской Германии. Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, меру ее легализации, важно установить, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общепринятым принципам права, в том числе международного права.
Наряду с легальной, государственной властью возможны различные формы нелегальной власти преступных кланов. Если легальная власть опирается на писаные, известные всем обязательные нормы, то нелегальная руководствуется правилами поведения, известными узкому кругу лиц. Власть нелегальную отличает жесткость санкций. Если легальная власть стабилизирует общество, нелегальная его разрушает.
По мнению В.Н. Протасова, «политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.».
Политическая власть в обществе распределена неравномерно. Большинство граждан не принимают непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основывающейся на признании народа источником власти, реальными ее носителями являются политические элиты и лидеры.
Понятие «легитимности» в политологии чаще всего употребляется вместе с парным понятием - «легальность». Оба слова - и «легитимность», и «легальность» - образованы от одного корня от латинского lex, т.е. закон. Но означают они довольно разные вещи. «Легальность» - это строгое соответствие официально существующему закону. Если сопоставить какой-то конкретный политический или юридический случай с нормами закона, мы можем однозначно решить, легально это или нелегально. Если нечто не противоречит закону, то это легально. А если противоречит, то нелегально.
«Легитимностью» в политологии называют соответствие того или иного действия, той или иной политической фигуры ожиданиям всего народа, всего общества в целом. «Легитимность», в отличие от легальности, это не формальный закон, не четко сформулированная юридическая норма. Это совпадение личности правителя или какого-то его действия с тем, что ждет от него общество, требуют история, традиция, иногда чрезвычайные обстоятельства.
Разницу между легитимностью и легальностью можно понять на следующем примере. Правительство любого суверенного государства имеет право при определенных обстоятельствах начать военные действия против какой-то державы, тогда как никакие иные организации и инстанции в суверенном государстве такого решения принять не могут. Легально начать войну имеет право только правительство. Легальность подобного акта, когда он осуществляется в соответствии с прописанными и законодательно закрепленными процедурами, не подлежит сомнению.
А вот конкретное объявление войны той или иной стране при тех или иных условиях может быть как легитимным, так и нелегитимным. Если история не оставляет иного выхода или если народ, общество одобряют такой поступок правителей, осознавая его необходимость, то вступление в войну будет и легально, и легитимно. Примером такого случая является начало войны СССР против нацистской Германии. Сталин имел право начать войну с точки зрения легальности, и это было полностью легитимным шагом, подтвержденным исторической необходимостью и волей народа к свободе от напавшего первым врага.
В другом случае, когда войны можно избежать, но правители все же принимают решение о ее начале, вопреки настроениям большинства, это легально, но не легитимно. Таковой была русско-японская война начала ХХ века.
И наконец, в исключительных случаях, когда законная власть парализована и не способна принять решение, какие-то группы людей могут сами приступить к боевым действиям, минуя легальные процедуры, но опираясь на легитимность истории и волю народа. Таким действием было собрание ополчения в Новгороде князем Мининым и гражданином Пожарским для борьбы с польско-литовскими оккупантами.
Именно народ и история его делают решение легитимным. Но народ и история постоянно движутся, никогда не стоят на месте. И поэтому все формальные нормы права, выработанные в других обстоятельствах и в другом историческом контексте, не могут угнаться за этой жизнью. Более того, есть случаи, когда легального выхода из положения просто нет - и в законе подобной ситуации не описано. Особенно это касается чрезвычайных ситуаций - политических кризисов, социальных волнений, природных катастроф, войн и смут. Основное определение легитимности - это совпадение воли народа и власти в конкретном действии, решении, выборе.
Заключение
Анализируя данную тему, можно сделать вывод, что легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе - юридический. Исторически сформировались несколько типов легитимности: легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; Основа – общее понимание норм, установленных законом; идеологический тип легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; Основа – идеологические ценности; традиционная легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; Основа – традиции, традиционное сознание; структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; Основа – специфические политические структуры; персональная (харизматическая) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; Основа – личный авторитет правителя; политическая целесообразность – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.
Подводя итоги данной работы, можно доложить, что цель данной работы - разобраться с легитимностью и легальностью политической власти - достигнута.
Задачи, поставленные в этой работе выполнены:
1. Уточнены понятие и типы легитимности власти.
2. Понятия легитимность и легальность власти стали понятны.
Список литературы:
1. Вебер, М. Политика как призвание и профессия. Избранные произведения / М. Вебер. – М. : Прогресс, 1990. – 642 с.
2. Гаджиев, К. С. Политология / К.С. Гаджиев – М: Логос, 2001. – 488 с.
3. Дегтярев, А. А. Основы политической теории / А. А. Дегтярев. – М. : Высшая школа, 1998. – 239 с.
4. Соловьев, А. И. Политология. Политическая теория, политические технологии / А. И. Соловьев. – М. : Аспект Пресс, 2006. – 559 с.
5. Held, D. Models of Democracy / D. Held. – Stanford, 1990. – Р. 56.
Соловьев А. И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М. : Аспект Пресс, 2006. С. 350.
Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избранные произведения. М. 1990. С. 31.
См. : Held D. Models of Democracy. Stanford, 1990.
Гаджиев К. С. Политология. М. : Логос, 2001. С. 146.
Дегтярев А. А. Основы политической теории. М. : Высшая школа, 1998. С.226.
В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.
Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.
Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.
Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.
Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация – насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т.е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».
Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная – на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.
На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.
Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.
Другими словами, легитимность власти – это
а) признание власти населением;
б) принятие власти как правомерной и справедливой;
Термин «легитимность » иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.
Легальность власти означает, что
а) власть имеет законное происхождение;
б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);
в) власть сама подчиняется закону.
Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.
Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).
Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти . Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.
Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.
Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.
Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.
Современная политическая ситуация в мире такова, что, уснув вечером при одном политическом режиме, утром можно проснуться при совершенно другом. Многие ли задаются вопросом, насколько законен подобный способ смены власти? Можем ли мы, простые граждане, каким-либо образом повлиять на события, происходящие в стране без нашего ведома?
В связи с событиями, которые сегодня происходят в Европе и в мире в целом, каждый социально активный гражданин должен иметь хотя бы минимальное представление об языке политики.
От незнания этого языка многие граждане путают схожие по звучанию понятия, например, такие как «легитимность власти» и «легальность власти».
Чтобы не возникало недопонимания между представителями власти и простыми гражданами, нужно точно знать, не только что обозначают оба эти понятия, но и многие другие политические термины.
Согласно словарю иностранных слов «легитимный» значит «законный, соответствующий праву», в юриспруденции под этим термином понимается «находящийся, в соответствии с действующим в данным государстве законом». Если говорить о политическом аспекте этого понятия, то можно сказать, что «легитимный» — это одобренный народом.
Таким образом, легитимность власти означает доверие от большинства населения страны к той или иной государственной структуре, будь то аппарат Президента или какая-то отдельная политическая партия, в данный момент находящаяся у власти.
Это согласие народа с тем, чтобы именно этот политический деятель или партия представляла их интересы не только на национальном, но и на международном уровне. Вместе с тем, это также и способ, которым население признает за государственной властью право принимать решения, касающиеся всей страны и всего народа, ее населяющего.
Подобное одобрение связано с моральной оценкой представителей власти, представлениями об их благородстве, честности, справедливости, порядочности. Считается, что легитимная власть действует в интересах большинства населения и на его благо.
Именно с этой целью в период предвыборной кампании различные политические партии стараются внушить массам идею о том, что все их решения после избрания будут направлены на улучшение жизни народа.
Легитимность позволяет обеспечить повиновение населения без каких-либо принудительных мер, в противном же случае – служит основой для оправдания необходимости применения силы. Но чаще всего, легитимная власть авторитетна и эффективна без подобных крайностей.
Типы легитимности
В социологии существует несколько типов легитимности власти, выделенные разными учеными, но три основных типа разработал немецкий социолог Макс Вебер, это:
- традиционная;
- харизматическая;
- и рационально — правовая.
Традиционная легитимность
Формируется на основе веры людей в святость и незыблемость власти и необходимой неизбежности подчиняться ей. В этом случае власть получает статус традиции. Такой тип был свойственен Российской империи, когда власть передавалась от отца к сыну.
Царь или император считался помазанником Божьим и «отцом» народа, неподчинение которому было невозможно для простого крестьянина. Если говорить о современном мире, то традиционная легитимность наблюдается в Японии.
Согласно официальной японской историографии, власть императорской династии передается от отца к сыну со времен появления японской государственности (2 половина 7 в. н.э.). Император обожествляется и почитается всем населением страны без исключения.
Второй тип легитимности
Харизматическая, связан, в первую очередь, с личностью политического лидера, с верой населения в его исключительные личностные достоинства и авторитет. Харизма руководителя накладывает отпечаток на всю его политическую систему, население испытывает желание неукоснительно подчиняться ему.
Примером харизматической легитимности в наши дни может служить начало правления В.В. Путина. Доверительное отношение к Президенту народа перешло и на партию «Единая Россия», программу которой поддерживает сам Президент.
Рационально — правовая легитимность
Возникает в результате признания населением справедливости действий и поступков лиц, стоящих у власти. Народ понимает необходимость выработки правил общего поведения (норм), следование которым создает возможность для реализации его собственных целей.
Таким образом, рациональная легитимность имеет под собой правовую основу и характерна для сложно организованных обществ. Пример такого типа легитимности можно наблюдать в США, где существует всего две партии: республиканская и демократическая.
Лидеры этих партий со временем могут сменяться, поэтому на выборах население обращает основное внимание на те программы, которые предлагает каждая партия, а не на того деятеля, который ее представляет.
Легитимность и легальность: соотношение понятий
Часто понятие «легитимности» путают с «легальностью». Исходя из политологического словаря, «легальность» — это юридическая правомерность политической власти (парламента, правительства, главы государства и т.д.).
Другими словами, это соответствие власти действующему в стране законодательству. В то же время легальная власть может не получить одобрение народа (легитимности), и не прислушиваться к его мнениям и суждениям.
Подобная ситуация характерна для современной Украины. Во время последних выборов Президента часть Украины, а именно Донецкая и Луганская области, в выборах не участвовали, что сделало власть нового Президента не легитимной. Однако при этом, она была легальной, так как выборы происходили по действующим в стране законам.
Таким образом, легитимное государство имеет полное право требовать от своих граждан соблюдения нормативно — правовых норм, поскольку в нем на первом месте стоит власть закона. Независимо от отношения граждан к отдельным личностям в политической структуре, народ обязан подчиняться законам, действующим в данном государстве.
Благодаря легитимности власти в государстве обеспечивается механизм передачи от одного поколения людей к другому права выбора того политического режима, с которым они согласны и который одобряют.